Закаливание дошкольника в условиях детского учреждения
консультация по теме

Бояркина Галина Михайловна

Закаливание дошкольника в условиях детского учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakalivanie.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 114»

Закаливание дошкольника в условиях
детского учреждения

В наш век, заполненный до краев делами, причем, всегда неотложными, мы часто забываем, что самое главное – вовремя остановится и задуматься над простыми и вечными проблемами: как вырастить здорового и доброго человека.

Почему одни дети не боятся простуды, а другие от малейшего переохлаждения заболевают? Что надо предпринять, чтобы ребенок не был подвержен простудным заболеваниям? Необходимо закаливание.

Под закаливанием принято понимать способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Человеческий организм постоянно подвергается разнообразным условиям внешней среды: воздуха, солнца, воды. Известно, что условия внешней среды не остаются постоянными. Температура воздуха то резко повышается, то понижается. Люди по разному реагируют на изменения погоды: одни легко переносят резкую смену холода и тепла – их называют закаленными; другие, напротив, при малейшем изменении погоды чувствуют недомогание, у них появляется насморк, кашель, иногда повышается температура. Человек простудился.

Что же такое простуда? Это временное снижение сопротивляемости организма инфекции под влиянием переохлаждения. Одна из ведущих мер борьбы – закаливание. Так что же такое закаливание?

Закаливание – это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольных учреждениях, так и дома.

Родители часто задают вопрос, если то, что принято называть простудой, в действительности является респираторной инфекцией, то можно ли от нее защититься закаливанием? И если это инфекция, то почему все-таки ребенок заболевает после того, как простынет, промочит ноги, побудет на сквозняке? Попробуем разобраться.

Респираторные заболевания, как неопровержимо доказано, имеют инфекционную природу и передаются воздушно-капельным путем. Установлено так же, что возбудителем их является не одни какой-то вирус, а множество. И поскольку после заболевания вырабатывается нестойкий иммунитет, то ребенок может заражаться очень часто. Для этого ему достаточно самого короткого контакта с больным, причем даже и с тем, кто переносит инфекцию очень легко.

Актуальность темы «Закаливание детского организма в системе оздоровительной работы» обусловлена тем, что ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям. У истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог И.Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К. Анохиным. Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е.Г. Леви-Гориневской, Г.Н. Сперанским Е.Д. Заблудовской, Е.К. Талановой и многими другими.

Таким образом, закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат  крепкое здоровье.

Общие принципы закаливания.

Попробуем разобраться, почему именно дети нуждаются в правильной системе закаливания и что должны знать и делать взрослые, чтобы укрепить здоровье детей. Чтобы правильно закаливать ребенка, родители должны хорошо знать механизмы и принципы действия закаливающих факторов, методику и технику специального закаливания.

Закаливать  это значит систематически, многократно, дозировано воздействовать на организм теми факторами, которые часто являются причиной заболевания. Закаливание  это образ жизни! Некоторые особенности системы терморегуляции ребенка. 1. Недостаточная зрелость всех структур нервной системы ребенка приводит к тому, что теплорегуляция его организма еще очень несовершенна.2. Кожа ребенка также отличается незрелостью и нежностью всех слоев, в частности мышечных. При переохлаждении у взрослого человека мышцы волосяных сосочков сокращаются, кожа становится «гусиной» и поверхность, с которой уходит тепло, уменьшается. Ребенок способен на такую реакцию только с 2х-2,5 лет. 3. Одной из ведущих реагирующих систем при закаливающих процедурах является сердечно  сосудистая. При воздействии холодового фактора на организм эта система проходит две фазы реагирования:1) спазм (сужение) кожных сосудов; 2) расширение сосудов.

