Значение игры в дошкольном возрасте (родительское собрание)
методическая разработка на тему
Нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая, с одной стороны, позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, а также учит общаться и познавать себя. С другой стороны, игрушка - это товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во все времена. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_igry.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
- Упражнение «Давайте познакомимся».
Родители сидят в кругу. По очереди называют свое имя с каким-либо прилагательным, начинающимся на первую букву имени. (Пример: Елена – единственная, Сергей – строгий и т.д.).
2. Игра «Разброс мнений»
Педагог раздает карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить .
Нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая, с одной стороны, позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, а также учит общаться и познавать себя. С другой стороны, игрушка - это товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во все времена. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии.
Казалось бы, целая комната игрушек, чего там только нет: куча машинок, мишек, заек и даже железная дорога. А ребенок скучает... Чего ему не хватает?
Просто ваш ребенок не умеет играть в игрушки. Эту проблему решить очень просто. Если вы были маленькими и когда-то играли в игрушки, то просто сядьте с ребенком и поиграйте, вспомните детство.
3. Игра «Мы снова дети»
Психолог делит родителей на группы (игра «Молекулы»). Затем обращает внимание родителей на стоящие на столах игрушки и предлагает с ними поиграть. Родители в группах выполняют игровые действия.
Обсуждение: Поделитесь своими ощущениями? Какие трудности вы испытывали?
В настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно. Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые, невиданные прежде игрушки - динозавры, трансформеры, пауки, покемоны и т. П. Как выбрать то, что нужно вашему ребенку? В большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, величины, стоимости, желания угодить малышу). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую "полезность" родители либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. В результате детские комнаты нередко завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, а нужных и важных для детского развития - нет. Поэтому при выборе игрушек чрезвычайно важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможное психологическое влияние на развитие ребенка.
4. Упражнение «Зачем нужна игрушка»
Психолог раздает родителям карточки. На каждой карточке написано название какой-либо игрушки. Задача родителей написать какой развивающий потенциал несет данная игрушка.
(Мяч, кукла, машинка, игрушечные животные, мягкие игрушки, кубики, пирамидка, детская коляска, колокольчик, погремушка – музыкальные игрушки).
5. Работа с карточками
Психолог предлагает родителям карточки с ситуациями. Родители в малых подгруппах обсуждают ситуацию и делают выводы. Затем психолог эти ситуации комментируют.
5. Мини-лекция. Полезная игрушка. Какая она? Выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ваш ребенок будет с ней делать. Игрушка должна активизировать деятельность ребенка.
Если 90% игры приходится на долю ребенка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка.
Сравним, к примеру, сложную электрическую игрушку с набором кубиков. В первом случае все, что приходится делать ребенку, — это нажимать на кнопку и пассивно наблюдать, как игрушка движется по полу. Первые 15—20 минут это радостно и интересно, потом надоест. Единственное, что еще можно сделать с такой игрушкой, — разобрать и посмотреть, что у нее внутри.
С набором кубиков — иначе. Возможности игры здесь несравнимо шире.
Именно поэтому прекрасной игрушкой может стать большая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблем, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует воображение и фантазию. Ее можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки-иллюминаторы, разрисовать цветными карандашами или красками.
К примеру, папа дарит своему трехлетнему сыну сложный конструктор. Это хорошая игрушка, но для трехлетки она никак не подходит. Ребенок несколько раз тщетно попытается соединить детали, а потом с досадой отбросит их в сторону. Причем свою неудачу и досаду он запомнит и долго потом не будет играть ни с чем, что хоть отдаленно напомнит ему этот конструктор.
Кукла - это прежде всего образ человека. Эта игрушка больше всего формирует представление ребенка о его собственной человеческой сущности. Поэтому кукла в детской игре может и должна действовать как человек. Кукла это маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спять, лечить, т. е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.
Ребенок видит в кукле самого себя. Ребенок с достаточно развитым воображением может представлять одно и то же лицо веселым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Но для воображения и фантазии требуется пространство. В данном случае именно отсутствие избыточных деталей, недостаток подробностей и являются той благодатной почвой, которая питает развитие детской фантазии.
Барби в этом возрасте не уместны. Ведь Барби - это псевдоидеальная модель женщины, чудовищная духовная подмена архетипа Матери. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни - бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней
К тому же, к кукле прилагается обширный набор соответствующих аксессуаров (одежда, мебель, спортивные принадлежности – Барби на лыжах, собачка – к собачке поводок, даже корм). Ребенку практически уже ничего не надо придумывать - нужно просто открыть коробку и использовать все это богатство по назначению.
В последнее время Барби "успешно" дополнили куклы Брац (Bratz). Эти куклы создают образ жесткой, видавшей виды девочки-подростка, с ярким макияжем, томным взглядом и вызывающими, ультрамодными туалетами. или велосипед и т. п. Что же происходит, когда ребенок имеет в игрушке четко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения? Первое - это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребенка. Куклы с подробно прорисованными лицами, позами, аксессуарами навязывают малышу нечто раз и навсегда заданное, заранее кем-то определенное - то, что не имеет отношения к его собственным игровым идеям. Если дошкольник с хорошо развитой игрой еще может быть в некотором смысле независим от навязываемого образа и способен развивать собственную игровую линию, то дети с неразвитой игрой (а таких сейчас большинство) воспроизводят именно тот характер поведения, который выражен в кукле. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами - это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби - это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Данная тема в известном смысле дополнена новинкой - куклой Bratz, для которой дом - это всего лишь компьютерный стол и бар, а досуг - далекая от домашних забот молодежная "тусовка" на "крутых" автомобилях. Игра с младенцем-роботом превращается в тренировку условных рефлексов: чтобы он засмеялся - нужно нажать на голову, чтобы начал танцевать - качнуть один раз, заплакал - качнуть три раза и т. п.
