Детское экспериментирование, как одна из ведущих деятельностей в дошкольном возрасте.
статья (средняя группа) по теме
По мнению Н. Н. Поддъякова, детское экспериментирование - это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем детстве и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_eksperimentirovanie.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское экспериментирование, как одна из ведущих деятельностей
в дошкольном возрасте.
По мнению Н. Н. Поддъякова, детское экспериментирование - это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем детстве и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам.
Данная деятельность оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирование, изобразительной деятельности, игры, труда в природе), так и на общее психическое развитие ребёнка. В связи с этим было выдвинуто положение о том, что деятельность экспериментирования является одной из ведущей в дошкольном возрасте.
Детское экспериментирование является важнейшим видом ориентировочно -исследовательской деятельности, и вместе с тем оно имеет ряд принципиальных отличий от других её видов. Изложим эти принципиальные отличия от традиционно изучаемой ориентировочно-исследовательской деятельности. В процессе последней дети, как правило, обследуют тот или иной объект или ситуацию в том виде, как они предстают перед ребёнком, не внося в них каких-либо существенных изменений. На основе такого обследования у детей формируется образ объекта, ситуации, ориентирующий исполнительные действия.
В детском экспериментирования после предварительного зрительно-перцептивного обследования, того или иного объекта, ребёнок начинает осуществлять с этим объектом различные преобразования, существенно (в ряде случаев радикально), изменяющих данный объект. В ходе
экспериментирования исследуемый объект может быть не только радикально изменён ребёнком, но может быть и разрушен. Именно в процессе таких преобразований объекта ребёнок раскрывает для себя всё более глубоко заложенные существенные связи и зависимости, характеризующие скрытую структуру объекта. Таким образом, деятельность экспериментирования - это активно преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемый объект.
Детское экспериментирование проявляется как в практических действиях, так и во внутренних, мыслительных. Кратко дадим общую характеристику этой деятельности. Прежде всего, в некоторых основных моментах она сходна с экспериментированием взрослого. В самом общем виде эксперимент - это способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или мыслимый объект, с целью его исследования, познания свойств, связей и т. д. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать, изменять его в том или ином направлении. Все эти основные особенности эксперимента, правда, ещё в зачаточной форме, можно обнаружить в детском экспериментировании с предметами и явлениями. В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Детское экспериментирование характеризуется насыщенностью эмоций, затрагивающих глубинные личностные структуры ребёнка. Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно, когда они могут не только осмотреть и пощупать эти объекты, но и преобразовать их, изменить, расчленить с целью познания внутренних связей и отношений. В этом процессе ребёнок выступает как настоящий экспериментатор: он неутомимо изобретает всё новые способы воздействия на окружающие предметы и явления.
Эта деятельность не задана взрослым ребёнку заранее в виде той или иной схемы, а строиться самим дошкольником по мере получения всех новых сведений об объекте. В процессе экспериментирования с новым объектом ребёнок может получить совершенно неожиданную для него информацию, что часто ведёт к творческому изменению направленности деятельности, её существенные перестройки. В этом и заключается основы чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей творчески перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.
В игре существуют два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Влияние игры на развитие личности ребенка. Игра - в развитии дошкольника. Дидактическая игра - как особый вид деятельности....
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития.
Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увелич...
"Экспериментирование как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста"
Доклад "Экспериментирование как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста". Цели, задачи, этапы, правила при выборе темы поисково-экспериментальной деятельности....
Детское экспериментирование, как одна из ведущих деятельностей в дошкольном возрасте.
Из опыта мы знаем, что ребята любят задавать вопросы. Именно вопросы являются показателем наличия у детей любознательности, интереса к познавательной деятельности. Эти качества воспитатель...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...