Откуда берутся неврозы
занимательные факты
размышления на тему неврозов у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nevrozy.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад №119 ОАО «РЖД»
Теоретические материалы для беседы с родителями
«Здоровые родители - здоровые дети. Неврозы.
Откуда они берутся?»
Подготовил
Инструктор по физической культуре
Головлева Т.Н.
Педагог-психолог
Куклева Н.А.
Самара 2013
Цель: обратить внимание родителей на то, что причиной некоторых болезней как у родителей, так и у ребенка, может служить нестабильный эмоциональный фон, повышенная тревожность и нервозность. Привести примеры проявления некоторых нервных заболеваний, их причины. Познакомить с методами снятия нервного напряжения
«Болезнью неведения», «детищем незнания» называет неврозы профессор П.В. Симонов. Человек чувствует себя «выбитым из колеи», ранее привычные звуки и шумы теперь выводят его из равновесия, он раздражается, чувствует в конце рабочего дня «жуткую усталость», но сам человек и его родственники не придают этим изменениям существенного значения. Да и внешне человек выглядит здоровым, свои жалобы он излагает, как бы стесняясь, и все рекомендации окружающих сводятся к советам «взять себя в руки». Но все эти советы не дают желаемого результата, поскольку не учитывают природу этого состояния. А она коренится в длительно существующем, неразрешимом конфликте – семейном (в том числе интимном – сексуальном), бытовом, производительном. И сам человек не может разобраться в истоках своего болезненного состояния, не осознает их истинную причину.
До тех пор, пока человек не осознает причину возникшего нервного срыва и путей преодоления, он остается в плену своих отрицательных эмоций, переоценивает тяжесть имеющегося расстройства, не видит выхода из создавшегося положения.
Неврозы – это чисто человеческое заболевание, которое возникает в социальной среде, в процессе взаимоотношения людей. Человек, подверженный неврозу, нередко сам создает конфликтную обстановку в семье и ли коллективе, подготавливает тем самым почву для новых нервных срывов. Судьба человека, страдающего неврозом, в значительной степени определяется его поступками, индивидуальными характерологическими особенностями, а также условиями его предшествующего воспитания, влияния общественной среды. Поэтому неврозы с полным правом можно назвать болезнями личности.
Невроз (от греч.neuron – нерв, жила) – психическое отклонение от нормы, связанное с мучительными переживаниями, но не всегда признаваемые болезнью.
Характеристика неврозов
Причиной невроза является какое-либо воздействие, глубоко затрагивающее эмоциональную сферу человека. Это может быть страх, пережитый во время автомобильной катастрофы, потеря близкого человека, внезапный испуг, горькое чувство обиды, незаслуженное оскорбление, возмущение неблаговидным поступком сослуживца, неудача во время экзамена, сексуальная травма, напряженная внутрисемейная обстановка, развод с супругом, длительная работа при неправильном трудовом режиме и многие другие факторы, создающие затруднительную, трудноразрешимую для индивида ситуацию. Иногда причина переживаний кажется для окружающих пустячной, никчемной, однако для больного неврозом она чрезвычайно значима и болезненна: все в конечном счете определяется особенностями личности, ее отношением к возникающему конфликту.
Неудачи, несчастья бывают у многих людей, а заболевают неврозами далеко не все. Одни стойко переносят все жизненные испытания, другие становятся несостоятельными под воздействием незначительных ударов судьбы.
При анализе неврозов чаще всего звучит точка зрения, что в своем происхождении они уходят корнями в далекое детство: ошибки воспитания оставляют глубокий след в нервной системе, делают ее более уязвимой и чувствительной к различным стрессовым влияниям. «Изломы» воспитания всегда «фатальны» для жизни человека, особенно если он критически оценивает их и сознательно продлевает, однако они, безусловно облегчают формирование невроза, готовят для него «питательную почву»
В отличие от других проявлений личностной патологии (в частности психопатий) для неврозов характерны следующие признаки:
- изолированность эмоциональных и волевых нарушений – страдает не вся личность, а ее отдельные компоненты (при психопатии – массивность эмоционально-волевых расстройств),
- отчетливое начало: часто больные точно называют дату возникновения невроза, отделяют границу между здоровьем и болезнью (при психопатии «нет начала и нет конца),
- сохраняется критическое отношение к своей болезни (у психопата утрачивается критика к своему поведению, во всех бедах и невзгодах он склонен винить окружающих).