Вместе с тем дети быстро привыкают к таким красивым и "укомплектованным" игрушкам и просят их еще и еще. Ребенок, получающий все новые и новые игрушки подобного рода, практически в них не играет, а всего лишь манипулирует ими. Таким образом, современные игрушки все дальше уходят от детской творческой игры в сторону потребительства и механического использования заложенных кем-то операций. Еще одна опасность, которую несут последние достижения игрушечной промышленности, связана с самим образом куклы. Дело в том, что через игру с человеческими образами формируется модель поведения ребенка не только в игре, но и в обыденной жизни вне игры. Кукольные фигуры буквально телесно воздействуют на детей в раннем и дошкольном возрасте. На этот феномен, к сожалению, обращается крайне
мало внимания. А между тем он чрезвычайно важен, поскольку непосредственно оказывает глубокое формирующее физиологическое воздействие на телесный облик ребенка. Приведем для примера интересный случай. Девочка трех с половиной лет получила в подарок тряпочную куклу, сшитую мамой. Мама торопилась и недостаточно тщательно сделала кукле глаза и рот. В результате лицо получилось несколько асимметричным, глаза разной величины. Кукла очень полюбилась девочке, она назвала ее своим именем, играла с ней, укладывала к себе спать. Спустя пару месяцев мама заметила, что дочка прищуривает тот глаз, который у куклы получился меньше, и немного кривит рот. Пришлось переделать лицо кукле. Через некоторое время в мимике дочери искривления пропали. Замечено, что дети воспроизводят выражение лица, позу и осанку любимой куклы. Иногда они потирают или почесывают поясницу или спину в том месте, где у любимой куклы штамп изготовителя. Такое проецирование и телесное подражание объясняется тем, что ребенок именно в первое семилетие жизни пластически строит свое тело. Внешнее воздействие запечатлевается не только в его сознании, но и буквально в организме. Поэтому "страшное", агрессивное или надменное выражение лица куклы, недостатки ее фигуры могут прилипнуть к вашему ребенку, буквально "впечататься" в него. Получается, что от вашего сознательного подхода к выбору куклы зависит как душевное, так и телесное здоровье собственных детей. Однако куклы, хотя и важные, но далеко не единственные игрушки, нужные дошкольникам для игр. Кроме них, существует огромное количество других игровых материалов: всевозможные кубики, пирамидки, конструкторы, пазлы, мозаики, лото, домино, настольно-печатные игры и т. п. Все они, безусловно, необходимы детям и могут принести им не только удовольствие, но и пользу для развития, поскольку способствуют развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей детей. Однако развивающий эффект той или иной игрушки зависит от того, что и как ребенок может делать с ней. Возможность (или невозможность) активного действия ребенка зависит от многих качеств игрушки. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно является и паровозиком, и телефоном, открывает, казалось бы, разнообразные возможности для детской активности. Но такое "разнообразие" дезориентирует малыша - он не знает, что нужно делать с этой сложной игрушкой - возить, разговаривать по телефону или же кормить слоника. Причем полноценное выполнение перечисленных действий весьма ограничено: перевозить что-либо на таком слоне невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь); телефонная трубка все время падает; слон не является в полной мере слоном, поскольку он - телефон на колесах. Гораздо полезнее было бы в данном случае разъединить эти функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и способу действия предмета. Ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Игрушка может только помогать настоящей детской игре или мешать ей, превращать игру в автоматические манипуляции. Но если ребенок не умеет играть, если у него отсутствует воображение, желание думать, преобразовывать и создавать новые образы и сюжеты, - никакие игрушки не помогут. Только в руках старшего и умеющего играть партнера игрушка станет живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит, полезной.
Памятки для родителей «Какие игрушки нужны ребенку раннего возраста»
Рефлексия.
Родители крепят на корзинку яблоки.
Красные яблоки – было интересно, информацию, услышанную сегодня, взял на вооружение.
Зеленые яблоки – было скучно, не узнал ничего нового.
Желтые яблоки - не вся информация была полезной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дискуссия-размышление "Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста" (родительское собрание в средней группе)
Дискуссия-размышление (родительское собрание в средней группе)...
Значение игры в дошкольном возрасте.
Доклад на педсовет. Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано по...
Педагогическая гостиная для педагогов дошкольного отделения по теме: «Значение игры в дошкольном возрасте»
виды игр. викторина дл япедагогов...
«Формирование основ безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста» (родительское собрание)
Форма проведения: семинар-практикум.Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей, формирование чувства ответственности за...
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста (родительское собрание)
Родительское собрание...
"Когда я вырасту... ии ранняя профориентация для дете дошкольного возраста" родительское собрание
Конспект родтельского собраня в старшей группе "Рянняя профориентацмя"...
«Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе
Цель: Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет....