Закаливание дошкольника
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Закаливание детей дошкольного возраста
Тема закаливания детей требует самого серьезного подхода.
Закаливание ребенка, это тяжелый труд для родителей. Закаливание должно осуществляться методично и систематически, поскольку прекращение процедур тут же ослабляет устойчивость к холоду и сводит на нет все ваши усилия.
Закаливание ребенка требует определенных медицинских знаний. Не рассчитывайте на то, что одноразовая консультация у детского врача обогатит вас всем тем, что необходимо знать перед тем, как начинать закаливать ребенка. Проштудируйте-ка сначала огромное количество литературы на сей счет, ознакомьтесь с медицинской карточкой своего ребенка, посоветуйтесь с врачом, да желательно сразу с несколькими, о том, как именно проводить закаливание детей, и особенно, закаливание часто болеющих детей, чтобы сопоставить мнения по поводу закаливания именно вашего малыша.
Разработайте, вернее, хорошенько продумайте методику той системы закаливания, которой вы решили придерживаться, сроком не менее чем на полгода. Определите последовательность закаливающих процедур. Заручитесь поддержкой близких родственников и терпением, дождитесь того момента, когда ваш ребенок ничем не болен, не болел неделю назад и не собирается этого делать в ближайшем будущем, и вот тогда приступайте. Если закаливание детейраннего возраста вызывает у вас опасения, и вы не решаетесь столь смелые эксперименты, то закаливание детей 2 лет, это более приемлемый вариант и достаточно подходящий возраст для начала закаливающих процедур. Кроме того, после года занятий, закаливание детей 3 года не будет представлять для вас вообще никаких сложностей.
Нельзя, просто услышать по радио, телевизору или посмотреть, как закаливают соседского ребенка, и начинать проделывать те же процедуры со своим малышом. Вы не можете знать, можно ли начинать закаливание ребенка именно сейчас, готов ли он к этому в данный момент, какой у него в это время обмен веществ и состояние иммунной системы. Негативный эффект может дать слегка повышенная температура тела, которой вы не придали значения, элементарный недосып ребенка, испуг, нервное возбуждение, физическая усталость. Кроме того, закаливание часто болеющих детей, требует обязательного согласования с лечащим врачом.
Ставить эксперименты на собственном ребенке, это преступление. Запросто может случиться так, что все ваши закаливающие процедуры приведут, как минимум, к хроническому тонзиллиту, который вы будете лечить, пока вас на это хватит. Закаливание детей, это не шутка, и очень жаль, что многие родители постигают эту простую истину с жизненным опытом и только по той причине, что никто ни разу им об этом вовремя не напомнил.
Задумываться о том, какие следует избрать методы закаливания детей, необходимо еще во время беременности. Ваша главная задача - совершенствовать систему терморегуляции ребенка, для того, что бы при даже переохлаждении, температура тела у него оставалась прежней. Время года накладывает свои требования к проведению закаливающих процедур. Если летом ребенок закаливался обливанием водой в душе, зимой вполне достаточно обойтись обливанием ног. Важно не отменять процедуры. Обливание ног, с ежедневным понижением температуры воды на один градус, очень эффективная и примитивно простая закаливающая процедура, которую следует взять на вооружение в каждой семье, где есть маленький ребенок. Часто одной только этой процедуры бывает вполне достаточно для того, что бы поддерживать в организме вашего ребенка устойчивость к простудным заболеваниям.
Закаливание детей 2 лет и закаливание детей 3 года жизни не имеют принципиальных отличий. Главное, чем имеет смысл руководствоваться родителям во время закаливания, это здравый смысл и умение прислушиваться к собственному ребенку и слышать его. Ибо ни один специалист по закаливанию не сможет ответить вам на вопрос, что ваш ребенок чувствует, когда мама обливает ему ножки прохладной водой или раздевает на холоде. Никто, кроме него самого не может знать, приятны ли ему контрастные ванны или он совершенно не может их переносить. Все мы очень индивидуальны, все мы разные. И применять одни и те же методы закаливания детей для всех подряд, совершенно неразумно.
Закаливание детей дошкольного возраста
Умывание - самый доступный вид закаливания водой. Детям с возраста 1,5 года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди. Начинать надо тепловатой водой (30-32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Общее обливание (продолжительность от 30 сек до 2 мин) проводят после воздушной ванны.
Можно также применять обливание ног. Рекомендуется контрастный метод, когда поочередно используется то горячая, то холодная вода. Обливают обычно стопу и 2/3 голени первоначально в течение 6-8 сек водой с температурой 38 °С, затем здоровых, крепких детей подвергают обливанию в течение 3-4 сек водой с температурой 18 °С, а часто болеющих, незакаленных- 28 °С. В первом случае проводят четырехразовое чередование воды, во втором - трехразовое. Затем ноги растирают полотенцем до легкого покраснения. Обливание проводят обычно после дневного сна.
Закаливающим эффектом обладает и гигиенический душ, если он завершается обливанием холодной водой. В домашних условиях вместо обливания ног можно использовать такой способ закаливания, как "топание в тазу" в течение 2-5 мин, а также игра с водой (местная ручная ванна). Начальная температура воды при этом- 28 °С, постепенно она снижается до комнатной. Закаливает и обычное ежедневное купание в ванне, если оно проводится при температуре воздуха не выше 22 °С, воды - 35 °С и завершается обливанием более прохладной (32 °С) водой.
Купание в реке, озере, море разрешается детям после 2 лет один раз в день при безветренной погоде, если температура воды не ниже 23 °С, а воздуха - не менее 25 °С. Продолжительность купания - до 5 мин. Глубина при этом должна быть не выше пояса детей. В купании ребенка в открытом водоеме обязательно должен участвовать взрослый. После купания малыша следует вытереть, надеть панамку и не держать его долго на солнце.
Прекрасной закаливающей процедурой для детей дошкольного возраста является плавание в бассейне. В последние годы доказана огромная оздоровительная роль регулярных занятий плаванием с грудными детьми (начиная с 3-4 недель жизни), благодаря которым в процесс дыхания вовлекается больший, чем обычно, объем легких, что повышает их жизненную емкость и способствует лучшему обогащению крови кислородом.
Такие занятия являются важным фактором профилактики заболеваний органов дыхания. Дети, с которыми систематически занимаются плаванием, становятся жизнерадостными, спокойными, имеют хорошую двигательную активность, завидный аппетит и крепкий сон. Занятия проводятся дома и в бассейне. Грудным детям разрешение на занятия плаванием дает участковый педиатр.
Закаливание воздухом двух-трех летних детей проводится в виде воздушных ванн, которые сочетаются с утренней гимнастикой. Ребенок занимается в легкой одежде (трусы, майка, тапочки) при температуре воздуха в комнате 18-20 °С, после чего умывается холодной водой (руки до локтей и грудь до пояса). Прохладный воздух положительно воздействует на ребенка во время ежедневных 2-3-разовых прогулок на улице при температуре воздуха не ниже -10 °С.
Очень полезная закаливающая процедура, существенно снижающая частоту простудных заболеваний, - хождение детей босиком. Приучать к нему ребенка нужно постепенно. Сначала малышу дают возможность побыть без обуви некоторое время на разостланном одеяле или ковре, затем в теплые летние дни ему позволяют несколько минут побегать по нагретому песку или траве. Вначале продолжительность хождения босиком не должна превышать 30-40 мин в день. Постепенно она увеличивается. Когда малыш приучен к таким условиям, ему можно позволить короткое время побегать босиком зимой по полу теплой квартиры, летом - по нагретому солнцем асфальту. Дошкольник, приученный к хождению босиком в теплой комнате зимой, может с пользой для здоровья в теплое время года бегать без обуви постоянно и дома, и во дворе. Ходьба босиком не исключает и не заменяет других видов закаливания, в первую очередь водных процедур, которые проводят при постепенно понижаемой температуре: вначале берут воду с температурой 35-36 °С, затем каждую неделю ее снижают на 1 °С, доводя в зимнее время до 28 °С, а в летнее до 25-24 °С.
Одно из самых эффективных закаливающих средств - солнечные ванны, которые, однако, для детей дошкольного и особенно раннего школьного возраста должны быть строго дозированы (до 1 года вообще не используются). Солнечной ванне должна предшествовать воздушная. Первоначальная длительность солнечной ванны 5 мин, каждый день она может увеличиваться на 1-2 мин.
Лучшая пора для закаливания - лето. Разумно проведенное лето помогает предохранить малыша от простудных заболеваний в холодное время года. Лучше, если отдых ребенка организуется в родных местах с привычными климатическими условиями.
Сосновые и лиственные леса, озера и реки средней полосы страны - лучшее место для отдыха детей. Аромат хвои и трав не только приятен, но и полезен, таит в себе большую целебную силу. Свежий сухой воздух, содержащиеся в нем мельчайшие частицы эфиромасличных веществ очищают легкие, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают общий тонус организма.
Если родители отдыхают с детьми на юге не больше месяца, то им нужно учесть, что адаптация ребенка к новому климату (равным образом как и реадаптация по возвращении домой) протекает у него более длительно и болезненно, чем у взрослых, и продолжается около двух недель. Поэтому пребывание на юге маленьких "северян" если и целесообразно, то на протяжении 2-3 месяцев, кроме случаев, когда дети нуждаются в специальном лечении.
Во время отдыха на юге ребенка в течение первой недели обтирают по утрам после гигиенической гимнастики подогретой до 28-30 °С морской водой, постепенно снижая ее температуру до обычной в море. Только после этого можно начинать морские купания.
Если малыш боится воды, не следует заставлять его купаться. Такого ребенка надо приучать к воде постепенно, через игры, до тех пор, пока он не поверит в свои силы и сам не захочет войти в воду.
Длительность купания с 2-3 мин может быть постепенно увеличена до 10 мин при условии активного поведения ребенка в воде (плавание, игра в мяч). Перед купанием малыш должен отдохнуть в тени под навесом. После купания его надо вытереть махровым полотенцем, сменить трусики на сухие и вновь увести в тень.
Категорически запрещается детям входить в море сразу после солнечной ванны или оставаться в мокрых трусах после купания.
Нельзя допускать и их длительных игр на берегу на холодном мокром песке или в воде у берега, когда ноги охлаждаются, а тело подвергается солнечному облучению.
Максимальная частота купания детей-дошкольников - 2 раза в день.
На юге следует особенно осторожно относиться к пребыванию детей на открытом солнце. Оно может приносить им не только пользу, но и вред. Продолжительное пребывание чревато опасностью солнечных ожогов, особенно если кожа ребенка очень бледная и нежная. Ребенка нужно раздевать постепенно, чтобы он большую часть времени находился под прикрытием одежды или тента. Это предохранит его от солнечных ожогов.
Прогулки на свежем воздухе- также эффективное средство закаливания детей. Особенно полезны они в солнечную погоду в "кружевной тени" (под деревьями). Прекрасным местом для прогулок с малышом являются парки, сады, скверы. Прохладная погода и дождь не должны быть препятствием для прогулок. Каждый ребенок нуждается в максимально длительном пребывании на свежем воздухе (в зимнее время не менее 3-4 ч), конечно, при этом не следует нарушать режим. Для прогулки его надо одеть в соответствии с температурой воздуха, влажностью, силой ветра, имея в виду, что при той же температуре влажный воздух холодит больше, чем сухой, а ветер усугубляет охлаждающее действие воздуха.
Во время прогулки не следует закрывать малышу нос и рот. Одежда должна быть достаточно теплой, но в то же время легкой, не стесняющей движений. Захваченные с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т.д. заставляют малыша больше двигаться, бегать. Не следует прекращать прогулки во время болезни ребенка, если врач не отменил их: свежий воздух - хороший помощник в борьбе с инфекцией. Очень важно, чтобы ребенок сам стремился к свежему воздуху, солнцу, воде.
Треугольник плавания
Культ воды существовал в древности у всех народов. Почитались боги, повелевавшие водами: Посейдон - у греков и Нептун - у римлян. Алхимики утверждали: вода – самое совершенное вещество, и обозначали ее идеальной геометрической формой – равносторонним треугольником.
Наиболее ранние изображения людей, плывущих способами, напоминающими кроль и брасс, относятся к 4-2 тысячелетиям до н.э. Древнеегипетский мастер, украшая вазу, вырезал на ней фигурку пловца, движения которого ничем не отличаются от современного брасса, а ведь возраст этой реликвии около 3000 лет.
В Древней Греции также ценилось искусство плавания, хотя пловцы и не принимали участия в Олимпийских играх.
И древние римляне отдавали должное плаванию. Легендарные полководцы Юлий Цезарь, Марк Антоний, Октавиан Август не только сами были отменными пловцами, но и обучали плаванию своих легионеров. Римские войска имели на кораблях специально подготовленные отряды, в обязанности которым вменялись ремонт подводной части судов и морская разведка.
В средневековой Европе на церемонии посвящения в рыцари воин проходил испытание: он должен был доказать, что умеет «плавать в броне на животе и на спине», о чем говорится в трактате «Зеркало рыцаря».
Первая любительская школа плавания была создана в 1785 г. в Париже. В России подобное учебное заведение открылось в 1825 г. в Санкт-Петербурге. В 1834 г. там же, близ Летнего сада, в общедоступной школе плавания, которой руководил шведский преподаватель гимнастики Густаф Паули, обучали плавать «по-лягушачьи на брюхе», «на спине», «на боку», «по-собачьи», «саженками», с оружием. А среди специальных «плавательных команд» при саперных войсках русской армии в первой половине 19 столетия регулярно проводились и соревнования.
Первые международные соревнования по плаванию состоялись в 1889 г. в Будапеште. В 1896 г. этот вид спорта включили в программу Игр 1 Олимпиады новой эры. А в 1908 г. была создана Международная федерация любительского плавания (ФИНА).
В 1894 г. Петербургский кружок любителей плавания провел первые в России соревнования на реке Славянке.
Наиболее известная в России школа плавания была основана в Шувалове, пригороде Петербурга, в 1908 г. Занимавшиеся в ней сдавали экзамены и могли получить степень магистра, выполнив упражнения по 12 дисциплинам. Именно из магистров Шуваловской школы состоял костяк российской сборной, дебютировавшей на Олимпиаде 1912 г. в Стокгольме.
Спортивное плавание непрерывно развивалось, возникали новые, более скоростные стили. В 1887 г. на первых официальных соревнованиях в Великобритании спортсмены пользовались только брассом на боку без выноса рук из воды – самым старым способом. Первые рекорды и на коротких, и на длинных дистанциях поставлены именно брассом.
В середине 30-х гг. 20 века некоторые пловцы стали проносить руки над водой. Так родился новый стиль – баттерфляй, названный так за сходство с движениями крыльев бабочки.
В середине 20 века утвердился скоростной баттерфляй – дельфин: вместо движений ног в технике брасса спортсмен
выполняет волнообразные движения всем телом, включая ноги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закаливание дошкольников
Материал будет полезен как педагогам, так и родителям....
Консультация Закаливание дошкольника
Систематическое закаливание способствует формированию у детского организма умения безболезненно переносить изменения окружающей среды. Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротив...
Закаливание дошкольников
Рекомендации по закаливанию дошкольников при использовании плавательных процедур...
Естественные факторы закаливания дошкольников
Выступление на пед. совете на тему: «Естественные факторы закаливания»...
Закаливание дошкольника в условиях детского учреждения
Закаливание дошкольника в условиях детского учреждения...
памятка для родителей "Закаливание дошкольников"
здесь говорится о том, что такое закаливание,перечислеы методы закаливания и методы закаливания....
Закаливание дошкольника. Традиционные и нетрадиционные методы закаливания
В данной консультации представлен материал о традиционных и нетрадиционных методах закаливания, которое могут применять как родители дома, так и педагоги в условиях образовательных учреждениях...
Комментарии
Полезная информация. Спасибо.
Полезная информация. Спасибо.