Консультация для родителей "Адаптация ребенка в детском саду" (цветная)
консультация (младшая группа) по теме

imageАдаптация ребенка
к детскому саду

 

 

 

 

 

 

 

 

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация - от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

imageАдаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

Bpaчи  и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

imageТяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

 

imageФакторы, от которых зависит течение адаптационного периода

 

 

1.   Возраст.

2.   Состояние здоровья.

3.   Уровень развития.

4.   Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5.   Сформированность предметной и игровой деятельности.

6.   Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

 

Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада

 

*  Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

*   Наличие у ребенка своеобразных привычек.

*   Неумение занять себя игрушкой.

*   Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

*   Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ

 

*   По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

 

 

*   Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.

 

image

*   Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».

 

 

*   Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

 

 

*   Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.

 

 

*   Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

 

 

 

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

image

*    самостоятельно садиться на стул;

*   самостоятельно пить из чашки;

*    пользоваться ложкой;

*    активно участвовать в одевании, умывании.

 

 

Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители.

 

*   Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны.

 

 

*   Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

 

 

*   Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.

 

 

*   Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка.

image

 

 

 

 

 

 

 

Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

imageПланируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели поceщения ребенком  детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.

Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.

Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища, воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу,  должны знать как можно больше о его привычках и стараются по возможности,  создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото).

Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей - быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимать ребенка как можно чаще.

 

imageУсловия уверенности и спокойствия ребенка  - это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

 

 

 

 

 

 

 

Ваш ребенок 
пришел в детский сад

 

 

 

 

 

 

 

*                    Установите тесный контакт с работниками детского сада.

*                     Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.

*                     Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.

*                     Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.

*                    С 4 по 10 день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.

*                     Поддерживайте дома спокойную обстановку.

*                    image Не перегружайте ребенка новой информацией.

*                     Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

 

 

 

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

 

*   Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

*   Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

*   Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.

*   Принесите в группу свою фотографию.

*   Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).

*   Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

*   imageПосле детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.

*    Устройте семейный праздник вечером.

*   Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

*   Будьте терпеливы.

 

image

Что делать, если ребенок не хочет идти спать

 

 

*        Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает).

*        Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.

*        Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.

*        Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.

*        Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.

*        Спойте ребенку песенку.

*        Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

 

 

 

 

 

 

image

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

 

 

 

*              Твердо решите для себя, необходимо ли это.

*              Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.

*              Убирайте игрушки вместе.

*              Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.

*              Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

*              Сделайте уборку, игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.

*              Учитывайте возраст и возможности ребенка

 

 

 

imageАдаптация ребенка
к детскому саду

 

 

 

 

 

 

 

 

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация - от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

imageАдаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

Bpaчи  и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

imageТяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

 

imageФакторы, от которых зависит течение адаптационного периода

 

 

1.   Возраст.

2.   Состояние здоровья.

3.   Уровень развития.

4.   Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5.   Сформированность предметной и игровой деятельности.

6.   Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

 

Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада

 

*  Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

*   Наличие у ребенка своеобразных привычек.

*   Неумение занять себя игрушкой.

*   Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

*   Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ

 

*   По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

 

 

*   Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.

 

image

*   Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».

 

 

*   Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

 

 

*   Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.

 

 

*   Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

 

 

 

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

image

*    самостоятельно садиться на стул;

*   самостоятельно пить из чашки;

*    пользоваться ложкой;

*    активно участвовать в одевании, умывании.

 

 

Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители.

 

*   Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны.

 

 

*   Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

 

 

*   Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.

 

 

*   Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка.

image

 

 

 

 

 

 

 

Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

imageПланируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели поceщения ребенком  детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.

Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.

Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища, воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу,  должны знать как можно больше о его привычках и стараются по возможности,  создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото).

Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей - быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимать ребенка как можно чаще.

 

imageУсловия уверенности и спокойствия ребенка  - это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

 

 

 

 

 

 

 

Ваш ребенок 
пришел в детский сад

 

 

 

 

 

 

 

*                    Установите тесный контакт с работниками детского сада.

*                     Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.

*                     Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.

*                     Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.

*                    С 4 по 10 день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.

*                     Поддерживайте дома спокойную обстановку.

*                    image Не перегружайте ребенка новой информацией.

*                     Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

 

 

 

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

 

*   Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

*   Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

*   Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.

*   Принесите в группу свою фотографию.

*   Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).

*   Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

*   imageПосле детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.

*    Устройте семейный праздник вечером.

*   Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

*   Будьте терпеливы.

 

image

Что делать, если ребенок не хочет идти спать

 

 

*        Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает).

*        Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.

*        Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.

*        Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.

*        Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.

*        Спойте ребенку песенку.

*        Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

 

 

 

 

 

 

image

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

 

 

 

*              Твердо решите для себя, необходимо ли это.

*              Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.

*              Убирайте игрушки вместе.

*              Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.

*              Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

*              Сделайте уборку, игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.

*              Учитывайте возраст и возможности ребенка

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускные утренники в детском саду "Цветные сны" и "Посылка с загадками"

Материал в помощь музыкальному руководителю при подготовке и проведении выпускного утренника в малокомплектной и полнокомплектной подготовительной группе детского сада....

Консультация "Как адаптировать ребенка к детскому саду"

Уважаемые родители предлагаю вашему вниманию консультацию на тему "Как адаптировать ребенка к детскому саду"...

Консультация "Как подготовить ребенка в детский сад в младшем возрасте"

Консультация для родителей. Как готовить ребенка к поступлению в детский сад. Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно в ближайшее время, поскольку колебания родителей передаю...

Консультация:" Как помочь ребенку в детском саду"

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.Возможно советы психолога облегчат родителям и детям период привыкания к детскому саду.·  Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего ...

Консультация "Как подготовить ребенка к детскому саду"

Консультация создана для родителей...

Консультация для родителей "Ребенок в детском саду"

Что надо знать родителям, отправляя ребенка в детский сад...