Занимаемся дома
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Постановка звука С
1.Артикуляционный уклад звука:
- губы растянуты в улыбку,
- зубы заборчиком,
- кончик языка упирается в нижние зубы,
- воздушная струя холодная, направленная с силой вниз посередине языка.
2. Характеристика звука
Звук С – согласный, твёрдый, глухой, обозначается синим цветом.
3.Упражнения для развития силы и направленности воздушной струи
«Волшебный пузырёк»
Небольшой пустой пузырёк обклеить разноцветными полосками. Объяснить ребёнку, что пузырёк не простой, а волшебный. Если в него правильно подуть, то он запоёт.
«Весёлые полоски»
Лист бумаги разрезать ножницами на узкие полоски в виде бахромы и дуть на полоски, держа разрезанную бумагу двумя руками у рта.
«Сдуй ватку»
Язык «лодочкой», подуть на ватку.
«Забей мяч в ворота»
Ребёнок и взрослый сидят за столом друг к другу лицом. На столе с обоих краёв стола «ворота». Мяч-ватка лежит посередине стола.
Ребёнок и взрослый по очереди дуют на ватку так, чтобы она попала посередине ворот (забивают мяч в ворота). Выдох плавный, длительный, непрерывный.
«Буря в стакане»
В стакан с водой опускается трубочка для коктейлей. Ребёнок дует в неё плавно и непрерывно.
4.Артикуляционная гимнастика
«Окошко»
Открыть рот, затем закрыть. Язык лежит внизу.
Обратить внимание на то, чтобы ребёнок открывал рот не слишком широко, при закрывании рта не зажимал плотно губы.
Упражнение выполнять 5 раз
«Улыбка-трубочка»
Чередовать улыбку с вытягиванием губ вперед. При выполнении упражнения зубы прижать друг к другу.
Упражнение выполнять 5 раз
«Заборчик»
Обнажить плотно прижатые зубы. Губы в улыбке.
Удерживать позицию под счёт от 1 до 5.
«Блинчик»
Рот открыть. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Удерживать позицию под счёт от 1 до 5.
«Качели»
Рот открыть. Губы в улыбке. Кончик языка поднять к верхней губе, затем опустить к нижней губе.
Упражнение выполнять 5 раз
«Лодочка»
Рот открыть. Губы вытягиваются вперёд, как при произношении звука О. боковые края лопатообразного языка поднять вверх. Язык высунуть изо рта.
Удерживать позицию под счёт от 1 до 5.
«Киска сердится»
Рот открыть. Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка прогибается.
Удерживать позицию под счёт от 1 до 5.
«Песенка лошадки»
Губы в улыбке. Произнести звук И.
5. Развитие фонематического восприятия
Дидактическая игра ( д/и) «Хлопушка»
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук С
изолированно: С, ш, з, С, С, ч, С, зь, ц, С, ж, С, С
в слогах: СА, шо, зы, ОС, СЫ, чи, СО, зя, цо, СЫ, жу, СУ, УС
в словах: САД, шёпот, зонт, НОС, СЫН, чудо, СОК, зяблик, цокот, СУМКА, жук, СВИСТОК, КАКТУС
Д/и «Повторялочки»
Повтори за мной:
ба-па-ба да-та-да га-ка-га мя-ма-мя ня-на-на
па-ба-па та-да-та ка-га-ка ма-мя-ма на-ня-ня
ба-ба-па та-та-да ка-ка-га ма-ма-мя на-на-ня
па-па-ба да-да-та га-га-ка мя-мя-ма ня-ня-на
6. Нарисовать или вырезать и наклеить картинки к названию упражнений (окно, улыбка, трубочка, забор, блин, качели, лодка, кошка, лошадь)
Автоматизация изолированного звука С
1.Продолжать отработку артикуляционных упражнений
2.Продолжать отработку упражнений для развития силы и направленности воздушной струи
3.Слоговые дорожки (выучить)
БА-па-ба ДА-та-да
па-БА-па та-ДА-та
ба-ба-ПА та-та-ДА
па-па-ба да-да-та
4. Отработка изолированного звука С(обращать внимание на артикуляцию звука).
Игра «Самолёт»
Вдох через нос. Произнести звук С на одном выдохе, ведя указательным пальцем правой руки по линии слева направо.
Игра «Насос»
Колесо сдулось. Вдох через нос. Произнести на выдохе звук С плавно, непрерывно.
Вдох через нос. На выдохе произнести звук С отрывисто, руками имитируя накачивание колеса насосом.
Игра «Свистулька»
Вдох через нос. На одном выдохе длительно произнести звук С (пропеть песенку).
Игра «Паровоз»
Вдох через нос. На одном выдохе длительно произнести звук С.
Изобразить, как паровоз выпускает пар.
5Д/и «Добавь звук С»
Взрослый начинает говорить слово, ребёнок договаривает только последний звук С(обращать внимание на артикуляцию звука):
но…С, ква…С, вку…С, фоку…С, какту…С, ле…С, пё…С, утё…С.
