Шпаргалка для родителей
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Щепило Елена Митрофановна

Данная "шпаргалка" содержит основные положения, на которых базируется логопедическая работа по обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shpargalka_dlya_roditeley.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шпаргалка для родителей.

При обучении чтению звуковым     аналитико-синтетическим способом необходимо четко разграничить  для ребенка понятия «звук» и «буква». Звук будем обозначать графически в квадратных скобках [ ], буква в кавычках «».      

Звук мы слышим и произносим.

Букву     мы пишем и читаем (видим).

     К сожалению, трудность заключается в том, что количество букв не соответствует количеству звуков.  Так, например,  в нашем языке всего 6 гласных звуков [А, О, У,  И, Ы, Э] и 10 гласных букв «А, О, У, И, Ы, Э, Я, Ё, Е, Ю», так как четыре  буквы «Я», «Е», «Ё», «Ю» обозначают два звука  [ЙА], [ЙО], [ЙУ] и [ЙЭ] или один звук  [А], [О], [Э], [У], в зависимости от места, где он стоит. Это, несомненно, затрудняет понимание ребенком звукобуквенной системы русского алфавита. Мы должны максимально облегчить эту задачу. Поэтому знакомство с так называемыми  йотированными гласными буквами проходит в самом конце обучения чтению.

      На протяжении всех занятий мы будем говорить только о шести гласных звуках, которые мы слышим в речи.

     Что же касается согласных звуков и букв, то  здесь тоже есть свои сложности. Звук произносится совсем не так, как называется буква, его обозначающая. Например,   в русском алфавите есть буква    «Бэ», а звук будет звучать отрывисто – [Б], а не «бэ». Звук буквы «Ша» будет звучать [Ш], а не «ша»    и не «шэ». Для удобства обучения чтению рекомендуется называть буквы так, как произносятся звуки, то есть мы будем изучать звук [П] и  букву  «П», а не «пэ»; звук  [М] и букву «М», а не «эм» или «мэ». Такое называние букв облегчит вашему ребенку процесс усвоения навыка слияния букв в слоги и слова.

     В процессе занятий вы встретитесь с понятием звонкий и глухой согласный звуки. Эти характеристики мы определяем на слух и по вибрации голосовых связок. При произнесении звонкого согласного    звука голосовые связки вибрируют. Это можно ощутить, положив ладонь на область горла. Звонкие звуки, такие, как [Б], [З], [В] и т.д., образуются при участии голоса. При образовании таких звуков, как [П], [с], [Ф] и т.д., голосовые связки не участвуют. При произнесении таких звуков мы не ощутим ладонью вибрации в горле.  Это глухие звуки, они произносятся без участия голоса.

     Звонкие и глухие согласные образуют между собой пары: [Б-П], [В-Ф], [Г-К] и т.д. Но некоторые согласные звуки не имеют таких пар либо по звонкости, либо   по глухости. Это значит, что они всегда глухие, как [Ч], [Х] (у них нет звонкой пары) или всегда звонкие, как [М], [Н] (у них нет глухой пары).

      Следующее понятие, с которым вы встретитесь при обучении ребенка чтению, твердость – мягкость согласных звуков. Эти характеристики согласных определяются только на слух. Например, в слове  лента: 1-й согласный звук     - мягкий, а 2-й и 3-й – твердые. В  фонетике, науке о звуках языка, мягкость согласного звука принято обозначать с помощью запятой с правого верхнего угла буквенного обозначения звука, вот так [В’], [Л’].

     Согласные звуки объединяются в пары по твердости-мягкости, так же как по звонкости-глухости: [Л-Л’], [П-П’],   [Ф-Ф’], [Р-Р’]. И среди этих групп согласных звуков есть звуки,  не имеющие пары по твердости - мягкости. Это всегда твердые согласные звуки [Ж]. [Ш],[Ц] (у них нет мягкой пары) или всегда мягкие согласные звуки [Й], [Ч], [Щ] (у них нет твердой пары).

     Еще одной проблемой при обучении чтению звуковым аналитико-синтетическим способом является несоответствие правил произношения (орфоэпии) и правил правописания (орфографии). Мы будем закрывать глаза на это противоречие при работе со звуками и будем соблюдать правила орфографии при работе с буквами. Так, при звуковом анализе слова корова мы будем говорить о том, что в  этом слове следующие звуки: [К][А][Р][О][В][А]. При написании слова корова под диктовку мы будем диктовать ребенку [корова].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей. Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития

На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов. Большинство родителей п...

Консультации для родителей "Шпаргалки для родителей"

Шпаргалка для родителей Если ребенок плохо ест Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают...

Консультация для родителей «Шпаргалки для родителей»

Консультация для родителей  «Шпаргалки для родителей»...

Консультация для родителей Шпаргалка для родителей «Как справиться с проблемой…»

Если вам не нравятся черты характера вашего ребенкаДля начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не ...

Консультация для родителей "Шпаргалки для родителей или психолог советует"

Материал содержит рекомендации для родителей в воспитании детей, когда родился еще один ребенок, а также информацию о том, как вести себя с ребенком, который:кусается;чрезмерно активен; попал в б...

Консультация для родителей " Шпаргалки для родителей"

quot;Шпаргалки для родителей" - краткие статьи по разным вопросам воспитания...

Газета для родителей "Игралочка" №1. "Шпаргалка" для родителей. Развивающие игры и упражнения.

Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок умел и любил играть, и не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры. Детям нужны родители. Играйте с ребёнком.А моя рубрика в этом вам п...