Адаптация и здоровье
консультация по теме
Проблема адаптации детей к условиям ДОУ актуальна всегда. От того, как пройдёт привыканиеи ребёнка кновому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам. зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучие существование в детском саду и в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikh.konsul.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
… Только тогда, когда педагоги будут знать, что надо
делать, они смогут делать.
П.П.Блонский
Первая встреча ребенка с дошкольным образовательным учреждением – один из наиболее сложных и ответственных моментов как в его жизни, так и в жизни родителей и педагогов. Адаптация (приспособление) всегда сопровождается напряжением всех систем организма участников этого сложного социально – психологического процесса и проходит три этапа.
На первом – ознакомительном – этапе происходит конфликт старых и новых форм поведения, обусловленный получением информации о новой среде или изменением старой среды (стадия «культурного шока»).
На втором этапе – мобилизации идут в ход все ресурсы, направленные на приятие новых условий среды, новых форм и стандартов поведения.
Для третьего этапа – действия – характерна успешность действий в новых условиях и сочетании внутренней (психологической) и внешней (поведенческой) адаптации.
Все этапы адаптации проходят не только дети, но и педагог. Именно он обеспечивает каждому новенькому успешную адаптацию. И не только. Он и сам должен что-то изменить в собственном поведении. Суть в том, что педагог не только субъект, он и сам становится объектом адаптации, на которого активно действует ребенок, привыкающий к новым условиям. А действительность новых условий для ребенка – это прежде всего частые простудные заболевания, тяжелое прощание с родителями, долгие страдания (истерики, капризы, отказ от еды, агрессия, страхи и т.д.). Для воспитателя же это психоэмоциональное напряжение, обусловленное ситуацией «быть готовым» к контакту с незнакомым ребенком, его родителями, демонстрация некоего профессионального чуда и перед родителями, и перед детьми.
Возраст ребенка при поступлении в дошкольное образовательное учреждение разный: и 1й, и 2й, и 3й год жизни. Однако первое посещение детского сада для ребенка любого возраста – стрессовая ситуация. Связано это не только с тем, что его жизнь в семье проходит в иной пространственно – временной реальности, но и с функциональной незрелостью организма, несовершенством приспособляемости к изменяющимся условиям среды, со слабой выносливостью нервной системы.
Отсюда рождается вопрос: какие факторы могут воздействовать на процесс адаптации к новым жизненным обстоятельствам?
- В первую очередь – фактор среды, т.е. материальное пространство, в котором организуется жизнедеятельность детей.
- Следующий фактор, организация времени, т.е. режим дня, оказывает влияние на адаптацию, потому что режим в семье порой существенно отличается от распорядка для дошкольного учреждения.
- К этим факторам приплюсуем отсутствие опыта общения с чужими взрослыми и детьми. Чем меньше этот опыт, тем сложнее и длительнее процесс формирования отношений с воспитателями и со сверстниками.
Психолого – педагогическая литература, содержание которой – адаптация детей к дошкольному учреждению, в основном определяет два основных условия, способных изменить процесс привыкания ребенка к новым для него жизненным обстоятельствам:
- Семья ребенка, его родители;
- Специальная работа педагогического коллектива, направленная на обеспечение благополучной адаптации ребенка, впервые поступающего в группу.
Какие же правила следует соблюдать родителям?
Во – первых, до поступления ребенка в дошкольное учреждение желательны неоднократные кратковременные экскурсии в группу, с тем что бы познакомиться с воспитателем. Лучше делать это в вечернее время. Так легче сныть эмоциональное напряжение, установить контакт с педагогом – и родителю, и ребенку.
Во – вторых, рассказать воспитателю об индивидуальных особенностях ребенка: его темпераменте, характере, привычках, любимых занятиях, предпочтениях в еде и т.п.; сообщить о том, как в семье реагируют на его неадекватное или нежелательное поведение (например, капризничает, злится или шалит); познакомить с особенностями режима дня в семье (когда и кА засыпает и просыпается, как происходит кормление – сопровождается ли особым ритуалом, как организуется бодрствование); сообщить о культурно – гигиенических навыках – как сформированных, так и несформированных (умеет ли самостоятельно и аккуратно есть, одеваться, раздеваться, пользоваться носовым платком, горшком и т.п.); рассказать о том, как формировался опыт общения со взрослыми и сверстниками, каков круг общения (умеет ли быть доброжелательным. Играет ли совместно с другими детьми или рядом, знает ли необходимые правила для установления и поддержания контакта как со взрослыми, так и с детьми и следует ли этим правилам).
Что касается педагогических правил введения детей в условия дошкольного общеобразовательного учреждения, до сих пор актуальны предложения изложенные Н.Д.Ватутиной. речь идет о следующем:
- Договориться о том, что можно разрешать, а что следует запрещать. При этом необходимо помнить большое число запретов отрицательно действует на нервную систему ребенка, а предъявляемые требования должны быть посильны и выполнимы.
- Настроить ребенка на предстоящий режимный процесс, создать установку, сообщить, зачем и куда его ведут, что сейчас произойдет. Все режимные процессы нужно проводить спокойно, без суеты, без причинения ребенку неприятных ощущений.
- Учитывать уровень развития культурно – гигиенических навыков и в зависимости от этого дифференцировать приемы и методы педагогического воздействия.
- Создать такой режим в детском саду, который соответствует принципам преемственности, последовательности, учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Несомненно, данные общие правила известны воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Хочется отметить еще один фактор адаптации – активность самого ребенка. Когда родители приводят малыша в детский сад, он не знает о том, что ему предстоит приспосабливаться к новым условиям жизни. Ребенок просто живет. Его активность определяется нуждами организма и потребностью в любви, заботе, ласке, добром внимании, а также в новых, интересных, увлекающих стимулах. Новая окружающая обстановка и пугает, и увлекает: другая мебель, новые игрушки, неисследованное место. М.В.Осорина психологически точно определяет: «Для ребенка «быть существующим» - значит занимать определенное место в этом мире. Если нечто есть, то оно обязательно имеет свое место в пространстве. Наличие места является для детей необходимым и достаточным признаком существования». Именно это обстоятельство побуждает ребенка обозначить, укрепить, застолбить свое место в пространстве, сделать его своим. На наш взгляд, именно этот фактор (активность ребенка) может стать ведущим в процессе адаптации к детскому саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка
В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...
Адаптация к здоровью
Повышение адаптивных возможностей детей с задержкой психического развития в коррекционной работе детского сада с использованием здоровьесберегающей технологии Одним из условий успешной адап...
Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни.
Здоровый стиль жизни дошкольника...
Роль воспитателя в сохранении психического и физического здоровья дошкольников в период адаптации.
В дошкольном учреждении с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Этот период адаптации детей давно является предметом и...
Доклад на тему : "Адаптация и здоровье."
доклад....
Факторы, определяющие адаптацию и здоровье обучающихся начальной школы.
Немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть...
Круглый стол с родителями "Адаптация и здоровье"
Адаптация к детскому саду тяжелое время для каждого ребенка и для родителя это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму. к новым отношениям, но и выработка новых умений, н...