Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ
статья по теме
интегративные формы с родителями. Исторические сведения, виды, общая характеристика, выводы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_formy_raboty_s_roditelyami_v_dou.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ.
Обновление системы дошкольного образования обусловило необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности. В семье ребенок находит примеры для подражания, там происходит его социальное рождение.
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений.
Но мы можем отметить, что и ранее этому отводилась значительная роль.
Например, в 1921г. основными формами работы с родителями были: доклады, собрания, посещение детей на дому.
Годы | Формы работы ДОУ с родителями воспитанников |
1921г | доклады, собрания, посещение детей на дому. |
1927г | педагогические консультации |
1938г | вечера для родителей |
1947г. | Коллективные и индивидуальные формы работы. |
1958г. | Кружки |
1970-1980гг. | Беседы и консультации, лекции и конференции, открытые занятия |
1990г. | Вечера вопросов и ответов, родительские клубы, школа для молодых родителей, педагогические советы с участием родителей, конференции, наглядная пропаганда: уголки для родителей, ширмы, фотостенды, памятки, информационные корзины. |
1990-2007гг. | Все выше перечисленные формы работы и совместные детско – родительские занятия в условиях ДОУ |
2007- 2014гг. | Интерактивные формы работы |
В современном дошкольном образовательном учреждении используются интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Давайте рассмотрим, что же такое «интерактив»? Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter» - это взаимный, «act» - действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Отсюда, интерактивные формы взаимодействия – это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Интерактивные формы взаимодействия позволяют учитывать специфику и воспитательный потенциал каждой семьи.
Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:
- это специальная форма организации условий взаимодействия;
- взаимодействие, в котором все участники оказываются в процессе познания и обсуждения;
- диалоговое общение, в котором учитывается мнение каждого.
Задачами интерактивного взаимодействия являются:
- выявление многообразия точек зрения;
- обращение к личному опыту участников;
- поддержка активности участников;
- соединение теории и практики;
- взаимообогащение опыта участников;
- поощрение творчества участников.
Таким образом, интерактивные формы работы выполняют не только познавательную функцию, но и диагностическую. С их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей во время диалога.
В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, где реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Рассмотрим интерактивные формы работы чуть ближе.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. Обычно такие встречи проходят в форме дискуссии, симпозиума или дебатов.
Также проводятся семинары-тренинги и мастер-классы, где родители все познают практическим путем, самостоятельно приходя к правильному ответу.
Проводятся в ДОУ и дни открытых дверей, где родители могут влиться в жизнь детского сада.
Так же, в настоящее время активно используются интерактивные игры.
Интерактивная игра – это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию, которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.
Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействовать.
Интерактивные игры могут быть классифицированы по разным основаниям:
- в зависимости от целей: закрепляющие, обучающие;
- в зависимости от количества: парные, групповые.
Так же они могут быть вербальные – это диалог или общение, и невербальные – «язык тела» и рисунки.
Разберем четыре шага в работе с интегративными играми:
- ШАГ 1. Анализ групповой ситуации
- ШАГ 2. Инструктирование участников
- ШАГ 3. Проведение игры
- ШАГ 4. Подведение итогов
Каждую интерактивную игру можно рассматривать как структурированную обучающую ситуацию, позволяющую родителям развивать новое понимание рассматриваемого вопроса и формировать новые модели поведения.
Еще одна интерактивная форма работы с родителями – это тематические акции. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей. Данные акции могут быть: семейными, групповыми и общесадовскими. Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка.
Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций.
- Определение целей и задач
- Составление плана акций
- Интегративные формы взаимодействия (дискуссии, интегративные игры, семинары – тренинги, мастер-класы)
- Совместные мероприятия
- Подведение итогов
- Поощрение всех участников акции.
Так же используется в работе с родителями такая интерактивная форма работы, как проект. Где все участники процесса принимают участие, ищут ответы на вопросы и практическим путем доказывают свою точку зрения.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.
Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.
Я и мои коллеги также в своей работе используем все перечисленные интерактивные формы работы и, хотим их представить вам, раскрывая тему:
« Физическое здоровье воспитанников в семье и ДОУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных форм работы с родителями Детско-родительская научно-практическая овощная конференция для детей старшего дошкольного возраста
Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы опробировали одну из интерактивных форм работы с семьёй: детско-родительская научно-практическа...
Совместные досуги с родителями и детьми с нарушениями речи как вид интерактивной формы работы с родителями
Данная методическая разработка может быть полезна для учителей- логопедов и воспитателей, работающих в дошкольных учреждениях, поскольку содержит методические рекомендации по организации и пров...
Доклад из опыта работы для педагогов на тему: «Традиционные и интерактивные формы работы с родителями по здоровьесбережению дошкольников»
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми.Здоровье детей напрямую зависит от ...
Из опыта работы "Оптимизация детско-родительских отношений через интерактивные формы работы с родителями"
Описаны эффективные формы сотрудничества с семьями воспитанников...
Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)
В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...
Интерактивные формы работы с родителями. Закрытое сообщество для родителей средней группы "Почемучки"
Закрытое сообщество "Почемучки было создано для эффективного и продуктивного взаимодействия с родителями. Сообщество закрытое и вся информация доступна только его участникам....
Выступление на педсовете. «Интерактивные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй». Опыт работы.
Организация взаимодействия педагогов с родителями и воспитанниками является одним из сложных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения....