Художественная литература на тему: "Воспитание вежливости"
учебно-методический материал по теме
ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ
КТО ВЫРАСТИЛ ЯБЛОЧКО? Е. Фролова
Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит
- Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мама
- Не меня благодари, Настенька, — ответила мама, — а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды
Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелестела в ответ яблонька:
- Спасибо, Настенька, за твою благодарность, но без заботы садовника я никогда не вырастила бы такие вкусные яблоки.
Садовник как раз работал неподалеку. — Дедушка, — сказала Настенька, -спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.
— Не меня благодари, девочка, а солнышко, — улыбнулся садовник, — без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.
«Так вот, кого нужно благодарить», — обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:
— Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яблоки!
Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке:
— И мама, и яблоня, и садовник, — все мы старались, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.
Вопросы и задания к сказке:
• Нравится ли вам, когда вас за что-либо благодарят.
• Как вы думаете, слышит ли природа благодарность человека?
• Перечислите, чему в природе вы благодарны больше всего, и объясните почему?
Мексиканская сказка
Вежливый кролик
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!"
И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
- Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
- Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
- Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:
- Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!
Урок вежливости - Маршак С.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:- В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести...
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям -
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
ДОБРОТА
Даром ни одно доброе дело не пропадает.
Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
- Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать? Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.
- Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.
- Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин, — не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
- Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.
- И я! И я! И я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски. Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
А.Неелова
«Осенняя сказка»
— Принеси мне, сынок, винограду, — сказала больная птичка маленькому соловью. Птенчик прыгал по траве и купался в утренней росе. — Слетай, моё дитятко, найди спелую ягоду. Так хочется чего-нибудь сладкого! Если я её съем, то скоро поправлюсь.
— Лечу, мама. Ещё роса не успеет сойти, как я вернусь обратно. Лежи в гнезде и жди меня.
Соловей расправил маленькие крылышки и полетел на виноградник дедушки Радойко. Там зрели спелые жёлтые гроздья.
Дедушка Радойко сидел под персиковым деревом и плел из прутьев корзину. Иногда он протягивал руку, срывал мягкий персик, съедал его и снова склонялся над корзиной. За спиной у него валялся пустой бидон из-под керосина. Время от времени дедушка ударял по нему палкой. Так он пугал птиц, чтобы они не клевали виноград.
Соловей сел на ветку над головой дедушки Радойко и стал чирикать.
для моей больной мамы. Мама лежит в гнезде и ждёт. Можно?
Но старый дедушка не ответил, потому что не понимал птичьего языка. Просьба соловья показалась ему песней.
— Ох, как красиво поёт пичужка! — вздохнул старик, сдвинул шапку на затылок, потянулся и сорвал ещё один персик.
Птенчик испугался, взмыл кверху, отлетел в самый дальний конец виноградника и уселся на лозу. Огромные гроздья прозрачных янтарных ягод свисали с веток. Но соловей не хотел срывать ягоды без разрешения дедушки Радойко. Он спустился на землю и стал искать между корнями, не валяется ли где-нибудь упавший виноград. Под соседней лозой лежала одна ягода. Она упала с верхней ветки и так сильно ударилась о землю, что лопнула. Только птенчик потянулся к ней, как раздался невероятный грохот — это дедушка Радойко ударил палкой в пустой бидон.
Соловей в ужасе отскочил и полетел обратно к гнезду. Он уселся возле больной мамы и рассказал ей о своей неудаче.
— Ничего, не огорчайся, — вздохнула мама и нежно погладила его крылом по голове. — Ничего, мой птенчик, в другой раз принесёшь. Когда дедушка Радойко соберёт виноград, там нечего будет сторожить. Ты слетаешь туда, осмотришь кусты и где-нибудь найдёшь забытую ягоду. Ничего, мой маленький, успокаивала птичка соловья, а глаза её были полны слёз.
Опечаленный птенчик полетел в лес, уселся на ветку орешника и тяжело вздохнул. Как плохо, что он не смог помочь маме! Ему хотелось рассказать кому-нибудь о своём горе. И он запел, да так жалобно, что расплакался белый камень, стоявший неподалёку. Крупные каменные слёзы закапали на песок и чуть не отдавили ногу муравью, который случайно проходил мимо.
Муравей отскочил в сторону и удивлённо посмотрел на камень.
— Почему ты плачешь? — спросил он.
— Соловей меня разжалобил. До того грустно поёт! Не могу сдержать слёз.
Муравей поднял большие круглые глаза к орешнику и крикнул:
— Эй, певец! Чем ты разжалобил камень? Расскажи мне.
Птенчик спустился, уселся перед муравьем и всё ему рассказал.
— Ты и вправду так переживаешь из-за одной ягоды? Нет ли у тебя других огорчений?
— Нет, — ответил соловей.
— Тогда ступай к поросшему мхом колодцу, что стоит около виноградника дедушки Радойко. Там на тропинке ты найдёшь не одну, а целых две ягоды. Каждый день после обеда дедушка Радойко ходит за водой. Вчера он носил большую спелую гроздь винограда, чтобы охладить её в колодезной воде. Когда он шёл обратно, две самые спелые ягоды упали на землю. Я долго не мог оторвать от них глаз. Всё думал: «Вот бы мне прикатить такую ягоду в муравейник!» Да куда там! Я уж и так её толкал, и эдак, всё напрасно. Ягода тяжёлая, а у меня сил мало. Не смог я её с места сдвинуть, сколько ни старался Ты слетай туда, одну съешь, а вторую отнеси своей маме.
Соловей помчался к колодцу и нашёл на тропинке две большие сладкие ягоды. Обрадовался, замахал крылышками, схватил одну, полетел к муравейнику и положил её у самого входа. Потом слетал за второй ягодой и отнес её больной маме.
А. Каралийчев
УШКИ – НЕСЛУШКИ
Пришел папа с работы, просит дочку:
- Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта!
- А я не слышу, – отвечает Анюта, – у меня ушки-неслушки!
- Анюта, – зовет из кухни мама, – отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!
- А я не слышу, – отвечает Анюта, – у меня ушки-неслушки!
- Куда это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка? – просит бабушка.
- А я не слышу, – говорит Анюта, – у меня ушки-неслушки!
Отложил дедушка газету, вздохнул.
- Ведь вот, – говорит, – досада! А я собирался спросить, что тебе на праздник подарить – большую куклу или заводную машинку? Или книжку?
- Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта, и чтобы глаза закрывались! И в самом нарядном платье!
Дедушка приставил к уху ладонь.
- Что? – говорит. – Не слышу… Не разберу…
- Я говорю ку-клу! – что было силы закричала Анюта. И чтобы глаза…
Но дедушка только руками развел.
- Не слышу, – говорит, – ничегошеньки не слышу! Уши словно ватой заложило. Должно быть, на ветру продуло. Вот ведь беда какая!
Вздохнул и стал снова газету читать.
Так и осталось Анюта к празднику без куклы.
А ушки теперь у нее – послушки!
Г. Браиловская
Вопросы к сказки?
Как вы думаете, почему папа попросил дать Анюту ему тапочки?
Почему Анюта говорила, что у нее ушки-непослушки?
Прочему дедушка не купил внучке куклу?
Почему у Анюты стали ушки-непослушки?
Что можно сказать про Анюту, какая она?
Как вы думаете, исправилась ли девочка? Как об этом сказано в рассказе?
ЗАБОТЛИВОСТЬ
Игра «Заботливый хозяин»
Разделите детей па группы. Все дети заботливые хозяева. Они должны подумать и рассказать как
нужно заботиться о своих вещах, одежде, книгах и т.д.. чтобы они прослужили как можно дольше.
Затем педагог показывает детям карточку с рисунком какого-либо предмета, например стола (книги, игрушки, одежды и т.д.) Каждая группа по очереди рассказывает, как она будет заботиться о данном предмете. Группа, которая лучше всех придумает, как можно заботиться о том или ином предмете, получает карточку с этим предметом.
Самые заботливые те хозяева, которые к концу игры наберут больше карточек.
В течение недели попросите детей проявить заботу к тем предметам, которые они получили на карточках в результате игры.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Если человек заботится только о себе, сможет ли он стать по-настоящему счастливым?
• Что произойдет, если родители (дети, учителя, друзья и т.д.) будут заботиться только о себе самих?
• Были ли в вашей жизни случаи , когда вы забывали проявить заботу к свои близким, и к чему это приводило?
Волчья ягода.
Отправились однажды маленькие Петя с сестрой Таней в лес собирать валежник. Босиком , с корзинами за плечами они быстро шли то по мягкому мху, то по каменистой дороге, обходя встречавшиеся по пути колючие кустарники. Все, что могло годиться для топлива: сухая ли еловая ветка, свалившаяся с сосны шишка - дети подбирали и клали в корзины . Было начало осени. Деревья еще стояли в своем зеленом уборе: кое где мелькали в траве колокольчики и золотисто желтые дроки; по кустам и деревьям порхали и щебетали птички. Дети шли, ни на что , не обращая внимания, и только когда им попадались низенькие светло зеленые кустики ежевики или ярко красная малина они на минуту останавливались, чтобы полакомиться сочными ягодами
Все глубже и глубже забирались дети в лес. Там 6ыло больше хворосту, чем на опушке, куда чаще заглядывали бедняки и подбирали все, что можно было взять.
Собирая прутик за прутиком, веточку за веточкой- дети незаметно набрали полные корзины. Теперь они решили отдохнуть и позавтракать. Сняв корзины, они поставили их на землю, а сами уселись рядышком под липку, достали из карманов хлеб и принялись за него с аппетитом.
Видя, с какой жадностью Петя ест хлеб, Таня подумала: «Иш, бедный, как проголодался!», отломила половину своего куска и отдала брату. Тот с удовольствием все съел, да еще и крошки подобрал.
Пока завтракали дети, солнце садилось все ниже за деревья, кудрявые верхушки которых красиво вырисовывались на золотистом фоне неба. По лесу пронесся легкий ветерок, напоенный душистым ароматом хвои, трав и кореньев.
Петя поднялся со своего места и стал искать ягоды и грибы. «Таня, Таня, - крикнул он вдруг радостно - иди-ка сюда , смотри, какую и я нашел прелесть!»
Подбежала Таня к брату и увидела красивый кустик , на верхней ветке которого висела блестящая темно- красная ягода. Такой красивой ягоды дети еще никогда не видали. Нагнулся Петя к кустику и сорвал ягоду чтобы полакомиться ею. Тане тоже хотелось попробовать ягоду, и они умоляюще посмотрела на брата. Взглянул Петя на сестру, не стал есть ягоду и говорит: «Нет, не буду есть одни, дам и тебе, милая Таня, отведать. Ты ведь тоже поделилась со мной своим хлебом».
Держит Петя в руках веточку с красивой ягодой, любуется на нее, а сам никак не решается ее попробовать.
— А знаешь что, Таня, — сказал он вдруг сестре, — давай лучше отнесем ягоду мамочке. Мы ведь с тобой полакомились и ежевикой и малиной, а мамочка, кроме сухого хлеба, наверно, ничего не ела. То-то она обрадуется, когда мы принесем ей вкусную ягоду.
— Ты отлично придумал, — похвалила сестра. — побежим скорее домой, становится свежо — далеко мы зашли сегодня в лес.
Дети привязали за спины корзины и отправились домой. Заблудиться они не боялись — дорога, по которой они шли, спускалась прямо к долине, где, окутанная
белесоватым вечерним туманом, среди необозримых полей и лугов виднелась их родная деревушка. Петя бережно нес ветку с ягодой , а Таня собирала на пути попадавшиеся цветы – ей хотелось принести матери маленький букетик.
Наконец они подошли настолько близко, что могли разглядеть свой домик . у дверей на каменной сидела их мать и смотрела на дорогу должны были показаться дети. Вот из темной чащи леса выступили знакомые фигурки и ясно обрисовались на светло-зеленом фоне лугов.
