ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
статья на тему

Межова Светлана Леонидовна

Семья и дошкольное учреждения два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Именно об истории проблем зваимодействия детского сада и семьи пойдет речь в этой статье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ  ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ.

        Семья и дошкольное учреждения  два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

        Семья, по мнению В.А. Сухомлинского первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных). Все мысли В.А.Сухомлинского, в его произведениях посвященных семейному воспитанию пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей. 

        Дошкольное учреждение играет тоже немаловажную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

        Роль семьи в воспитании и развитии ребенка  нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания — влияние на ценностные ориентации, его повдение в разных сферах общественной жизни, мировоззрение ребенка в целом.  Известно также, что определяет результативность воспитательной функции семьи именно пример родителей, их во многом личные качества. Основной метод, по мнению Сухомлинского В.А. – воспитание взаимоотношениями, так как когда его родители счастливы, то и ребенок счастлив, когда он видит улыбки и взаимоуважение родителей «любить жену – это значит уважать её и беречь, боготворить – да, не бойтесь этого слова, верить разумом и сердцем, что она – лучшая из всех женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей»… «хороший муж создает счастье своей семьи любовью, и эта любовь, как солнечное тепло и солнечный свет, собранные в цветке розы, – эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец». Функция социализации семьи, когда ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть мамой или папой.

        Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет главное взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако ряд факторов все же влияет на это взаимодействие, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.

        Анализ      психолого-педагогической литературы   по  проблемам  объединения усилий семьи и дошкольного учреждения показывает: хотя в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по единому из направлений педагогической работы, при которой семья - лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

        В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.

        В отечественной педагогике история этого вопроса такова.

        После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские ясли и сады создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества — нового типа общества, а также освобождения женщины, ликвидации ее неравенства с мужчинами, создания для женщины возможности зарабатывать, внося вклад в бюджет семьи.

         Вопрос о взаимодействии семьи и дошкольных учреждений в первые десятилетия советской власти решался после революции таким образом -  дошкольное воспитание было поставлено под контроль государства. В Декрете об учреждении государственной комиссии по просвещению говорилось об организации, наряду с отделами по всеобщей грамотности, по школьному строительству, по вне-школьному образованию, отдела дошкольного воспитания. А в декабре 1917 г. вышло распоряжение дошкольного отдела народного комиссариата, в котором подчеркивалось, что включение дошкольного воспитания в систему народного образования должно положить начало общественному воспитанию ребенка уже на первых ступенях его развития, что будет способствовать формированию умственно и физически  развитого, трудоспособного и полезного члена общества.

        В апреле - мае 1919 г. состоялся I Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. В числе его основных задач провозглашались организация дошкольного воспитания в общегосударственном масштабе; определение общей идеологической установки и выбор пути, по которому должна идти дошкольная работа. Подчеркивалось, что дошкольное воспитание — это часть воспитания человека вообще, поэтому нельзя определить цели дошкольного воспитания, не определив одновременно и задачи воспитания на всех дальнейших ступенях. Съезд выдвинул вопрос об обязательном общедоступном дошкольном воспитании, считая это неотложной задачей советского строительства вообще. На съезде в докладе председателя дошкольного отдела народного комиссариата Д. Л. Лазуркиной «Задачи социального воспитания в связи с новыми формами общественной жизни» были выдвинуты следующие положения: учреждения дошкольного воспитания должны способствовать переустройству старой семьи, установлению единых задач общественного и семейного  воспитания; дошкольное воспитание, осуществляя единые со школой задачи, должно воспитывать граждан Советской республики, будущих членов коммунистического общества; основным типом дошкольного детского учреждения должен быть детский сад-очаг с длительным сроком пребывания в нем детей, чтобы помогать раскрепощению женщины и

эффективнее осуществлять всестороннее развитие детей.

        Идея подчинения дошкольного воспитания целям государства и изменения в связи с этим его задач было отражено в резолюции I Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию. В ней говорилось, что «основной задачей учреждений по дошкольному воспитанию является создание для детей дошкольного возраста... условий жизни, способствующих гармоническому развитию члена трудового общества».

        Это отражало в основном тенденцию о дошкольном воспитании в первые годы советской власти. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование прежде всего гражданина советского государства. Показательно в связи с этим отношение руководителей дошкольного воспитания к концепции «свободного воспитания», согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Так, например, Д. А. Лазуркина призывала к борьбе со «свободным воспитанием», а воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со «старой семьей», которая рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания.

        Так, оценивая воспитательные возможности школы, А. В. Луначарский подчеркивал, что она «как государственно-воспитательное учреждение должна раньше, чем социальная жизнь, пропитываться новым духом, она должна возвыситься над бытом, от нее должны исходить воспитательные силы. Школа должна выправить те искривления, которые дает ребенку жизнь». Вместе с тем он полагал, что желаемых результатов в воспитании можно получить лишь в объединении усилий семьи, школы и общественности при направляющей роли школы и ее влияния на семью.

        Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». Условия, определяющие успешность воспитания детей в семье анализировал А. С. Макаренко, и на конкретных примерах показывал влияние родительского авторитета, всего уклада семейной жизни на успешность воспитательного воздействия на ребенка. А признание роли семьи в воспитании ребенка вело к стремлению найти способы воздействия на родителей с тем, чтобы семейное воспитание подчинялось тем же принципам, что и общественное, т. е. не противодействовало общественному воспитанию, а помогало ему. Так, С. Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнедеятельность детей в семье с целью улучшения их воспитания и быта, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было зависеть    от    «заказа общества» и играть подчиненную    роль.

        Итак, можно сделать вывод: педагогика того периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимое-сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взгляду на семью как на такой социальный институт, который противостоит общество в целом и дошкольному учреждению частности. В те годы отмечалось, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как редкий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.

        Подобный взгляд на семью определялся и тем, что семьи, естественно, разные, а будущие строители коммунистического общества в соответствии с советской идеологией должны были быть, если можно так сказать, унифицированными, индивидуальные различия не приветствовались. В период становления советской власти семейное воспитание не приветствовалось еще и потому, что далеко не во всех семьях смена общественного строя была воспринята положительно, и влияние таких семей на детей было не таким, каким его хотелось бы видеть руководителям дошкольного воспитания.

        В дальнейшем, т. е. в 40—80-е годы, проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но основная тенденция — стремление подчинить семью влиянию дошкольного учреждения — сохранялась. Глобальной целью по-прежнему являлось воспитание прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению. Семья, таким образом, как и ранее, рассматривалась не как субъект сотрудничества, а скорее как объект воздействия со стороны дошкольного учреждения. Так, например, в Уставе детского сада, утвержденном 15 декабря 1944 г., говорилось: «Детский сад... должен служить примером правильного воспитания детей дошкольного возраста и оказывать помощь родителям в воспитании ребенка в семье», а во Временном положении о дошкольном детском учреждении (яслях-саде), утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР 8 марта 1960 г., говорилось: «Дошкольное детское учреждение — ясли-сад — создается в интересах осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста».

        Постепенно эта позиция смягчалась. Так, в Положении о дошкольном учреждении (1985) уже утверждалось, что оно «в тесном содружестве с семьей осуществляет гармоническое развитие и коммунистическое воспитание детей дошкольного возраста, успешную подготовку их к обучению в школе». В «Типовой программе обучения и воспитания детей в детском саду» о целях дошкольного воспитания говорится следующее: «Общественное дошкольное воспитание, являясь частью общей системы народного образования, призвано в тесном сотрудничестве с семьей заложить основы личности ребенка, осуществить коммунистическое воспитание детей дошкольного возраста и подготовку их к школе».

        Семья начала рассматриваться в этот период в педагогической литературе уже как фактор потенциально, при правильной организации воспитания, положительного воздействия на ребенка.

        Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

        В практике Павлышской школы, возглавляемой В. А. Сухомлинским, работе с детьми предшествовало изучение их семейно-бытовых условий. Подчеркивая принцип непрерывности и единства воспитания в школе и семье, он ввел понятие «школьно-семейного воспитания», которое назвал полноценным общественным воспитанием. «Без... активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учеб-но-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».

        Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.

        Таким образом, в настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.

        Кроме того, в последнее время наметился переход от единой модели образования к плюралистическому подходу. В Законе РФ «Об образовании» в качестве принципов государственной политики упоминаются также «свобода и плюрализм в образовании», «демократический, государственно-общественный характер управления образования, свобода образовательных учреждений». Педагоги получили возможность самостоятельно организовывать педагогический процесс, использовать все многообразие форм, определять свой стиль, свои направления в работе с детьми.

        Таковы современные тенденции развития дошкольного воспитания в России. Они обеспечивают возможность реализации разных моделей дошкольного воспитания, в том числе и тех, которые разработаны и применяются в зарубежной педагогике.

        Использование этих моделей облегчает децентрализацию дошкольного воспитания, освобождение дошкольных учреждений от тотального контроля со стороны государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействие дошкольного учреждения с семьей

Сотрудничая вместе с родителями, следует объективно оценить состояние здоровья, физического и двигательного развития, спрогнозировать его улучшение; наметить единые подходы к распорядку дня, питанию, ...

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей дошкольного возраста.

Надеюсь материал поможет вам в исследовании этой проблемы....

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников, по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников,по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста....

Статья на тему: Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.

Влияние дошкольного учреждения и семьи на развитие коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников....

Организация педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3989039","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни....