Пальчиковая гимнастика.
картотека на тему

Румянцева Елена Геннадьевна

Пальчиковая гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx764.6 КБ

Предварительный просмотр:

Для развития мелкой моторики мы активно используем массажный мячик.

Благодаря этому кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей внимания, памяти, мышления и речи.

Детям очень нравится, они с удовольствием выполняют упражнения, а также используют его в свободной деятельности.

Предлагаю небольшую картотеку игрсмассажным мячиком:

Значение пальчиковой гимнастики для развития речи ребёнка.

Думаю, что многие родители помнят и знают стихотворения, чтение которых сопровождается движениями. О таких стихотворениях я и хочу поговорить. Работая с детьми, я учитываю их возрастные особенности и на занятиях отдаю предпочтение различным игровым формам, часто применяю игру "Расскажи стихи руками". Дети любят повторять движения за взрослыми, на чем как раз и основывается принцип "Расскажи стихи руками". Взрослый сопровождает чтение стихотворения подходящими по смыслу движениями, а детишки повторяют слова и движения за взрослым. Такие стихи я использую как небольшую разрядку на занятиях, так и в качестве воспитательного момента: стараюсь подбирать стихи на определенные темы, чтобы заучивая слова с движениями, детишки запоминали как надо, к примеру, вести себя в той или иной ситуации. Думаю, что такая игра будет интересна и полезна и в домашних условиях. Несколько таких стихотворений хочу вам предложить:


 
Помогаю маме

Маму я свою люблю,
(в воздухе пальчиками рисуем сердце)
В чем угодно помогу :
(ладошками вверх вытягиваем руки вперед, разводим в стороны)
Со стола убрать посуду,
(движениями рук изображаем уборку посуды со стола)
Помогать стирать ей буду,
(движениями рук вверх, вниз изображаем стирку)
Помогу ей пол помыть
(немного нагнувшись водим руками влево, вправо)
И цветочки все полить,
(представляем, что в руке держим лейку и изображаем полив цветов)
Помогу пропылесосить,
(изображаем, что в руках держим пылесос и движениями рук вперед, назад изображаем действие)
На пол ничего не бросить,
(указательным пальчиком водим из стороны в сторону)
Чашку чая ей налью,
(изображем как из чайника наливаем в чашечку чай)
Поцелую, обниму.                
(изображаем воздушный поцелуй и объятия).


Правильно переходим дорогу

Чтобы перейти дорогу,
Ищем светофор в подмогу. 
(приставляем руку ладошкой вниз к бровям и поворачиваем голову влево, вправо)
В светофоре цвета три:
(показываем три пальчика)
Красный включен - подожди,
(указательным пальчиком покачиваем из стороны в сторону)
Желтый цвет когда зажгется.  
Знай, никто не ошибется,
Если смотрит влево, вправо,
(поворачиваем голову налево, затем направо)
Не спускаяясь с тротуара.
А зеленый цвет горит,
Светофор нам говорит:
" Вот теперь я пропускаю,
(вытягиваем руку вперед ладошкой вверх)
Люди смело пусть шагают
".          
(шагаем 
на месте) 


Утром

Когда утром просыпаюсь
(потягиваемся)
Первым делом улыбаюсь,
(улыбаемся)
Постель сразу приберу,
(движениями рук изображаем как застилаем постель)
К умывальнику иду.
(шагаем на месте) 
Личико свое умою,
(ладошками делаем круговые движения у лица)
Я прохладною водою,
Чистить зубки не забуду 
(одной рукой, представляя, что держим зубную щетку, водим влево, вправо около губ)
Каждый день так делать буду.
(показываем указательный пальчик).   


Лучше вместе
Весело играю в мячик,
(вытягиваем руку ладошкой вниз, сгибаем руку в локте, делаем движения рукой вниз, вверх)
Вдруг подходит ко мне мальчик,
(шагаем на месте) 
Просит: "Дай мне поиграть,
(вытягиваем вперед руку ладошкой вверх)
А то скучно мне гулять".
Руки на бока поставил,
(ставим руки на пояс)
И я мысленно представил:
(подносим указательный пальчик к виску)
Будет он сейчас играть,
Ну а я буду скучать?
(хмурим брови)
Нет уж! Ни за что на свете!
(топаем ножкой)
Но подумав я ответил:
(киваем головой)
"Лучше вместе поиграем,
Мяч друг другу побросаем".
(изображаем, что бросаем мяч мальчику).
 

Делаем зарядку

Чтобы было все в порядке,
Делать будем мы зарядку.
(показываем указательный пальчик)
Покачаем головой,
(наклоняем голову влево, вправо)
Наклонимся мы с тобой,
(наклоняемся вперед и выпрямляемся)
Ножкой топнем раз и два,
(топаем ножками)
Умница и ты и я!
(ладошкой показываем вперед и на себя)
А теперь присядим дружно,
(приседаем на корточки)
Всем зарядку делать нужно!
Встанем, вновь присядем мы.
(встаем и опять приседаем)
Вот какие молодцы!  
(встаем)
Зашагали все на месте,
(шагаем на месте)
И вздохнули дружно вместе.
(вдыхаем,поднимаем руки вверх, выдыхаем, опускаем руки).




Запоминаем

Спички детям не игрушки -
Это должен каждый знать!
(показываем указательный пальчик)
 Мы раскроем свои ушки,
(пальчиками немного оттопыриваем ушки)
Чтобы всё запоминать.
Мы поставим на заметку:
(показываем указательный пальчик)
Пальчики свои в розетку
(показываем свои пальчики) 
Ни за что нельзя вставлять.    
(покачиваем указательным пальчиком)
Если гладим утюгом,
(представляем, что в руке утюг, делаем движения рукой вперед, назад)
Не подвергнем риску дом:
(поворачиваем головой влево, вправо)
Выключить мы не забудем,
(изображаем пальчиком нажатие на кнопку и выдергивание провода из розетки) 
Всегда помнить это будем!
(киваем головой)
Ну а если дым мы чуем,
(нюхаем носиком) 
Не сидим и не балуем!
К телефону подбегаем
(бежим на месте)
"01" мы набираем.
(рисуем в воздухе пальчиком цифры "01"). 

«На базар ходили мы»

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины.

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз.

(дети перебирают пальчиками узелки на веревках)

«Осень золото роняет»

(пузырьки, пипетки)

К нам на длинной  тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке

( дети капают 2 капли)

В лужице – смотри, смотри!-

Он пускает пузыри

(дети капают 3  капли)

Стали мокрыми кусты

(дети капают 4 капли)

Мокрый серый воробей

Сушит перышки скорей.

(дети капают 5 капель)

(с кедровыми орешками)

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья –

Красный, желтый, золотой,

Как хорош ты, лист цветной!

«Грибы. Ягоды»(веревки с узелками)

Вылезли  на кочке

Мелкие грибочки:

Грузди и горькушки

Рыжики, волнушки.

Даже маленький пенек

Удивленья скрыть не смог.

Выросли опята,

Скользкие маслята,

Бледные поганки

Встали на полянке.

*

«Зимующие птицы»

(насыпаем в кружку сухой горох.Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку):

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по – прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

 «Домашние животные»

Бельевая прищепка (проверяем на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой).  Поочередно «кусаем» ногтевые фаланги ( от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1 – го двустишия – смена рук.

2                      3             4                         5

Кусается  сильно   котенок – глупыш,

5       4           3             2

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук)

2          3            4            5

Но я же играю с тобой, малыш,

5            4                    3                 2

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

 « Зима. Зимняя одежда»

Научить ребенка застегивать на пуговицы кофту, шубу, пальто и т.д. Сначала у него, наверное, будет получаться застегивать скажем, кофту на одну пуговицу только двумя руками. Постепенно ребенок должен научиться застегивать одну пуговицу одной рукой. И, как говорится, высший пилотаж – 2 пуговицы двумя руками одновременно.

«Транспорт»

(с прищепками)

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай (смена рук).

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

«Ходим» пальцами (указательным и средним) по «зебре» дорожного перехода на ударные  слоги:

Нас с тобой переведет

Пешеходный переход.

Ребенок выполняет это упражнение сначала одной рукой, потом двумя – одновременно.

«Профессии»

(с горохом)

Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше  и ровнее сруб, тем лучше.

Чтобы дом построить новый

Запасаю лес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку,

А потом, потом, потом,

Начинаю строить дом.

« Мамин день. Семья»

Натянуть веревку на уровне плеч ребенка и дать ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение:

Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку.

 «Возращение птиц. Насекомые»

Рисуем соты на бумаге. Пальцы ребенка (указательный и средний) «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги:

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...