В настоящее время значительное число детей относятся к так называемой группе риска по тем или иным хроническим заболеваниям или имеют отклонения в состоянии здоровья (например экссудативный диатез, или другие проявления аллергии, различные заболевания носоглотки.) Все эти отклонения могут быть причиной необычной сосудистой реакции, недопустимой при закаливании, например застоя крови в результате спастического состояния капилляров, которое проявляется в бледности кожи, дрожи, съеживании. Сколько бы разнообразных методик специального закаливания ни предлагалось, при организации системы необходимо знать основные принципы и методы закаливания любого организма.

Методы закаливания

1. Самый традиционный  метод постепенного увеличения силы раздражителя. Средство может быть любое  воздух, вода, солнце и т д. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия. Метод постепенного увеличения силы раздражителя обязательно приведет к хорошим результатам, но не сразу.

2. Метод  контрастный. У детей раннего возраста используется тепло -холод- тепло, а в дошкольном возрасте холод – тепло  холод.

3. Метод снижения температуры. В данном методе мы используем все принципы закаливания: систематичность, постоянство, учет индивидуальных особенностей ребенка, положительный эмоциональный настрой и др.

4. Метод интенсивного закаливания. Интенсивное закаливание подразумевает под собой методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела (обычно закрытой одеждой) с интенсивными холодовыми (снег, ледяная вода, холодный воздух), тепловыми (вода, теплый воздух) факторами и факторами окружающей среды контрастной температуры (чередующиеся интенсивные холодовые и тепловые воздействия).

Основные принципы закаливания.

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:

Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах – раньше, чем с ними проведены обливания.

Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительности его к внешнему раздражителю снова повышается.

Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того, как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время – с купанием.

Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы:

I группа – практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.

II группа – дети, с которыми закаливающие процедуры проводятся ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам и другим простудным заболеваниям.

III группа – дети, которым в условиях массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны (имеющие острые или хронические воспалительные процессы – отиты, пиелиты и пиелонефриты и т.д., с пороком сердца, страдающие желудочно-кишечными заболеваниями).

Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и, тем более, насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их не организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

Закаливание является одним из общепринятых традиционных методов неспецифической профилактики ОРВИ. В основном – это воздушные и водные процедуры с постепенным понижением температуры. В реальной практике дошкольного учреждения трудно охватить процедурами одновременно детей всех групп, обеспечив при необходимости индивидуальные дозировки. Однако, в целом, традиционные подходы к закаливающим мероприятиям в среде пониженной температуры при правильной их организации могут дать определенный закаливающий эффект.

Более эффективными воздействиями обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся контрастные методики в пульсирующем режиме.

Закаливающие мероприятия в младшей группе

Мероприятия

 

1

Сквозное проветривание в отсутствии детей

3 раза в день

2

Массаж

2 раза в день

3

Утренняя гимнастика в проветренном помещении

8.00-8.10

4

Умывание прохладной водой

Утром, после сна

5

Проветривание группы перед занятием

2 раза в день

6

Прогулка на свежем воздухе

2 раза в день

7

Дыхательная гимнастика

2 раза в день

8

Гимнастика в постели

15-00

9

Ходьба босиком по “дорожкам здоровья”:

“паровоз” (фасоль, пробки, скорлупа грец. орехов, палочки)

Мокрая дорожка

“Ягодки” (грец. орех)

“Камни”

“Цветочная поляна”

Ползание на четвереньках с мешочками на спине

Туннель

Ребристая дорожка “Крокодил”

Массаж ног мячами “Ёжики”

Коврик со “следками”

Перешагивание препятствий

 

Двигательный режим детей

№ п\п

Мероприятия

Время проведения

1

Индивидуальная работа по развитию движения (игра - упражнения; пальчиковая гимнастика; упражнения на дыхание; профилактика плоскостопия, осанки).

Ежедневно утром, вечером, на прогулках продолжительностью 5-10 мин.

2

Утренняя гимнастика

Ежедневно в 8.00 продолжительность 10 мин.

3

Физ.минутка

Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий продолжительность 3 мин.

4

Подвижные игры, физические упражнения, индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

Ежедневно утром и вечером с учетом двигательной активности детей продолжительностью 25-30 мин.

