Занимаемся дома
консультация по теме

Кортусова Галина Викторовна

Постановка звука С

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimaemsya_doma.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Постановка звука С

1.Артикуляционный уклад звука:

- губы растянуты в улыбку,

- зубы заборчиком,

- кончик языка упирается в нижние  зубы,

- воздушная струя холодная, направленная с силой вниз посередине языка.

2. Характеристика звука

Звук С – согласный, твёрдый, глухой, обозначается синим цветом.

        

3.Упражнения для развития силы и направленности воздушной струи

«Волшебный пузырёк»

Небольшой пустой пузырёк обклеить разноцветными полосками. Объяснить ребёнку, что пузырёк не простой, а волшебный. Если в него правильно подуть, то он запоёт.

«Весёлые полоски»

Лист бумаги разрезать ножницами на узкие полоски в виде бахромы и дуть на полоски, держа разрезанную бумагу двумя руками у рта.

«Сдуй ватку»

Язык  «лодочкой», подуть на ватку.

«Забей мяч в ворота»

Ребёнок и взрослый сидят за столом друг к другу лицом. На столе с обоих краёв стола «ворота». Мяч-ватка лежит посередине стола.

Ребёнок и взрослый по очереди дуют на ватку так, чтобы она попала посередине ворот (забивают мяч в ворота). Выдох  плавный, длительный, непрерывный.

«Буря в стакане»

В стакан с водой опускается трубочка для коктейлей. Ребёнок дует в неё плавно и непрерывно.

4.Артикуляционная гимнастика

«Окошко»

Открыть рот, затем закрыть. Язык лежит внизу.

Обратить внимание на то, чтобы ребёнок  открывал рот не слишком широко, при закрывании рта не зажимал плотно губы.

Упражнение выполнять 5 раз

«Улыбка-трубочка»

Чередовать улыбку с вытягиванием губ вперед. При выполнении упражнения зубы прижать друг к другу.

Упражнение выполнять 5 раз

«Заборчик»

Обнажить плотно прижатые зубы. Губы в улыбке.

Удерживать позицию под счёт от 1 до 5.

«Блинчик»

Рот открыть. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Удерживать позицию под счёт от 1 до 5.

«Качели»

Рот открыть. Губы в улыбке. Кончик языка поднять к  верхней губе, затем опустить к нижней губе.

Упражнение выполнять 5 раз

«Лодочка»

Рот открыть. Губы вытягиваются вперёд, как при произношении звука О. боковые края лопатообразного языка поднять вверх. Язык высунуть изо рта.

Удерживать позицию под счёт от 1 до 5.

«Киска сердится»

Рот открыть. Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка прогибается.

Удерживать позицию под счёт от 1 до 5.

«Песенка лошадки»

Губы в улыбке. Произнести звук И.

5. Развитие фонематического восприятия

Дидактическая игра ( д/и)  «Хлопушка»

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук С

изолированно: С, ш, з, С, С, ч, С, зь, ц, С, ж, С, С

в слогах: СА, шо, зы, ОС, СЫ, чи, СО, зя, цо, СЫ, жу, СУ, УС

в словах: САД, шёпот, зонт, НОС, СЫН, чудо, СОК, зяблик, цокот, СУМКА, жук, СВИСТОК, КАКТУС

Д/и «Повторялочки»

Повтори за мной:

ба-па-ба            да-та-да            га-ка-га           мя-ма-мя              ня-на-на

па-ба-па            та-да-та            ка-га-ка           ма-мя-ма              на-ня-ня

ба-ба-па            та-та-да            ка-ка-га           ма-ма-мя              на-на-ня

па-па-ба            да-да-та            га-га-ка           мя-мя-ма              ня-ня-на

6. Нарисовать  или вырезать и наклеить картинки к названию упражнений (окно, улыбка, трубочка, забор, блин, качели, лодка, кошка, лошадь)

      Автоматизация изолированного звука С

1.Продолжать отработку артикуляционных упражнений

2.Продолжать отработку упражнений  для развития силы и направленности воздушной струи

3.Слоговые дорожки (выучить)

                                          БА-па-ба           ДА-та-да            

                                          па-БА-па           та-ДА-та                      

                                          ба-ба-ПА           та-та-ДА            

                                          па-па-ба             да-да-та

4. Отработка изолированного звука  С(обращать внимание на артикуляцию звука).

