Значение конструирования в дошкольном возрасте
консультация (средняя группа) на тему
Данный материал является консультацией для родителей детей-дошкольников. В нем расскрывается вся необходимость
заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, а именно, конструированием. Это крик души учителя-дефектолога!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_konstruirovaniya_v_doshkolnom_vozraste.docx | 602.15 КБ |
Предварительный просмотр:
РРаботая учителем-дефектологом в школьном и дошкольном звене, имея возможность видеть на практике детей разного возраста, а так же, исходя из большого опыта работы, предлагаю вашему вниманию консультацию о значимости развития у ребенка – дошкольника конструктивных навыков.
Конструирование решает такие важнейшие задачи, как:
- формирование пространственного мышления,
- развитие способности анализировать образец и использовать его в работе (осуществлять анализ и синтез объекта),
- развитие целостного восприятия,
- развитие мелкой моторики,
- развитие связной речи,
- формирование пространственного ориентирования в помещении и на плоскости,
- развитие творческих способностей, воображения,
- способствует присутствию положительных эмоций,
- приучает к аккуратности и терпению,
и нельзя не понимать этого. Так же дети запоминают названия элементов и деталей в различных конструкторах, например, куб, брусок, пирамида и т.п.; овладевают такими пространственными понятиями и фразами, как вверху-внизу, далеко-близко, между, перед, широкий-узкий и т.п.
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
- конструирование из строительных материалов;
- конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
- конструирование из природного материала.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста, одновременно обладает широкими возможностями не только для умственного развития, но и для нравственного и эстетического воспитания детей. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет анализ и синтез). В результате труда действия ребенка становятся целенаправленными, формируется устойчивое внимание.
В процессе конструкторской деятельности у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и т.д. в каждой группе предметы имеют и общие и различные признаки. Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях – фундамент, стены, окна, двери, крыша; в машинах – мотор, кабина, кузов, колеса и т.д. Части различаются по форме, цвету и величине. Таким образом, практическая деятельность является мощным толчком к формированию мыслительной деятельности.
Трудно переоценить и конструирование из бумаги. Соорудить из бумаги игрушку объемной формы непросто, так как и бумага и картон заготавливаются в форме квадратов, кругов, треугольников. Этому виду конструирования детей обучают в средней, старшей и подготовительной к школе группах.
В этом виде конструкторской деятельности формируется понимание таких важных понятий и фраз, как: «Сложи пополам лист», заготовка, кромка, угол, середина листа и т.п. Требуется умение увидеть объемную игрушку, нужно заготовить выкройку, сделать нужные надрезы, разложить и наклеить детали и украшения, склеить детали. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм. Кроме формирования мышления при конструировании из бумаги развивается мелкая моторика, что в свою очередь способствует речевому развитию.
Начиная со средней группы, для конструирования используют природный материал: плоды каштана, шишки сосны, ели, кору, ветки, желуди, семена клена.
Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, чтобы увидеть в естественном материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой. Этот вид конструирования ближе всего к изобразительной деятельности. Особенно велико значение такого вида конструирования для развития фантазии, художественного вкуса, творческой деятельности ребенка.
Каждый из перечисленных видов конструирования имеет свои особенности и служит предпосылкой для более сложных видов практической деятельности. Однако основы конструирования в дошкольном возрасте едины: в каждой конструкции ребенок отражает в основном предметы реальной действительности, имеющие практическое применение (для игры, для украшения елки, для подарка маме, младшему брату и т.д).
Начиная с подготовительного к школе возраста, рекомендую использовать в детском творчестве пластиковые и металлические конструкторы типа «Школьник». Пластмассовый конструктор имеет более крупные детали, чем металлический. Они разноцветные, их удобно захватывать и соединять, сохраняется игровая деятельность и интерес к постройкам. Однако уже на этом этапе ребенок учится читать рисунок-схему, запоминает названия новых для себя деталей таких как: винт, гайка, гаечный ключ и др. В младшем школьном возрасте размер деталей значительно уменьшается, вместо рисунка-схемы ребенок увидит чертеж объекта. Но и ребенок наш стал школьником! Меняется мотивация построек, усложняется мыслительная деятельность. Сейчас много современных конструкторов: магнитный, лего-электронный (с возможностями создания компьютерной программы действий создаваемой игрушки). Творческие возможности по-прежнему не ограничены!
Полезным видом деятельности перед школой считаю копирование рисунка по
клеточкам с образца на плоскость своего листа и выполнять графические диктанты;
составлять сюжетные узоры из счетных палочек и геометрических фигурок по инструкции учителя.
Нельзя исключать из конструирования различные виды мозаики: пластиковые, бумажные, пластилиновые.
Ребенок, не усвоивший пространственные понятия в дошкольном возрасте, в школе испытывает значительные трудности: не ориентируется в рабочих тетрадях, долго думает над инструкцией учителя, падает темп работы, тетрадь ведется неопрятно и, как следствие, ребенок не успевает выполнить классную работу. Неуспех в школе накапливается изо дня в день негативным комом. Начинаются капризы по утрам из-за нежелания идти в школу. А надо было всего-то в сенситивном для ребенка возрасте заниматься с ним посильной конструкторской деятельностью.
Уважаемые родители, бабушки и дедушки, не пренебрегайте вниманием к своему малышу. Это окупится сторицей и в наш век технического прогресса вы не утратите внутреннюю связь с родным человечком, научите его мыслить и понимать происходящее! Желаю вам терпения и успеха в воспитании и обучении малыша!
Литература и интернет-ресурсы
- З.В. Лиштван «Конструирование», М., «Просвещение», 1981 г.
- Фотоматериалы из личного архива автора.
- Яндекс-картинки http://images.yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение музыки в дошкольном возрасте.
Информация для родителей....
Значение игры в дошкольном возрасте (родительское собрание)
Нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая, с одной стороны, позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие спосо...
Значение игры в дошкольном возрасте.
Доклад на педсовет. Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано по...
консультация для воспитателей детского сада "Подвижные игры и их значение для детей дошкольного возраста"
Воспитателю важно знать какие игры проводить с детьми в определённом возрасте. Значение подвижной игры для развития дошкольника, классификация подвижных игр....
Педагогическая гостиная для педагогов дошкольного отделения по теме: «Значение игры в дошкольном возрасте»
виды игр. викторина дл япедагогов...
Значение конструирования в дошкольном возрасте
Консультация для родителей...
Педсовет «Творческое конструирование: педагогические и психологические основы его формирования». Методическая разработка о творческом конструировании детей дошкольного возраста.
Форма проведения: «Круглый стол — проблемно-творческая лаборатория»....