Люди обычно жалуются на болезненные ощущения в области сердца, «нехватку воздуха», покалывания под ложечной области, в правом подреберье и т.д. На «нервной почве» могут развиться серьезные сердечнососудистые, желудочно-кишечные, эндокринные расстройства, которые по мере лечения основного заболевания устраняются.
«Познай самого себя, и ты познаешь вселенную богов», - говорили древние греки. Познание клинических проявлений неврозов, а также их причин и способов преодоления освобождает человека от многих тягостных дней в его жизни, содействует продуктивной трудовой деятельности, приносящей огромное моральное удовлетворение.
Особенностью неврозов, в отличие от психозов, является то, что человек не утрачивает способности различать внешний и внутренний мир и в состоянии признать наличие конфликта в собственной психике. Например, человеку нужно поехать в командировку, но он неоднократно под благовидными предлогами откладывает поездку. В ходе анализа выясняется, что человек боится пользоваться транспортом, поэтому всячески отдаляет момент поездки. В беседе с врачом такой человек может в конце концов признаться в том, что он действительно боится; может даже согласиться с тем, что его страх преувеличен, носит невротический характер, а сам он нуждается в лечении.
Семке В.Я. выделяет три формы неврозов:
- неврастения
- истерия
- невроз навязчивых состояний (психастения)
Неврастения
Неврастения (в пер. с греч. – нервная слабость) является самой распространенной формой неврозов. Она была известна в давние времена, но наиболее детальное описание было дано к концу прошлого века, когда американский врач Дж.Бирд определил её под названием «раздражительная слабость», или «болезнь деловых людей»
Неврастения, как особая форма невроза была впервые описана в США, где условия жесточайшей конкуренции диктовали суровые требования к индивиду: при неудаче и крахе предпринятых усилий его ждала нищета и прозябание, при успехе – приобщение к классу имущих, миллионеров. Влияние непосильных физических и психических напряжений, перегрузок, бешенный ритм городской жизни, ломка привычного стереотипа сельчанина попавшего волею судьбы в город, и связанные с ними эмоциональные реакции сделали состояние нервной слабости чрезвычайно распространённым что очень быстро создало этому неврозу репутацию «болезни века», «болезни цивилизации», «болезни больших городов».
И сейчас проблема переутомления, преодоление чрезмерных эмоциональных нагрузок является актуальной и в теоретическом и практическом отношении и является предпосылкой к появлению неврастении: не случайно ею чаще всего заболевают не те, кто непосредственно участвует в научно-техническом прогрессе, а те кто стоит на его «обочине», несколько в стороне от бурных социальных преобразований. Отмечено, что роль производственных конфликтов в происхождении неврозов с каждым годом уменьшается, уступая место затруднительным семейным, бытовым и сексуальным коллизиям. Увлеченная целеустремленная работа по призванию никогда не приводит к неврозу: принося радость и удовлетворение, она помогает человеку всегда быть «на высоте», ощущать благодатный жизненный тонус, тем самым оберегая от отрицательных стрессов.
Помимо непосредственного влияния на происхождение неврастении отрицательных микросоциальных воздействий, существенное значение приобретают условия воспитания в детском периоде жизни индивида. Рядом исследователей отмечена роль «стимулирующего» воспитания (с требованием только отличных оценок в школе, наивысших достижений в каком-либо виде деятельности) на формирование так называемого неврастенического конфликта, обязательная ставка на высокий уровень притязаний к себе вступает в противоречие с реальными физическими или умственными возможностями и способностями личности. Они нередко переоценивают свои силы, возлагают на себя непосильные задачи, которые приводят, как правило, к возможной неудаче.
Иногда неврастения развивается у лиц, длительное время выполнявших однообразную, неинтересную утомительную работу. Состояния переутомления, раздражительной слабости были описаны, в частности, итальянскими врачами, которые наблюдали его у работников автомобилестроительной промышленности, на протяжении всего рабочего дня стоящих на конвейере. Длительное нарушение ритма труда и отдыха, хроническое недосыпание могут служить основой для невроза истощения, которые можно наблюдать у студентов вузов, пытавшихся в короткие сроки ликвидировать имевшуюся задолженность. Обычно краткий отдых и выключение из затруднительной ситуации содействуют полному восстановлению сил, избавлению от невротического состояния.