6. Нарисовать или вырезать и наклеить картинки к названию игр (самолёт, насос, свистулька, паровоз)
Автоматизация звука С в прямых слогах
1. Слоговые дорожки (выучить):
ГА-ка-га
ка-га-КА
ка-КА-га
га-га-КА
2.Поиграть в игры(обращать внимание на артикуляцию звука):
«Самолёт»
«Насос»
3. Д/и «Повторялочки» (обращать внимание на артикуляцию звука)
Предложить ребёнку повторить за взрослым слоговые дорожки. Обращать внимание на артикуляцию звука С.
са-со-са са-са-со сы- су-су са-со-су-сы со-су-сы-са
со-са-со сы-сы-су су-сы-су су-сы-са-со сы-са-со-су
4. Д/и «Добавь слог» (обращать внимание на артикуляцию звука)
Взрослый начинает говорить слово, ребёнок договаривает последний слог:
СА
ко…СА, ро…СА, о…СА, чуде…СА, колба…СА, ко…СА, поло…СА;
СЫ
у…СЫ, ве…СЫ, но…СЫ, бу…СЫ, о…СЫ, ко…СЫ, воло…СЫ;
СОК
ку…СОК, ле…сок, пе…СОК, поя…СОК, ква…СОК.
5. Чистоговорки
Ребёнок начинает чистоговорку – произносит слоги, взрослый, если малыш произносит правильно слог, произносит чистоговорку до конца.
СА-СА-СА – в лесу лиса СА-СА-СА – на тарелке колбаса
СА-СА-СА – вот летит оса СА-СА-СА – у Наты длинная коса
СЫ-СЫ-СЫ – у осы усы СЫ-СЫ-СЫ – в саду нет осы
СО-СО-СО – накачал я колесо
6. Определить позицию звука в словах, используя звуковую линейку:
сом, нос, сапоги, кокос, поднос, самокат.
Автоматизация звука С в обратных слогах
1. Слоговые дорожки (выучить):
мя-ма-мя ня-на-на
ма-мя-ма на-ня-ня
ма-ма-мя на-на-ня
мя-мя-ма ня-ня-на
2.Поиграть в игры(обращать внимание на артикуляцию звука):
«Свистулька»
«Паровоз»
3. Д/и «Повторялочки» (обращать внимание на артикуляцию звука)
Предложить ребёнку повторить за взрослым слоговые дорожки. Обращать внимание на артикуляцию звука С.
ас-ос-ас ас-ас-ос ыс-ус-ус ас-ос-ыс-ус ос-ыс-ус-ас
ос-ас-ос ыс-ыс-ус ус-ыс-ус ыс-ус-ас-ос ус-ас-ос-ыс
4. Д/и «Добавь слог» (обращать внимание на артикуляцию звука)
Взрослый начинает говорить слово, ребёнок договаривает последний слог:
СА
ко…СА, ро…СА, о…СА, чуде…СА, колба…СА, ко…СА, поло…СА;
СЫ
у…СЫ, ве…СЫ, но…СЫ, бу…СЫ, о…СЫ, ко…СЫ, воло…СЫ;
СОК
ку…СОК, ле…сок, пе…СОК, поя…СОК, ква…СОК.
5. Чистоговорки
Ребёнок начинает чистоговорку – произносит слоги, взрослый, если малыш произносит правильно слог, произносит чистоговорку до конца.
СА-СА-СА – в лесу лиса СА-СА-СА – на тарелке колбаса
СА-СА-СА – вот летит оса СА-СА-СА – у Наты длинная коса
СЫ-СЫ-СЫ – у осы усы СЫ-СЫ-СЫ – в саду нет осы
СО-СО-СО – накачал я колесо
6. Определить позицию звука в словах, используя звуковую линейку:
сом, нос, сапоги, кокос, поднос, самокат.
7. Нарисовать или вырезать и наклеить 6 картинок, в названии которых слышится звук С в разной позиции (начало слова – 2 картинки, середина слова – 2 картинки, конец слова – 2 картинки)
Автоматизация звука С в слогах со стечением согласных
1. Слоговые дорожки (выучить):
па-по-пы пта-пто-пты апта-опта-ыпта
ку-ка-ко кну-кна-кно окну-икна-ыкна
2. Поиграть в игры(обращать внимание на артикуляцию звука):
«Свистулька»
«Насос»
3. Д/и «Повторялочки» (обращать внимание на артикуляцию звука)
Предложить ребёнку повторить за взрослым слоговые дорожки. Обращать внимание на артикуляцию звука С.
ста-сто-сту-сты аст-ост-уст-ыст
ско-ску-ска-ско оск-уск-аск-оск
спу-спа-спо-спы усп-асп-осп-ысп
сма-смо-сму-смы асм-осм-усм-ысм
сны-сна-сно-сну ысн-асн-осн-усн
мса-мсо-мсу-мны амс-омс-умс-ымс
нсо-нсу-нсы-нса осн-усн-ысн-асн
4. Д/и «Добавь слог» (обращать внимание на артикуляцию звука)
СТА
Па ….СТА, хва…СТА, капу…СТА, неве…СТА
СТО
Те…СТО, ме…СТО, гу…СТО, пу…СТО
5. Д/и «Слогушки»
Ты скажи правильно слог столько раз, сколько ты видишь фишек на столе.
