Агрессивность у детей
консультация (младшая группа) по теме

тренина лариса владимировна

Что такое агрессивность у детей, ее причины?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnost_u_detey.docx14.39 КБ
Файл zanyatiya-igry_na_pogashenie_agressivnosti.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Детская агрессивность.

Детская агрессивность - это первый признак семейного неблагополучия. Любая агрессия имеет исторические, социальные и биологические корни и напрямую связана с воспитанием и культурой.

Агрессия выражается в различных проявлениях:

·  Настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, отвага, воля, амбиции - это хорошо;

·  Насилие, жесткость, наглость, хамство, зло - это плохо.

Агрессивность может быть вызвана следующими причинами:

·  Стиль воспитания в семье;

·  Наблюдение ребенком сцен насилия в семье;

·  Социально - экономические проблемы в семье;

·  Индивидуальные особенности личности ребенка;

·  Социально - культурный статус семьи.

Виды агрессии:

·  Физическая;

·  Вербальная.

Агрессивность может быть физически и психически обусловленной:

·  Агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста;

·  Агрессивность может играть защитную функцию: физического и эмоционального сохранения.

Проявление агрессивности  может иметь следующие формы:

·  Физическая агрессия;

·  Вербальная агрессия;

·  Склонность детей к негативизму.

 Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - неспособность понимать других людей.

Детская  агрессивность  в группе дошкольников может быть вызвана:

·  Желанием привлечь к себе внимание;

·  Стремлением получить желанный результат;

·  Стремлением быть главным;

·  Защитой или местью;

·  Желанием выделиться на фоне сверстников.

Причины агрессивности:

1-я причина агрессивности:

Недостаток двигательной активности, физической нагрузки.

Что делать?

Организовать вместе с детьми подвижные и спортивные игры, эстафеты, двигательные паузы, соревнования.

2-я причина агрессивности:

Дефицит родительского внимания, любви и принятия - это сигнал SOS в  семье.

Что делать?

Родители должны поменять стиль общения со своим ребенком на 180 градусов, включиться в детские игры на главных и второстепенных ролях, наладить эмоциональный контакт с ребенком, «принять» своего ребенка таким, какой он есть, полюбить его такого, находить и развивать в своем ребенке способности и позитивный взгляд на мир.

3-я причина агрессивности:

Повышенная тревожность у ребенка, комплекс несоответствия ожиданиям окружающих людей (родители, родственники, сверстники).

Что  делать?

Наладить с ребенком доверительные отношения,  повысить свою самооценку и  самооценку ребенка, учить адекватно оценивать свои достижения, свою роль  и место в коллективе сверстников, снять мышечное и эмоциональное напряжение, побольше хвалить  и чаще говорить: «Все хорошо», «Ты молодец», «У тебя все получится», «Ты хороший», «Ты красивый», «Я люблю тебя». Дать ребенку образцы поведения в травмирующих ситуациях, практически отрабатывать навык владения собой. Вместе с ребенком разрешать «проблемы»: учить быть успешным и   закреплять полученные  навыки. Использовать аутотренинги.

4-я причина агрессивности:

Агрессивность, вызванная СМИ и игрушками.

Что делать?

Свести к «0» просмотр телевизора и использование агрессивных игрушек. Использовать народные фольклорные произведения, где добро побеждает зло, где все заканчивается хорошо. Вести четкий целенаправленный отбор игрушек, игр, книг, мультфильмов для ребенка. Игры - занятия на военную  тематику: защитники, космонавты, большой интерес у детей вызывает работа с генеалогическим  деревом,  поиск  своих родственников - героев.

5-я причина агрессивности:

Ребенок не умеет общаться с окружающими, играть.

Что делать?

Учить ребенка играть, выстаивать и развивать сюжет игры. Совместно с ребенком играть в различные игры: сюжетно - ролевые, дидактические, подвижные, игры с природными материалами и т.д. Научить приемам релаксации и способам самоконтроля.

6-я причина агрессивности:

Наблюдение агрессивного поведения в семье.

Что делать?

Родителям  постараться наладить отношения в семье, исключить сцены агрессии, особенно на глазах у детей, проявлять больше эмоций по отношению к друг другу, чаще проводить время с семьей на природе, в общественных местах отдыха, включить в семейную жизнь занятия физкультурой и  спортом. Не стесняться обращаться к психологу и семейному психотерапевту.



Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ребенок ведет себя агрессивно. Наша реакция? Чаще всего взрослые осуждают такое поведение ребенка, наказывают малыша, отчитывают, даже применяют физическое воздействие, теряя контроль над собой, сами становятся агрессивными, провоцируя ребенка на еще более агрессивное поведение, при этом еще больше усугубляя ситуацию. Однако по мере взросления ответственность ребенка за свое агрессивное поведение должна возрастать.

Особое внимание родителей и специалистов должна привлечь агрессивность, имеющая причину не только в особенностях отношения с ближайшим детским или взрослым окружением, а передающаяся «по наследству», имеющаяся в складе характера родителей, бабушек и дедушек ребенка. Необходимо помнить также, что ребенок может быть агрессивным не обязательно по вине родителей, т.е. в результате «неправильного» воспитания. Черты агрессивного поведения могут быть скрыты в темпераменте и характере ребенка (пониженная степень чувствительности, сопереживания к другим, т.е. отсутствие эмпатии (Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания), взрывчатость, вспыльчивость, гневливость, обидчивость, мстительность) или является результатом его особого созревания нервной системы.

Чтобы понять феномен агрессивности, необходимо выработать методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Для проведения коррекции агрессивности необходимо знать ее определение. Психологи предлагают такое определение:

«Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу» С.Н. Ениколопов.

«Эта любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» Р.Бэрон

В своей статье я выделяю следующие типы агрессивности:

  1. гиперактивно - агрессивные дети. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников становятся агрессивными. С такими детьми необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя игровые ситуации с правилами;

  1. агрессивно-обидчивые и истощаемые дети. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость, связанная с особенностями созревания нервной системы и организма могут провоцировать агрессивное поведение. Чтобы помочь таким детям разрядить напряжение, надо повозиться вместе с ними в шумной игре, стремясь избегать ситуации перенапряжения;

  1. агрессивно – боязливые дети. Их враждебность, подозрительность могут быть средством защиты от мнимой угрозы, «нападения». Необходимо работать со страхами детей, моделировать их: создать опасные ситуации и вместе с детьми их преодолеть;    

  1. агрессивно – бесчувственные дети. Такие дети часто раздражаются, толкаются, дерутся, говорят обидные слова, грубо обращаются с животными, им трудно понять, что другому плохо или больно. Надо стимулировать гуманные чувства у таких детей: при них жалейте животных, ухаживайте за ними, обращайте внимание детей на тех, кого обидели и вместе с ними оказывайте поддержку и помощь.

Некоторые психологи рассматривают агрессию как враждебное качество. Ребенок пытается изменить положение вещей, «достучаться» до взрослого, поэтому агрессивность не всегда носит негативный характер. Она может выражаться не только в непослушании и враждебности, но и предприимчивости и активности. Не случайно ее относят к стеническим эмоциям, т.е. таким эмоциям, которые продолжают активно-оборонительную реакцию.

Таким образом, искоренить агрессивность полностью невозможно, да и не нужно, речь идет о необходимости контролировать ее проявления. Надо научить ребенка следить за своими эмоциями и выражать их в формах, приемлемых для жизни в обществе. Этому способствует разработанные стратегии и тактики корректирующие агрессивность у детей.

Коррекция агрессивности – это гибкое чередование и комбинирование стратегий: методов и тактик, приемов поведения взрослого в зависимости от меняющегося поведения ребенка (агрессора, жертвы, свидетеля притеснения) и от конкретных внешних обстоятельств. Поскольку одним из видов дошкольной деятельности является игра, применение метода игротерапии наиболее эффективно, в особенности если словесные способы воздействия на ребенка уже исчерпаны. Игровые ситуации могут быть различными: в виде рисуночных игровых тестов, этюдов с использованием разнообразных игровых предметов, «агрессивных или опасных» игрушек (оружие, животное типа крокодила, волка и т.п.), пугающих и опасных сказочных персонажей (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Водяной, Леший)

Как же придумать игры с агрессивным ребенком? Необходимо составить перечень наиболее характерных агрессивных действий ребенка. Затем, мысленно фиксируясь на каком-либо агрессивном проявлении, подобрать такие действия, которые могут новизной или необычностью ситуации предотвратить его агрессивное поведение или переключить на иное состояние. Предложенные в статье рекомендации представлены в виде наводящих и «провоцирующих» вопросов, обращений к ребенку, побуждающих его изменить свое поведение, состояние, в различных игровых и неигровых (обыденных) ситуациях. Все это предлагает взрослый детям с целью вызвать ответную реакцию у ребенка – агрессора, ребенка-жертвы или свидетеля притеснения, в зависимости от задач, стоящих в каждом конкретном методе (стратегии).