Одним из первых её признаков (симптомов) бывают головные боли, которые усиливаются в конфликтной обстановке, к концу рабочего дня, под влиянием физического напряжения: возникают жгучие неприятные ощущения по всей голове, чувство стягивания обручем, шлемом (так называемая «неврастеническая каска»), ослабляющие или полностью исчезающие при эмоциональном успокоении. Им сопутствует масса других неприятных ощущений в виде покалывания в сердце, затрудненного дыхания, усиленной перистальтики кишечника, чувство жжения за грудиной и т.п.Вегетативная нервная система, регулирующая деятельность внутренних органов, как бы выходит из-под контроля: отсюда резкое покраснение или побледнение лица, потливость, частые перебои в сердце, боли в кишечнике, обильные поносы или изнурительные запоры.
В существенной степени преображается и эмоциональная жизнь: на смену веселости и жизнерадостности приходит уныние, подавленность и угнетённость. Больные жалуются на безразличие, отсутствие каких-либо интересов, испытывают тягу к одиночеству. Однако наедине с собой их одолевают мучительные сомнения, чувство вины и неполноценности. Походка делается усталой, расслабленной, жесты замедленными и скупыми. Возникает ощущение, будто человека лишили столь необходимого ему заряда бодрости и энергии: в тягость не только работа, но и пребывание в кругу родственников и близких. Утомление начинает приобретать стойкий, хронический характер. Даже желанный отдых не приносит избавления от усталости.
Пример: пациент, 34 лет, инженер-конструктор промышленного предприятия обратился с жалобой на длительную бессонницу, упорные головные боли, подавленное настроение. Выяснилось, что в семье уже несколько лет напряженные отношения (жена упрекает в малой инициативности и предприимчивости, «не оправдал надежд на блестящую карьеру»). Несколько раз заводил разговор с директором завода о возможном повышении по службе, однако получал уклончивые ответы. Чувствовал вину перед семьей, стал подрабатывать чертёжной работой, которая еще в институте ему не нравилась, казалась утомительной и бесполезной. Вскоре почувствовал резкую физическую слабость и боли за грудиной: обследование не показало никаких отклонений от нормы. Это еще больше его взволновало: стал упрекать себя в слабохарактерности, постоянно пребывал в мрачном настроении, «ничто не радовало», понизился аппетит. Ослабло половое влечение, что «страшно напугало»: нередко возникала мысль о самоубийстве. По-прежнему не щадил себя на работе, однако замечал, что продуктивность падает, перестал справляться даже с самыми простыми заданиями. По настоянию сослуживцев обратился к врачу, долго не верил, что ему смогут помочь. Лишь в процессе длительной «семейной» психотерапии перестроил свои жизненные позиции: жена, уяснив болезненный характер его поведения, переменила отношение – стала более мягкой, щадящей самолюбие мужа, окружила его заботой и вниманием. По совету врача он перешел на более престижную и любимую работу и с осознанием своего нового социального статуса и нормализацией внутрисемейных отношений пришло полное искоренение невроза.
Среди других спутников неврастении встречаются преходящие нарушения жизненных функций. Прежде всего, весьма характерные расстройства сна – сонливость днем, в рабочее время и бессонница в ночные часы. Перед сном больной в деталях вспоминает события минувшего дня, упрекает себя за свою нерешительность и малоинициативность, с нетерпением ждет прихода сна; однако по мере тревожного ожидания сонливость все более улетучивается, а сознание заполняется ненужным анализом своих действий. Даже заснув, он часто просыпается от кошмарных сновидений, весь в холодной поту, с сердцебиениями и одышкой. Заметно расстраивается аппетит: пища становится безвкусной, пресной, во рту появляется неприятная горечь. Снижается сексуальное влечение, половой акт не приносит удовлетворения, часто прерывается преждевременным семяизвержением. Ожидание очередной несостоятельности в глазах сексуального партнера доставляет новые муки и переживания больному неврастенией.
С учетом отрицательных последствий даже легких проявлений неврастении весьма важной социальной задачей, наряду с оздоровлением межчеловеческих отношений, следует признать борьбу с перенапряжением и переутомлением головного мозга, за рациональную организацию труда и отдыха, обеспечение оптимальной трудовой и учебной деятельности.
