Рекомендации для родителей "Темп развития и будущее ребенка".
консультация (младшая группа) по теме
Многие родители придают исключительно большое значение самому темпу развития ребенка, ревниво следя за тем, чтобы OH буквально ни в чем не отставал от сверстников, а по
возможности и опережал их. Что ж, когда речь идет о задержках развития, повышенное внимание к темпу вполне оправданно. Если ребенок не переходит вовремя к ролевой игре, не овладевает предметным рисованием, не усваивает простейших математических представлений, это должно насторожить родителей, должно побудить их выяснить причину задержки развития. Такими причинами могут оказаться как неблагоприятные условия и особенности воспитания (педагогическая запущенность), так и дефекты нервной системы (умственная отсталость, нарушение слуха).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
Темп развития и будущее ребенка
Многие родители придают исключительно большое значение самому темпу развития ребенка, ревниво следя за тем, чтобы OH буквально ни в чем не отставал от сверстников, а по
возможности и опережал их. Что ж, когда речь идет о задержках развития, повышенное внимание к темпу вполне оправданно. Если ребенок не переходит вовремя к ролевой игре, не овладевает предметным рисованием, не усваивает простейших математических представлений, это должно насторожить родителей, должно побудить их выяснить причину задержки развития. Такими причинами могут оказаться как неблагоприятные условия и особенности воспитания (педагогическая запущенность), так и дефекты нервной системы (умственная отсталость, нарушение слуха).
Сложнее обстоит дело, если речь идет об опережении среднего темпа, о необычайно раннем развитии. Предположим, ребенок уже до 3 лет овладевает чтением и счетом, у него появляются интересы, обычно этому возрасту не свойственные, — к технике, к математике, к географии, и он начинает делать быстрые успехи в этих областях, усваивая уже в дошкольном возрасте умения и навыки, входящие в школьную программу. Часто родители таких детей теряются. Одни пытаются затормозить раннее развитие, опасаясь, что оно повредит здоровью ребенка; другие, напротив, всячески способствуют ему в приятной надежде вырастить гения; третьи просто пускают все «на волю волн».
Первое, что следует сказать: необычно быстрый темп развития сам по себе никаких оснований для беспокойства не дает. Единственное, чего следует опасаться,— весьма вероятной в подобных условиях односторонности, ухода ребенка в какую-то одну область в ущерб остальным. И конечно же, нельзя захваливать малыша, выставлять его напоказ.
Что касается прогноза, то он может быть разным. В одних случаях за ускоренным темпом развития скрываются действительно незаурядные способности. В других (это бывает чаще) темп развития постепенно замедляется и ребенок становится самым обыкновенным, сохраняя, впрочем, достаточно высокий общий уровень умственного развития.
Необычно высокий темп развития часто представляется окружающим чем-то вроде чуда (между прочим, «вундеркинд» — слово немецкое, по-русски это звучало бы как «чудо-ребенок»). Взрослым кажется, что ребенок сам неведомо как овладевает грамотой или математикой. Однако на самом деле его, конечно, всему этому учат именно взрослые, хотя часто стихийно, неосознанно и несистематически. Другое дело, что здесь проявляется разный уровень обучаемости. То, что от обычного ребенка требует длительных усилий, «вундеркинд» схватывает с полунамека.
«Детская талантливость (в живописи, в поэзии, в музыке), — писал К. И. Чуковский, большой знаток творчества детей, — очень часто иссякает с годами, и я знаю немало двенадцатилетних поэтов, которые через 7—8 лет, утратив поэтический дар, становились отличными конструкторами, моряками, геологами».
Это в такой же мере относится к успехам детей в области математики, физики, биологии.
Один из наших выдающихся математиков, многие годы отдавший воспитанию одаренных детей, академик А. Н. Колмогоров отмечает, что «ранние детские способности и склонности к счету часто быстро угасают даже при их культивировании старшими».
Советский психолог Н. С. Лейтес, который посвятил специальное большое исследование детям, проявлявшим, казалось бы, выдающиеся умственные способности, приходит к выводу, что «опережение ребенком своего возраста еще не дает надежных оснований для суждения о его будущих возможностях, а отсутствие раннего развития не исключает вероятности последующего подъема».
Когда ребенок, подававший большие надежды, не оправдывает их, вряд ли можно говорить об исчезновении уже появившегося таланта. Просто впечатление талантливости, больших способностей возникает из-за того, что дети в каком-то отношении опережают сверстников, но потом темп развития снижается и то, что было удивительным для ребёнка, выглядит совершенно заурядно для взрослого человека.
Да, «раньше» и «лучше» не одно и то же. Возможно, способствуя раннему обучению, используя высокий темп развития, мы и получаем выигрыш в сроках усвоения специальных знаний, в формировании соответствующих способностей (часто, впрочем, недолговечный). Но не проигрываем ли в том, что раньше времени, не успев обогатить личность ребенка, уходят из его жизни детские виды деятельности— игра, рисование, конструирование?
И об этом следует помнить честолюбивым родителям.
Воспитатель К.У.
Урайский специализированный Дом ребёнка.
Новожилова Алевтина Леонидовна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендация родителям по развитию правильной речи ребенка.
Рекомендация родителям по развитию правильной речи ребенка. В последнее время в дошкольном воспитании актуальным стал вопрос по развитию речи детей. Статистика показывает, что в на...
Рекомендации родителям по развитию памяти своего ребенка.
Материал содержит приемы, памятку и упражнение для детей по развитию пямяти....
Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов ребенка старшего дошкольного возраста
Рекомендации родителям с играми и упражнениями для развития внимания, восприятия, памяти и мышления ребенка от 5 лет...
Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка 3-го года жизни
Обогащайте запас знаний и впечатлений ребенка, с этой целью показывайте ему картинки, новые действия, читайте небольшие рассказы, сказки, стихи. Обучайте его передавать свои впечатления, отвечать на в...
Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребенка с нарушением зрения.
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентации в пространстве. Нарушения зрения, особенно те, которые возникают в раннем возра...
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Родители являются самыми лучшими путеводителями своего ребенка для совместной работы со специалистами!...
Методические рекомендации для родителей «Развитие связной речи ребенка»
Одним из направлений работы является развитие навыков связной речи....