Стратегия на стимуляцию гуманных чувств. Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, не сваливать свою вину на других, развивайте чувство эмпатии, сочувствие к сверстникам, взрослым, живому миру.

Игра.

Взрослый: У меня есть два мешочка (шкатулочки): одна – злобно-обидная и зубасто – кусачая (соответственная картинка или атрибут на ней), а другая ласково – добрая и нежно – радостная. И есть две «монетки» (кругляшок – рисунок либо с изображением улыбки, либо злого лица). Совершив какие-либо поступки за день («хорошие» или «плохие»), положите «монетку» в соответствующий мешочек, объяснив «почему».

Вместе подумать, верно ребята положили «монетки» в мешочек или нет.

Стратегия ориентации эмоционального состояния другого. Взрослый стремится привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

Упражнение.

Взрослый: Я в бинокль волшебный смотрю (держит руки у глаз), кому плохо, кого обижают ищу.

Предложить детям сделать тоже самое. Увиденное анализируется детьми, но при участии взрослого.

Стратегия не осознание агрессивного поведения или состояния. Помощь агрессивному ребенку в адекватной оценке эмоционального состояния ребенка – жертвы. Стремление поставить агрессивного ребенка на место ребенка – жертвы.

Возможность объяснить агрессивному ребенку, какими неагрессивными способами он может самоутвердиться.

Объяснить, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать собственную агрессию и зачес это необходимо.

Этюд.

Взрослый предлагает ребенку послать письмо – открытку девочке (мальчику), которая(ый) его обидел(а).

Взрослый: Продиктуй мне письмо о том, что случилось, а затем мы вместе пойдем к (имя обидчика) и прочтем письмо (письмо-открытка с позитивным сюжетом).

Упражнение.

Дети закрывают глаза и указательным пальцем показывают, где у них прячется «зло». В коленях, в животе, в ногах, в руках, в голове?

Игра «Зло ищу – мячом покажу».

Взрослый бросает мяч и предлагает ответить на вопросы:

- что такое злость?

- какого злость цвета?

- в какое время суток злость чаще проявляется?

- в каком месте появляется злость?

- как зло прогнать, победить?

Стратегия на переключение состояния. Стимулирование положительных эмоций у агрессивных детей с целью переключения с агрессивного состояния на иное.

Упражнение.

Взрослый обращается к агрессивному или к обиженному ребенку: «У тебя бумаги лист и у меня. Кто больше мелких бумажек - «обидок» и «злюшек» нарвет, тот молодец. Затем все вместе соберем, вверх подкинем и щеткой подметем.

Стратегия на отрицательное подкрепление. Это стремление взрослого уменьшить вероятность, частоту проявления ситуационно-личностных реакций агрессии и неуверенности у детей.

Взрослый: Он дразнил всех, обзывал, злым кулачком задирал, а тот, кто руки распускает с нами в «хвостики не играет». Пока задира сам не признает свою вину, дети не берут его в игру.

Стратегия не установление телесного контакта. Эта стратегия реализуется в процессе прикосновений, рукопожатий, поглаживаний ребенка, а также в процессе предметно-практической игровой деятельности.

Ребенок ударил кого-то, а взрослый подходит к обидчику, берет в свои руки его ладони и потрясывая их, спокойным голосом говорит: «Расслабляйся рука, разожмись кулачок, не царапай коготок, эй, рука, трясись, трясись, больше не дерись!»

Завершая статью отмечаю, что методы игротерапии – это специально создаваемые игровые ситуации, в которых взрослый становится источником игровой активности для детей, перевоплощается в их состояние, сохраняя при этом контроль над особенным или нарушенным поведением детей, помогает корректировать агрессивность, создавать психологически комфортную обстановку в детском коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»

 Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...

Коррекционно-развивающее занятие для детей 4-6 лет с использованием диагностики выявления агрессивности у детей «Ежик»

Занятие направлено на выявление и коррекцию поведения дошкольников, агрессивно настроенных по отношению к своим сверстникам, через получение обратной связи путем погружения в сказку и рисование....

Агрессивное поведение детей 3х лет. Как общаться с агрессивным ребенком, постепенно снижая уровень агрессии.

Агрессивное поведение ребенка связано с возрастным кризисом 3х лет. Приступы агрессии в этом возрасте происходят достаточно часто. Таким поведением дети выражают свое недовольство или разочарования. Н...

Консультация для родителей детей средней группы на тему "Агрессивное поведение детей".

Агрессивное поведение – наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-либо деятельности, непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неаде...