5

Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами и закаливающими процедурами, массажем.

Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей продолжительностью 10 мин.

6

Занятия по физической культуре

Проводятся два раза в неделю с учетом уровня двигательной активности детей во второй половине дня в течение 30 мин.

7

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно под руководством воспитателя в групповой комнате и на воздухе утром и вечером в зависимость от индивидуальных особенностей детей

8

Физкультурный досуг

Один раз в месяц длительность 15 мин.

9

Музыкальные занятия

Два раза в неделю

В современных условиях значение закаливания все более возрастает. Закаливание  одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни. Закаливание благоприятно действует на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ, при облучении поверхности тела в организме возникает ряд фотохимических реакций, влекущих за собой сложные физико-химические превращения в тканях и органах (эти реакции обуславливают благоприятное действие на весь организм). К минусам можно отнести лишь невыполнение принципов закаливания, в результате чего наступают различные нарушения в организме.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря о закаливании как средстве физического воспитания, имеется в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста.

Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь. Обязательное требование для взрослых, помогающих детям во время закаливания: руки должны быть чисто вымыты, ногти коротко острижены, кожа на ладонях мягкая и теплая. Для детей постарше, хотя еще дошкольников, также широко используются всевозможные водные процедуры. Они удобны еще и тем, что позволяют дозировать температурный режим более точно, чем при воздушных и солнечных ваннах. Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое умывание выполняется теплой. При сочетании гигиенических мер с закаливающими достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. К тому же достигается положительное психологическое воздействие, воспитывая у взрослых и детей понимание необходимости закаливающих мероприятий в режиме дня. Воздух, солнечные лучи и воду необходимо широко использовать в повседневной жизни дошкольника круглый год. С этой точки зрения следует подходить к личной гигиене, режиму дня, набору одежды для детей, к помещению, в котором они живут. Использование тех или иных закаливающих мероприятий в большой степени зависит от сезона года. Конечно, в зимних условиях не приходится говорить о воздушных ваннах на улице или купании в реке. Между тем вполне доступны длительные прогулки при любой погоде, пребывание в помещении с открытыми окнами, форточками, частичные обмывания тела, воздушные ванны в помещении и т. п. Весна и лето особенно благоприятны для укрепления здоровья детей. Они должны как можно дольше быть на улице уже с первых весенних дней. Не страшно, если детям придется пробежать по сырой траве, лужам или даже попасть во время прогулки под теплый летний дождь  это еще больше повысит устойчивость их организма. Опасно только оставлять детей в мокрой одежде.

Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Как уже упоминалось выше, воспитатель группы ведет дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой-либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание.

Проведенное исследование показало, что использование разнообразных методов закаливания дало достаточно эффективные результаты. Дети стали реже болеть, сопротивляемость организма детей инфекциям увеличилась. Из этого можно сделать вывод, что необходимо широко внедрять в оздоровительные программы детских садов систематические методы закаливания. При этом можно использовать водные процедуры, воздушные и солнечные ванны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского учреждения

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского учрежденияВаш малыш подрос, и вы привели его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду...

ОПЫТ РАБОТЫ «Адаптация ребенка в условиях детского учреждения»

Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это св...

Адаптация ребенка к условиям детского учреждения

Ребенок подрос и может посещать детский сад. Однако далеко не все дети готовы к этому событию....

Закаливающие процедуры как средство укрепления ребенка в условиях детского учреждения.

Закаливающие процедуры как средство укрепления ребенка в  условиях детского учреждения....

Система закаливания детей в условиях детского сада

Консультация на тему "Система закаливания детей в условиях детского сада"...

Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома (из опыта работы)

Данный конспект является приложением к презентации на тему: "Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома" (из опыта работы)Цель: Совер...

Консультация для воспитателей «Закаливание детей в условиях детского сада»

Закаливание организма — одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания — приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде.Осно...