Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей у дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитатель МАДОУ Детский сад №232

Салимгареева Дилара Радиковна

 

   Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети: сообразительные и не очень, коммуникабельные и необщительные. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Бэби Бум, у многих есть игровые приставки и компьютер. Все дальше  и дальше на задний план уходит интерес к литературе. Родной язык помогает детям воспринимать окружающий мир и является орудием общения.    Развитие речи – один из наиважнейших разделов педагогики для детей дошкольного возраста, когда все психологические процессы у ребенка развиваются с непосредственным участием речи.

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, творческую фантазию и дает ребенку образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и достоверность слова; в стихах постигают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними точность и выразительность языка, проявляют как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка младшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.

     Именно в народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.

    Чтение русских народных раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

     Именно в народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы, и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. Вороной конь—это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребёнка при употреблении народных выражений вне их содержания, «по слуху». Это создаёт вычурность, нарочитость, а, следовательно, и фальшь.

    Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

    Также богаты народные сказки сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами.

    Тихеева Е. И.  отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует.

При работе с русской народной сказкой как со средством развития образности речи, можно использовать ряд приемов. Опираясь на исследования Соловьевой О. И. и Бородич А. М., условно разделим их на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.

Приемы:

1. Вопросы. Они должны быть разнообразными, но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» — добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.

2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы?)

4. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

5. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее)?»

6. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны—сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» — со слов «сядут за стол — не нахвалятся» и др.

Фесюкова Л. Б., используя творческое наследие Дж. Родари, а также приемы ТРИЗ и собственный опыт предлагает методическую схему работы со сказкой. На решение задач развития образной речи направлен третий раздел схемы – «Речевая зарядка». Важную роль автор отводит конструированию слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:

- придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок – лесовичок);

- срифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям;

- составить достаточно длинное распространенное предложение в игре «От каждого по словечку». Например: «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» и т.д. Также после прочтения сказки Фесюкова Л. Б. предлагает давать детям пословицы, поговорки, фразеологизмы, выяснять, когда так говорят, что это значит, к каким героям сказки ее можно было бы отнести с полным основанием.

Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_v_nsportal.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитатель МАДОУ Детский сад №232

Салимгареева Дилара Радиковна

   Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети: сообразительные и не очень, коммуникабельные и необщительные. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Бэби Бум, у многих есть игровые приставки и компьютер. Все дальше  и дальше на задний план уходит интерес к литературе. Родной язык помогает детям воспринимать окружающий мир и является орудием общения.    Развитие речи – один из наиважнейших разделов педагогики для детей дошкольного возраста, когда все психологические процессы у ребенка развиваются с непосредственным участием речи.

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, творческую фантазию и дает ребенку образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и достоверность слова; в стихах постигают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними точность и выразительность языка, проявляют как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка младшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.

     Именно в народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.

    Чтение русских народных раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

     Именно в народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы, и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. Вороной конь—это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребёнка при употреблении народных выражений вне их содержания, «по слуху». Это создаёт вычурность, нарочитость, а, следовательно, и фальшь.

    Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

    Также богаты народные сказки сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами.

    Тихеева Е. И.  отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует.

При работе с русской народной сказкой как со средством развития образности речи, можно использовать ряд приемов. Опираясь на исследования Соловьевой О. И. и Бородич А. М., условно разделим их на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.

Приемы:

1. Вопросы. Они должны быть разнообразными, но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» — добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.

2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы?)

4. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

5. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее)?»

6. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны—сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» — со слов «сядут за стол — не нахвалятся» и др.

Фесюкова Л. Б., используя творческое наследие Дж. Родари, а также приемы ТРИЗ и собственный опыт предлагает методическую схему работы со сказкой. На решение задач развития образной речи направлен третий раздел схемы – «Речевая зарядка». Важную роль автор отводит конструированию слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:

- придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок – лесовичок);

- срифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям;

- составить достаточно длинное распространенное предложение в игре «От каждого по словечку». Например: «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» и т.д. Также после прочтения сказки Фесюкова Л. Б. предлагает давать детям пословицы, поговорки, фразеологизмы, выяснять, когда так говорят, что это значит, к каким героям сказки ее можно было бы отнести с полным основанием.

Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в развитие творческих способностей ребёнка.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка. Занятие театрализованной деятельностью развивают его память,внимание,совершенствуют речь и пластику движений,способст...

Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная де...

Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей

Занятие театрализованной деятельностью развивает  память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей....

театрализованная деятельность в развитии творческих способностей дошкольников

Данная статья рассказывает о развитии творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность...

Опыт работы "«Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей дошкольников»

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учит...