- Мама, мама, — весело крикнул мальчик , подбегая к избушке, - погляди, что мы нашли в лесу. Я первый раз в жизни вижу такую красивую ягоду. Это мы тебе принесли. На, покушай..
Взяла мать ягоду в руки и с ужасом спросила: «Уж не вздумали ли вы есть эти ягоды?»
- Нет, мама, мы только одну нашли и ту принесли тебе.
- Сам Бог вас спас, дети! — воскликнула мать. -Ягода, которой вы так восхищаетесь, называется волчьей ягодой, — она очень ядовита. Кто съест ее — непременно умрет.
И с этими словами женщина бросила ягоду на землю и растоптала ее.
Петя стоял, опустив головку, и чуть не плакал, — бедный мальчик был очень огорчен, что ему не удалось доставить удовольствие матери. Да, не послушайся он своего доброго сердца, наверно, съел бы вместе с сестрой ягоду и таким образом погубил бы и себя и ее.
ВОПРОСЫ и задания к сказке:
• Какими были дети из сказки, и что их спасло от смерти?
• Представьте, что добрая волшебница, видя доброту детей, превратила волчью ягоду в волшебную. Как волшебная ягода поможет детям?
А.Неелова
ДРУЖБА
«Девочка и Ромашка.»
Ясным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет. Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Подошла девочка к камню и спрашивает:
— Кто там плачет под камнем?
— Это я, Ромашка, — послышался слабый голос. — Освободи меня, девочка, давит меня камень...
Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.
— Спасибо тебе, девочка, — сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. — Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.
— Как же ты попала под камень? — спросила девочка.
— Обманул меня Каменный Гнет, — ответила Ромашка. — Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.
Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.
— Как хорошо быть твоей, девочка! — часто говорила Ромашка.
— А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Если бы ты была ничья?
— спросила девочка.
— Я бы умерла от горя,— тихо сказала Ромашка.
— Но я знаю, что ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вон та Огненная Маковка — она дружит с Солнышком. Солнышко шепчет ей: «Ты моя. Огненная Маковка». Я слышу этот шепот, когда всходит Солнце, и Маковка раскрывает свои лепестки. А вот тот Василек — товарищ Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!» Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.
В. Сухомлинский
Вопросы к сказке?
• Согласны ли вы с мнением Ромашки, что «ничьих цветов не бывает»?
• Есть ли у вас друзья-цветы?
• Как вы думаете, что произошло бы с Ромашкой, если бы девочка не освободила ее?
• Как вы думаете, трудно ли быть настоящим другом? Что необходимо для того, чтобы дружить по-настоящему?
• Напишите и нарисуйте продолжение сказки.
• Кто в природе с кем дружит? Напишите сказки о разных друзьях из мира природы.
• Есть ли в мире природы кто-то, с кем все дружат, с кем никто не хочет дружить, с кем очень легко или очень трудно дружить?
• Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть другом природы? Что могут сделать для природы ее лучшие друзья?
• Нарисуйте девочку и Ромашку из сказки.
В. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы"
Конспект Совета педагогов на тему "Воспитание у дошкольников общечеловеческих ценностей средствами художественной литературы"...
НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ «ТЕАТР ВЕЖЛИВОСТИ»
Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувство самоуважения и уважения к другим, умение и желание придти на помощь взрослым и сверстникам....
Этическая беседа на тему: «Воспитанность и вежливость»
Цель: формирование умения у детей проявлять вежливое обращение к окружающим...
Занятие по чтению художественной литературы в старшей группе «Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»
Цель: сформировать общую культуру личности: навыки общения, правила этикета.Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.Задачи:Воспитательные:- формирование нравств...
Конспект НОД по ФГОС чтение художественной литературы в средней группе детского сада Тема: «Путешествие в мир доброты и вежливости».
Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация...
Занятие по чтению художественной литературы в старшей группе «Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»
Цель: сформировать общую культуру личности: навыки общения, правила этикета.Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.Задачи:Воспитательные:- формирование нравств...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет».
Образовательные задачи.• Выучить стихотворение Р. Сефа «Совет», учить выразительно читать его.• Продолжать учить детей быть вежливыми• Формировать культу...