Истерия
Знаменитый французский невропатолог Шарко Ж. писал : «Истерия – это великая симулянтка», еще её называют «хамелеоном», «протеем, постоянно меняющим свои тона», «обезьяной всех болезней». Поводом к таким сравнениям служит необычайная изменчивость, сменяемость истерических симптомов, напоминающих проявления разнообразных заболеваний, зависимость их внешнего выражения от стиля той или иной эпохи. Так в средние века весьма распространенными были эпидемии бесоодержимости (известно, что в эпоху мракобесия и невежества на кострах инквизиции было сожжено около 9 миллионов подозреваемых в колдовстве и связи с дьяволом, причем многие из них страдали истерией), в более поздние периоды – кликушество, месмеризм и спиритизм, в XIX столетии – масса функциональных неврологических расстройств, в начале текущего века – картины «военной истерии».
Именно в сменяемости и многообразии клинической картины невроза и кроется основное содержание его формы. «Нет ничего постояннее непостоянства истерии», - заметил великий врач Сиденгам Т.
Истерия (в пер.с греч. – матка) долгое время считалась привилегией женщин.
В основе истерического невроза лежит конфликт между высокой самооценкой личности, развившейся на почве недочетов воспитания в детские годы, и значительно более низкой оценкой со стороны окружающих.
Кардинальным признаком истерического невроза является повышенная эмоциональность, внушаемость и самовнушаемость. Недаром истерию определяют как «болезнь воображения» (в отличие от «воображаемой болезни», которая отражает механизма стимуляции).
Весьма показательным является возникновение невроза у 20-летней девушки студентки строительного техникума. Учеба давалась ей с большим трудом (поскольку школьная подготовка была слабой: закончила школу в далеком селе), на третьем курсе её угрожало отчисление из-за неуспеваемости. Девушку тяготило, что родители и односельчане будут её осуждать за леность, она не видела выхода из создавшегося положения. Болезнь развивалась остро: ночью она проснулась от крика хозяйки, у которой она снимала комнату в частном доме: «Пожар! Пожар!» (как потом выяснилось: тлела тряпка около дверцы печи). В панике выбежала на улицу, уже на пороге дома споткнулась, упала и её пронзила страшная мысль, что могла оказаться сожженной заживо. Тут же почувствовала, что ноги не двигаются. При осмотре (спустя 2 месяца с момента болезни) охотно демонстрировала врачу внезапные падения при попытке поставить ее на ноги, хотя в постели свободно двигала ногами. После 5 сеансов лечения гипнозом и оказания помощи в устранении затруднительной ситуации (в оформлении академического отпуска) движения полностью восстановились, устроилась на завод прессовщицей, предварительно получив одобрение со стороны родителей.
Под влиянием сильных впечатлений могут временно развиваться нарушения органов чувств. Чаще наблюдаются расстройства зрения и слуха (истерическая слепота и глухота), иногда – комбинация глухоты с немотой (сурдомутизм). Пример: Бывают случаи немоты, развившееся у молодой женщины, которая вместе с мужем была избита группой хулиганствующих подростков. Муж у нее на глазах скончался от ножевого ранения; помнит, как дико закричала, а потом потеряла голос. Не могла давать следователю показания, а в ответ на его предложения, дать их в письменном виде, внезапно почувствовала напряжение мышц правой кисти (психогенный писчеспазм). Лечение гипнозом дало хороший результат: уже во время первого сеанса смогла громко отвечать на задаваемые вопросы, а к концу лечения истерические явления полностью исчезли.
Очень характерными являются расстройства вегетативных функций: ощущение спазма в горле («истерический комок»), пронзительная головная боль с чувством инородного тела («истерический гвоздь»), обильная потливость, внезапные подскоки температуры, вздутие живота, психогенная рвота и икота.
Описываются случаи мнимой беременности (у женщин длительное время желавших иметь ребенка), внезапного появления у верующих людей крови на кистях рук и стопах (так называемые «стигмы Христа») в период молебна. Последние истерические проявления истерии в настоящее время встречаются значительно реже, а наблюдавшиеся прежде явления одержимости («икотница», кликушество) исчезли полностью, на смену выходят более сдержанные редуцированные формы реагирования, не вызывающие явного социального осуждения.
Примечательны психические нарушения при истерии. Среди психогенных обманов восприятия довольно характерны зрительные и слуховые галлюцинации: при закрытых глазах девушка видит искаженное в гримасе лицо бандита, пытавшегося её изнасиловать; мать видит у изголовья кровати фигуру умершего сына, он просит покормить его, и она встанет ночью выполняя привычные действия; девочка ощущает как кто-то «волосатой рукой» хватает её за горло и т.д.
