Шпаргалка для родителей
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Данная "шпаргалка" содержит основные положения, на которых базируется логопедическая работа по обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shpargalka_dlya_roditeley.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шпаргалка для родителей.
При обучении чтению звуковым аналитико-синтетическим способом необходимо четко разграничить для ребенка понятия «звук» и «буква». Звук будем обозначать графически в квадратных скобках [ ], буква в кавычках «».
Звук мы слышим и произносим.
Букву мы пишем и читаем (видим).
К сожалению, трудность заключается в том, что количество букв не соответствует количеству звуков. Так, например, в нашем языке всего 6 гласных звуков [А, О, У, И, Ы, Э] и 10 гласных букв «А, О, У, И, Ы, Э, Я, Ё, Е, Ю», так как четыре буквы «Я», «Е», «Ё», «Ю» обозначают два звука [ЙА], [ЙО], [ЙУ] и [ЙЭ] или один звук [А], [О], [Э], [У], в зависимости от места, где он стоит. Это, несомненно, затрудняет понимание ребенком звукобуквенной системы русского алфавита. Мы должны максимально облегчить эту задачу. Поэтому знакомство с так называемыми йотированными гласными буквами проходит в самом конце обучения чтению.
На протяжении всех занятий мы будем говорить только о шести гласных звуках, которые мы слышим в речи.
Что же касается согласных звуков и букв, то здесь тоже есть свои сложности. Звук произносится совсем не так, как называется буква, его обозначающая. Например, в русском алфавите есть буква «Бэ», а звук будет звучать отрывисто – [Б], а не «бэ». Звук буквы «Ша» будет звучать [Ш], а не «ша» и не «шэ». Для удобства обучения чтению рекомендуется называть буквы так, как произносятся звуки, то есть мы будем изучать звук [П] и букву «П», а не «пэ»; звук [М] и букву «М», а не «эм» или «мэ». Такое называние букв облегчит вашему ребенку процесс усвоения навыка слияния букв в слоги и слова.
В процессе занятий вы встретитесь с понятием звонкий и глухой согласный звуки. Эти характеристики мы определяем на слух и по вибрации голосовых связок. При произнесении звонкого согласного звука голосовые связки вибрируют. Это можно ощутить, положив ладонь на область горла. Звонкие звуки, такие, как [Б], [З], [В] и т.д., образуются при участии голоса. При образовании таких звуков, как [П], [с], [Ф] и т.д., голосовые связки не участвуют. При произнесении таких звуков мы не ощутим ладонью вибрации в горле. Это глухие звуки, они произносятся без участия голоса.
Звонкие и глухие согласные образуют между собой пары: [Б-П], [В-Ф], [Г-К] и т.д. Но некоторые согласные звуки не имеют таких пар либо по звонкости, либо по глухости. Это значит, что они всегда глухие, как [Ч], [Х] (у них нет звонкой пары) или всегда звонкие, как [М], [Н] (у них нет глухой пары).
Следующее понятие, с которым вы встретитесь при обучении ребенка чтению, твердость – мягкость согласных звуков. Эти характеристики согласных определяются только на слух. Например, в слове лента: 1-й согласный звук - мягкий, а 2-й и 3-й – твердые. В фонетике, науке о звуках языка, мягкость согласного звука принято обозначать с помощью запятой с правого верхнего угла буквенного обозначения звука, вот так [В’], [Л’].
Согласные звуки объединяются в пары по твердости-мягкости, так же как по звонкости-глухости: [Л-Л’], [П-П’], [Ф-Ф’], [Р-Р’]. И среди этих групп согласных звуков есть звуки, не имеющие пары по твердости - мягкости. Это всегда твердые согласные звуки [Ж]. [Ш],[Ц] (у них нет мягкой пары) или всегда мягкие согласные звуки [Й], [Ч], [Щ] (у них нет твердой пары).
Еще одной проблемой при обучении чтению звуковым аналитико-синтетическим способом является несоответствие правил произношения (орфоэпии) и правил правописания (орфографии). Мы будем закрывать глаза на это противоречие при работе со звуками и будем соблюдать правила орфографии при работе с буквами. Так, при звуковом анализе слова корова мы будем говорить о том, что в этом слове следующие звуки: [К][А][Р][О][В][А]. При написании слова корова под диктовку мы будем диктовать ребенку [корова].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шпаргалка для родителей. Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития
На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов. Большинство родителей п...
Консультации для родителей "Шпаргалки для родителей"
Шпаргалка для родителей Если ребенок плохо ест Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают...
Консультация для родителей «Шпаргалки для родителей»
Консультация для родителей «Шпаргалки для родителей»...
Консультация для родителей Шпаргалка для родителей «Как справиться с проблемой…»
Если вам не нравятся черты характера вашего ребенкаДля начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не ...
Консультация для родителей "Шпаргалки для родителей или психолог советует"
Материал содержит рекомендации для родителей в воспитании детей, когда родился еще один ребенок, а также информацию о том, как вести себя с ребенком, который:кусается;чрезмерно активен; попал в б...
Консультация для родителей " Шпаргалки для родителей"
quot;Шпаргалки для родителей" - краткие статьи по разным вопросам воспитания...
Газета для родителей "Игралочка" №1. "Шпаргалка" для родителей. Развивающие игры и упражнения.
Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок умел и любил играть, и не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры. Детям нужны родители. Играйте с ребёнком.А моя рубрика в этом вам п...