Игра  «Самолёт»

Вдох через нос. Произнести звук С  на одном выдохе, ведя указательным пальцем правой руки по линии слева направо.

Игра «Насос»

Колесо сдулось. Вдох через нос.  Произнести на выдохе звук С плавно, непрерывно.

Вдох через нос. На выдохе произнести звук С отрывисто, руками имитируя накачивание колеса насосом.

Игра «Свистулька»

Вдох через нос. На одном выдохе длительно произнести звук С (пропеть песенку).

Игра «Паровоз»

Вдох через нос. На одном выдохе длительно произнести звук С.

Изобразить, как паровоз выпускает пар.

5Д/и  «Добавь звук С»

Взрослый начинает говорить слово, ребёнок договаривает только последний звук С(обращать внимание на артикуляцию звука):

но…С, ква…С, вку…С,  фоку…С, какту…С,  ле…С, пё…С, утё…С.

   

6. Нарисовать  или вырезать и наклеить картинки к названию игр (самолёт, насос, свистулька, паровоз)

Автоматизация звука С в прямых слогах

1. Слоговые дорожки (выучить):

                                                ГА-ка-га  

                                                ка-га-КА          

                                                ка-КА-га          

                                                га-га-КА  

2.Поиграть в игры(обращать внимание на артикуляцию звука):

                                «Самолёт»                

                                         «Насос»

3. Д/и «Повторялочки» (обращать внимание на артикуляцию звука)

Предложить ребёнку повторить за взрослым слоговые дорожки. Обращать внимание на артикуляцию звука С.

са-со-са        са-са-со        сы- су-су        са-со-су-сы         со-су-сы-са

  со-са-со        сы-сы-су       су-сы-су         су-сы-са-со        сы-са-со-су

 4. Д/и «Добавь слог» (обращать внимание на артикуляцию звука)

Взрослый начинает говорить слово, ребёнок договаривает последний слог:

СА

ко…СА, ро…СА, о…СА, чуде…СА, колба…СА, ко…СА, поло…СА;

СЫ

у…СЫ, ве…СЫ, но…СЫ, бу…СЫ, о…СЫ, ко…СЫ, воло…СЫ;

СОК

ку…СОК, ле…сок, пе…СОК, поя…СОК, ква…СОК.

5. Чистоговорки

Ребёнок начинает чистоговорку – произносит слоги, взрослый, если малыш произносит правильно слог, произносит чистоговорку до конца.

СА-СА-СА – в лесу лиса                        СА-СА-СА – на тарелке колбаса

СА-СА-СА – вот летит оса                     СА-СА-СА – у Наты длинная коса

СЫ-СЫ-СЫ – у осы усы                         СЫ-СЫ-СЫ – в саду нет осы

СО-СО-СО – накачал я колесо              

6. Определить позицию звука в словах, используя звуковую линейку:

сом, нос, сапоги, кокос, поднос, самокат.

Автоматизация звука С в обратных слогах

1. Слоговые дорожки (выучить):

                                      мя-ма-мя              ня-на-на

                                      ма-мя-ма              на-ня-ня

                                      ма-ма-мя              на-на-ня

                                      мя-мя-ма              ня-ня-на

2.Поиграть в игры(обращать внимание на артикуляцию звука):

                                «Свистулька»                

                                         «Паровоз»

3. Д/и «Повторялочки» (обращать внимание на артикуляцию звука)

Предложить ребёнку повторить за взрослым слоговые дорожки. Обращать внимание на артикуляцию звука С.