Типичны выпадания памяти на тягостное событие, резко изменившее жизненный уклад больного (по механизму вытеснения, забывания непринятого факта). Существенно меняется больного истерией: обращает на себя внимание капризность, театральность, искусственность поведения, попытки постоянно играть придуманную им роль. Повышенная внушаемость и самовнушаемость подогревают впечатления о наличии тяжелого, неизлечимого заболевания: отсюда демонстративные – в присутствии другого лица – попытки к самоубийству (стремление выброситься из окна, выпить горсть таблеток, вскрыть себе вены и т.д.). Вместе с тем повышенность повышенная внушаемость объясняет случай «таинственного исцеления» под влиянием «наговоров», молитв, приема пищи из «целебных» источников, приобщение к освященным иконам (атмосфера такого массового внушения описано в романе Э.Золя «Лурд»). Наряду с этим весьма характерны лживость, неискренность в обращении, склонность к фантазированию и яркой рисовке, браваде.
Истерический невроз может впервые возникнуть в детском возрасте, однако чаще всего – в возрасте полового созревания и в момент выхода в самостоятельную жизнь. Другой опасный период для формирования истерической симптоматики возникает в пожилом возрасте: на фоне физического и психологического увядания развивается пестрая и яркая картинка невроза (так называемая «инволюционная истерия»), требующая упорного и комплексного лечения.
Психастения
Данное невротическое состояние, наряду с истерией, относится к специальным человеческим неврозам, блестяще обоснованным И.П.Павловым. Типичен невротический конфликт между желаниями личности и невозможностью их осуществить из-за моральных препон, утрированно понимаемого чувства долга (его выражением могут служить установки «не хочу, но нужно», «хочу, но нельзя»)
Психастения ( в пер. с греч.–психическая слабость) описана в качестве самостоятельной формы невроза в начале текущего столетия видным французским психиатром Пьером Жане (в ряде других стран более распространен термин «невроз психических состоянии»). У больных на передний план выступает повышенная рассудочность, подкрепляемая выработанными под влиянием гиперсоциализирующего типа воспитания запретами и социальными тормозами. Весь смысл и содержание жизни таких натур заключается в тягостных сомнениях (по типу гамлетовского рокового вопроса «быть или не быть?»), извечных колебаниях, бесконечных рассуждениях, подменяющих решительное и эффективное действие.
Клиническая картина невроза выражается в навязчивости трех видов :
- навязчивости идеи (мысли)
- навязчивые страхи (фобии)
- навязчивые действия (обсессии)
Критически оценивая ненужность, а иногда и нелепость этих переживаний, больной тем не менее самостоятельно не может от них избавиться. Иногда с целью их облегчения он прибегает к выработке ритуала – специальной системы защитных действий, на время избавляющих от необходимости выполнения навязчивого акта.
Болезненные сомнения отражают незавершенность волевого акта: человек подолгу размышляет, правильно ли сделано то или иное действие, постоянно перепроверяет уже выполненную работу, иногда стоит на тягостном распутье перед выбором решения (ситуация, напоминающая поведение Буриданова осла, умершего от голода, не выбрав предпочтительного источника питания). Классический пример такой нерешительности проявил в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»: тщательно взвешивая все достоинства и потери от женитьбы, он так и не смог придти к окончательному решению.
Другим симптомом навязчивых мыслей является аритмомания (навязчивое стремление к счету (осуществление в уме сложных арифметических действий). Пример: пациент испытывал потребность в подсчете окон на четвертых этажах зданий: он вынужден был выходить из дому на 10-15 минут раньше, чтобы успеть вовремя на работу; если он не выполнял этого действия, то длительное время испытывал неудобство и неуверенность, не покидало предчувствие какой-то беды. Другой постоянно считал ступеньки при спуске с лестницы. Такой же характер приобретает навязчивое рифмование, произношение стихотворных фраз, отдельных слов, припоминания неприятных событий.