А я придумаю слово на этот слог, если ты правильно выполнишь моё задание.
СТА: стая, стадо, станок, стакан, стадион.
СКА: скамейка, скакун, скатка, скакать.
СТУ: ступня, студень, ступеньки, студент.
6. Звуковой пенал
Выложи слог: СНА, УСК, ИСП.
Автоматизация звука С в прямом слоге в начале слова
1. Д/и «Скажи слог на один больше»
Скажи слог на один больше, чем я сказал(а).
Например: взрослый произносит слог СА три раза, ребёнок на один больше, т.е. четыре раза.
Слоги: са, со, су, сы.
2. Д/и «Эхо»
Повтори каждое слово три раза:
Сад, сани, сапоги, самокат, сын, сок, сода, сова, сумка, суп, судно, сутки, сом.
3. Д/и «Один – много»
Сад – сады, сапог, самокат, сова, сумка, сок.
4. Д/и «Назови ласково»
Сани – саночки, сын – сынок, сом –сомик, сова –совушка, сумка –сумочка, сундук - сундучок.
5. Отгадай загадку и нарисуй отгадку:
Я катаюсь на нём
До вечерней поры,
Но ленивый мой конь
Возит только с горы. (санки)
6. Д/и «Прохлопай словечко»
Ребёнок хлопает в ладоши на каждый слог слова. Определяет количество хлопков, которое соответствует количеству слогов в слове.
Например: са-мо-кат, в слове самокат три слога.
Слова: санки, сапоги, сом, сова, судно, сумочка.
Какое слово самое короткое?
7. Нарисовать или вырезать и наклеить пять картинок, в названии которых звук С слышится в начале слова.
Автоматизация звука С в прямом слоге в середине слова
1. Д/и «Скажи слог на один меньше»
Скажи слог на один меньше, чем я сказал(а).
Например: взрослый произносит слог СА три раза, ребёнок на один меньше, т.е. два раза.
Слоги: са, со, су, сы.
2. Д/и «Эхо»
Повтори каждое слово три раза:
касса, бусы, гусак, мясо, оса, носок, усы, песок, посуда, коса, кусок, весы, косынка.
3. Д/и «Измени слово»
Закончи предложение, используя слово «выписывать».
Я выписываю, ты выписываешь, он …, она …, мы …, вы …, они …
То же самое задание со словами посадить и насыпать.
4. Д/и «Посчитай-ка»
Например: 1косынка, 2 косынки, 3 косынки, 4 косынки, 5 косынок.
То же самое задание со словами оса, гусак.
5. Д\и «Мой, моя, мои»
Со словами из д\и «Эхо»
Мой кусок, моя косынка, мои бусы и т.д.
6. Нарисовать или вырезать и наклеить пять картинок, в названии которых звук С слышится в середине слова. Разделить эти слова на слоги.
Автоматизация звука С в конце слова
1. Д/и «Повторялочки»
Повтори за мной:
а) ас- ас- ас – квас, ос- ос- ос – нос, ус- ус- ус – кактус, ыс- ыс- ыс – мыс.
2. Д/и «Много – один»
Носы – нос, фокусы, ананасы, подносы, компасы, кактусы, утёсы, пояса, автобусы.
3. Д/и «Продолжи предложение»
Я завязал(а) на талии … пояс.
К остановке подошёл … автобус.
Фокусник показал нам … фокус.
На окне в глиняном горшке колючий … кактус.
В будке лежит добрый … пёс.
4. Д/и «Запомни – повтори»
Кактус – нос – ананас, квас – насос – бас
Укус – поднос – утёс, ус – уксус – нос
5. Д/и «Будь внимателен»
Я называю слова, а ты, как только услышишь слово в котором слышится звук С в конце слова, подними фишку.
Рак, сон, кокос, кошка, нос, жук, квас, уксус.
6. Нарисовать или вырезать и наклеить пять картинок, в названии которых звук С слышится в конце слова. Разделить эти слова на слоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендация для родителей «Занимаемся дома»
Рекомендация для родителей по организации занятий в домашней обстановке...
Рекомендация дефектолога для родителей "Занимаемся дома"
Рекомендация для родителей«Занимаемся дома»...
Речь ребёнка. Как заниматься дома?
Консультация для заботливых родителей....
Рекомендации для родителей "Как заниматься дома"
Буклет для родителей с рекомендациями по подготовке к обучению грамоте...
Как заниматься дома?
Этот материал поможет организовать выполнениедомашних занятий по заданию логопеда....
Рекомендация для родителей "Занимаемся дома" #сидим#дома
Рекомендация для родителей Занимаемся дома #сидим#дома...
Занимаемся дома (Рекомендации учителя-логопеда родителям для занятий с ребёнком 4-5 лет дома)
Предлагаю вниманию родителей, чьим детям сейчас 4-5 лет, рекомендации учителя-логопеда для занятий дома. Лексические темы расположены в том порядке, в котором они изучаются в нашем д...