ас-ос-ас        ас-ас-ос        ыс-ус-ус        ас-ос-ыс-ус         ос-ыс-ус-ас

  ос-ас-ос        ыс-ыс-ус       ус-ыс-ус        ыс-ус-ас-ос        ус-ас-ос-ыс

 4. Д/и «Добавь слог» (обращать внимание на артикуляцию звука)

Взрослый начинает говорить слово, ребёнок договаривает последний слог:

СА

ко…СА, ро…СА, о…СА, чуде…СА, колба…СА, ко…СА, поло…СА;

СЫ

у…СЫ, ве…СЫ, но…СЫ, бу…СЫ, о…СЫ, ко…СЫ, воло…СЫ;

СОК

ку…СОК, ле…сок, пе…СОК, поя…СОК, ква…СОК.

5. Чистоговорки

Ребёнок начинает чистоговорку – произносит слоги, взрослый, если малыш произносит правильно слог, произносит чистоговорку до конца.

СА-СА-СА – в лесу лиса                        СА-СА-СА – на тарелке колбаса

СА-СА-СА – вот летит оса                     СА-СА-СА – у Наты длинная коса

СЫ-СЫ-СЫ – у осы усы                         СЫ-СЫ-СЫ – в саду нет осы

СО-СО-СО – накачал я колесо              

6. Определить позицию звука в словах, используя звуковую линейку:

сом, нос, сапоги, кокос, поднос, самокат.

7. Нарисовать  или вырезать и наклеить 6 картинок, в названии которых слышится звук С в разной позиции (начало слова – 2 картинки, середина слова – 2 картинки, конец слова – 2 картинки)

Автоматизация звука С в слогах со стечением согласных

1. Слоговые дорожки (выучить):

па-по-пы                                 пта-пто-пты                           апта-опта-ыпта

ку-ка-ко                                   кну-кна-кно                          окну-икна-ыкна

2. Поиграть в игры(обращать внимание на артикуляцию звука):

                                «Свистулька»                

                                         «Насос»

3. Д/и «Повторялочки» (обращать внимание на артикуляцию звука)

Предложить ребёнку повторить за взрослым слоговые дорожки. Обращать внимание на артикуляцию звука С.

ста-сто-сту-сты                                                      аст-ост-уст-ыст

ско-ску-ска-ско                                                      оск-уск-аск-оск

спу-спа-спо-спы                                                     усп-асп-осп-ысп

сма-смо-сму-смы                                                   асм-осм-усм-ысм

сны-сна-сно-сну                                                     ысн-асн-осн-усн

мса-мсо-мсу-мны                                                   амс-омс-умс-ымс

нсо-нсу-нсы-нса                                                     осн-усн-ысн-асн

4. Д/и «Добавь слог» (обращать внимание на артикуляцию звука)

СТА

Па ….СТА, хва…СТА, капу…СТА, неве…СТА

СТО

Те…СТО, ме…СТО, гу…СТО, пу…СТО

5. Д/и «Слогушки»

Ты скажи правильно слог столько раз, сколько ты видишь фишек на столе.  

 А я придумаю слово на этот слог, если ты правильно выполнишь моё задание.

СТА:   стая, стадо, станок, стакан, стадион.

СКА:  скамейка, скакун, скатка, скакать.

СТУ:  ступня, студень, ступеньки, студент.

6. Звуковой пенал

Выложи слог: СНА, УСК, ИСП.

Автоматизация звука С в прямом слоге в начале слова

1. Д/и «Скажи слог на один больше»

Скажи слог на один больше, чем я сказал(а).

Например: взрослый произносит слог СА три раза, ребёнок на один больше, т.е. четыре раза.

Слоги: са, со, су, сы.

2. Д/и «Эхо»

Повтори каждое слово три раза:

Сад, сани, сапоги, самокат, сын, сок, сода, сова, сумка, суп, судно, сутки, сом.

3. Д/и «Один – много»

Сад – сады, сапог, самокат, сова, сумка, сок.

4. Д/и «Назови ласково»

Сани – саночки, сын – сынок, сом –сомик, сова –совушка, сумка –сумочка, сундук - сундучок.

5. Отгадай загадку и нарисуй отгадку:

Я катаюсь на нём

До вечерней поры,

Но ленивый мой конь

Возит только с горы. (санки)

6. Д/и «Прохлопай словечко»

Ребёнок хлопает в ладоши на каждый слог слова. Определяет количество хлопков, которое соответствует количеству слогов в слове.

Например: са-мо-кат, в слове самокат три слога.

Слова: санки, сапоги, сом, сова, судно, сумочка.

Какое слово самое короткое?

7. Нарисовать или вырезать и наклеить пять картинок, в названии которых звук С слышится в начале слова.

Автоматизация звука С в прямом слоге в середине слова

1. Д/и «Скажи слог на один меньше»

Скажи слог на один меньше, чем я сказал(а).

Например: взрослый произносит слог СА три раза, ребёнок на один меньше, т.е. два раза.

Слоги: са, со, су, сы.

2. Д/и «Эхо»

 Повтори каждое слово три раза:

касса, бусы, гусак, мясо, оса, носок, усы, песок, посуда, коса, кусок, весы, косынка.

3. Д/и «Измени слово»

Закончи предложение, используя слово «выписывать».

Я выписываю, ты выписываешь, он …, она …, мы …, вы …, они …

То же самое задание со словами посадить и насыпать.

4. Д/и «Посчитай-ка»

Например: 1косынка, 2 косынки, 3 косынки, 4 косынки, 5 косынок.

То же самое задание со словами оса, гусак.

5. Д\и «Мой, моя, мои»

Со словами из д\и «Эхо»

Мой кусок, моя косынка, мои бусы и т.д.

6. Нарисовать или вырезать и наклеить пять картинок, в названии которых звук С слышится в середине слова. Разделить эти слова на слоги.

           Автоматизация звука С в конце слова

1.  Д/и «Повторялочки»

Повтори за мной:

а) ас- ас- ас – квас, ос- ос- ос – нос,  ус- ус- ус – кактус, ыс- ыс- ыс – мыс.

2. Д/и «Много – один»

Носы – нос, фокусы, ананасы, подносы, компасы, кактусы, утёсы, пояса, автобусы.

3. Д/и «Продолжи предложение»

Я завязал(а) на талии … пояс.

К остановке подошёл … автобус.

Фокусник показал нам … фокус.

На окне в глиняном горшке колючий … кактус.

В будке лежит добрый … пёс.

4. Д/и «Запомни – повтори»

Кактус – нос – ананас,      квас – насос – бас

Укус – поднос – утёс,        ус – уксус – нос

5. Д/и «Будь внимателен»

Я называю слова, а ты, как только услышишь слово в котором слышится звук С в конце слова, подними фишку.

Рак, сон, кокос, кошка, нос, жук, квас, уксус.

6. Нарисовать или вырезать и наклеить пять картинок, в названии которых звук С слышится в конце слова. Разделить эти слова на слоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей «Занимаемся дома»

Рекомендация для родителей по организации занятий в домашней обстановке...

Рекомендация дефектолога для родителей "Занимаемся дома"

Рекомендация для родителей«Занимаемся дома»...

Речь ребёнка. Как заниматься дома?

Консультация для заботливых родителей....

Рекомендации для родителей "Как заниматься дома"

Буклет для родителей с рекомендациями по подготовке к обучению грамоте...

Как заниматься дома?

Этот материал поможет организовать выполнениедомашних занятий   по заданию логопеда....

Рекомендация для родителей "Занимаемся дома" #сидим#дома

Рекомендация для родителей Занимаемся дома #сидим#дома...

Занимаемся дома (Рекомендации учителя-логопеда родителям для занятий с ребёнком 4-5 лет дома)

Предлагаю вниманию родителей, чьим  детям сейчас  4-5 лет,  рекомендации учителя-логопеда для занятий дома. Лексические темы расположены в том порядке, в котором они изучаются в нашем д...