Особенно многообразен мир навязчивых страхов (фобий), что позволило даже говорить о «саде греческих корней». Наиболее актуальными их них являются нозофобии (страх заболеть тяжелой, неизлечимой болезнью): в последние годы весьма распространена боязнь умереть от «разрыва сердца» (кардиофобия), от ракового заболевания (канцерофобия), страх сумасшествия (алиенофобия), бешенства (лисофобия) или заразного заболевания (сифилофобия). Очень тягостны опасения смерти (танатофобия) и ожидания страха (фобофобия). При полном понимание нелепостей своих опасностей больные проявляют паническое беспокойство и тревогу за свое здоровье, заняты скрупулезным анализом внутренних ощущений, подолгу бывают на приемах у врачей, лишь на короткий момент успокаиваясь их разубеждениями. Пример: интеллигентный человек на протяжении нескольких десятилетий испытывал опасения быть укушенным бешеной собакой: для защиты от этих опасностей он изготовлял специальные ватные щитки на голени, периодически осуществляя «контрольные» осмотры в подъездах, избегал мест, где можно было ожидать скопления собак. Иногда фобии такого рода возникают после перенесенного заболевания (например, после приступа стенокардии или после инсульта).
Весьма распространены фобии, связанные с фактом пребывания в человеческом обществе: вне межлюдских отношений их проявления невозможно. Сюда относятся страх одиночества (монофобия), страх многолюдия, толпы (петтофобия), боязнь покраснения (эрейтофобия), боязнь мнимого физического уродства (дисморфобия). При наличии последнего варианта фобии подростки (а именно в этом возрасте чаще всего появляется недовольство своей внешностью) подолгу рассматривают свое лицо («симптом зеркала», описанный профессором М.В.Коркиной), отдельные участки своего тела, настойчиво добиваются от хирурга и косметолога коррекции мнимого недостатка, а при отказе пытаются самостоятельно провести манипуляцию.
Пример: девушка, достала хирургический инструментарий и пыталась у себя в общежитии устранить имевшийся, по ее мнению, неправильный разрез глаз; подруги застали ее всю окровавленную, когда она уже заканчивала «операцию».
Довольно часто в этом возрасте наблюдается боязнь излишней полноты, приводящая к упорному отказу от пищи (нервная анорексия): в ответ на обидное замечание, поддразнивание сверстников девочка принимает решение обязательно похудеть. Так, 15-летняя девушка, которую дразнили «пампушка», в результате систематического голодания (резкое ограничение в пище, искусственное вызывание рвоты, прием слабительных средств) почти в 2 раза «сбросила вес» (с 52 до 32 кг). Такой же упорный характер приобретает боязнь недержания газов: подросток старательно избегает контактов со сверстниками, уединяется, старается чем-либо «перебить» запах, исходящий от него.
Навязчивые страхи могут затрагивать и пребывание человека в физической среде. Таковы страхи темноты, грозы, наводнения, пожара, других стихийных бедствий. Иногда возникает страх замкнутых пространств или, наоборот, открытых площадей, боязнь острых предметов (айхмофобия). Пример: молодой парень боялся выходить на улицу, поскольку у него возникло стремление выискивать плевки на асфальте.
Навязчивые действия могут приводить к многократному повторению одного и того же поступка (к примеру, бессмысленное перекладывание предметов на рабочем столе), неодолимое стремление к произношению нецензурных, бранных слов (копролалия): например, пугающее желание у богомольной старушки к ругани «в божьем храме». Точно такое же устрашающее воздействие на молодую мать производит мысль разбить голову своему ребенку. Как правило, эти контрастные, «хульные» намерения не выполняются, но они весьма драматично переживаются больными. В отличие от них импульсивные действия требуют немедленной, быстрой реализации: таковы стремления к поджегам (пиромания), к бродяжничеству (дромомания или вагобандаж), к запойному пьянству (дипсомания), некоторые сексуальные перверзии, влечение к кражам (клептомания).
В некоторых случаях навязчивости возникают в условиях профессиональной деятельности человека: наглядный пример тому – страх актера перед выходом на сцену (после возникновения приступа сердечной боли в момент спектакля), боязнь спуска вниз у шахтера, который оказался свидетелем несчастного случая на шахте. Как правило, они возникают в определенной обстановке, связанной с психотравмирующей, эмоционально значимой ситуацией: имеет место резко усиленная, гипертрофированная реакции на возникшую опасность. В дальнейшем она появляется по «проторенным путям» в условиях, лишь отдаленно напоминающих первоначальную. Течение дальнейшей формы невроза может быть самым различным: есть случаи, легко поддающиеся лечению; иногда болезнь как бы повторяется, рецидивирует; наконец, бывают затяжные, неблагоприятные варианты, требующие массивной и сочетательной терапии. При длительной, многолетней динамике невроза формируются стойкие малообратимые изменения в характере, свидетельствующие о невротическом развитии личности.
Заключение
Наша жизнь отличается усложнением эмоциональных переживаний, все нарастающей дифференциацией и интеллектуализацией межличностных отношений: требуется большой запас сдержанности, самообладания, умения разумно разрешать психоэмоциональные конфликты. В современных условиях изменилась реакция на обиду: приходится вольно или невольно тормозить свои эмоции, которые не находят физической и биологической разрядки.
Это приводит к заметному нарастанию «психосоматических» заболеваний, отражающих сложное взаимоотношение эмоционального состояния и характера функций внутренних органов и систем (сердца, печени, желудка, кишечника и др.) Можно считать общепризнанной роль перевозбуждения эмоциональной сферы в развитии таких соматических расстройств, как гипертоническая болезнь, мигрень, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, экзема, тиреотоксикоз и др.
Механизм формирования патологического состояния можно представить себе следующим образом: психогенный (микросоциальный) конфликт создает эмоциональное напряжение; при его подавлении двигательные и сосудистые, вегетативные реакции как бы блокируются, вызывая существенные сдвиги в нейроэндокринном аппарате. На первых порах они имеют обратимый, динамический характер, однако при частых и продолжительных стрессовых влияниях становятся стойкими и необратимыми.
Причин неврозов достаточно большое количество, в работе не была упомянута тема детских неврозов (т.к это отдельная, на мой взгляд, тема), но главное, что недостаточное внимание взрослых к такому роду проблемам приводит к переносу во взрослое состояние этих неразрешенных конфликтов и переживаний. Все это происходит потому, что взрослые не знают психических, физиологических, возрастных особенностей детей, а также потому, что не всегда пытаются разобраться в причинах того или иного поступка и поведения малыша.
Большую опасность в помощи людям, страдающим различными неврозами, представляют непрофессионалы (будь то психологи, психотерапевты, врачи и т.п.), т.к. они могут усугубить течение болезненного состояния и оно перейдет в необратимую фазу с дальнейшим нарушением личности.
Зная механизм формирования невроза приводящих к нарушению социальной приспособляемости личности, легче их преодолевать. Понимание причин и сущности своей болезни является мощным подспорьем в лечении неврозов. Специалист лишь моделирует, усиливает, перераспределяет защитные силы организма, направляя их в нужное русло; заново формируя подточенный неврозом характер, как бы создавая новую личность.
Пропаганда здорового образа жизни, разъяснение условий возникновения пограничных состояний помогают людям бороться с нервностью, способствуют оздоровлению быта и производственных отношений. Уметь управлять своими эмоциями, проявлять выдержку и хладнокровие как в повседневной жизни, так и в критических ситуациях должен каждый здоровый человек.
Список литературы:
1. Грэхэм Джеоф Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. М: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1999
Психология: наука и практика: учеб. пособие/В.М.Розин – 2-е изд.стер. – М.: Омега – Л, 2008.
2. Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991.
3. Фрейд З. Семейный роман невротиков: Сборник/Пер. с нем. Р.Ф.Додельцева. – СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядная информация для родителей «Откуда берутся болезни»
В материале представлены причины некоторых заболеваний (ОРЗ, плоскостопие и т.д.) и их профилактика....
Что такое дислексия, или откуда берутся гении?
В презентации рассмотрены формы дислексии, речевая и неречевая симптоматика дислексии, психологические аспекты дислексии, а также мифы о дислексии...
Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?»
Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?» Цель: провести исследования имеющихся рецептовмыльных пузырей, выявить наиболее эффективный из них....
Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?»
Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?» Цель: провести исследования имеющихся рецептовмыльных пузырей, выявить наиболее эффективный из них. Задачи: познакоми...
"Откуда берутся агрессивные дети?"
Буклет "Откуда берутся агрессивные дети?" создан для родителей и любых других взрослых. раскрываются причины возникновения детской агрессии, формы агрессии. Даны рекомендации, как наиболее эффективно ...
Откуда берутся звуки?
Конспект мастер-класса по теме "Откуда берутся звуки?"...
Развлечение "Откуда берутся грязнули?"
Развлечение для детей среднего дошкольного возраста о чистоте, порядке, гигиене....