Занимаемся дома (Рекомендации учителя-логопеда родителям для занятий с ребёнком 4-5 лет дома)
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Предлагаю вниманию родителей, чьим детям сейчас 4-5 лет, рекомендации учителя-логопеда для занятий дома. Лексические темы расположены в том порядке, в котором они изучаются в нашем детском саду. Если по какой-либо причине ваш ребёнок не посещает детский сад или вас интересует, чем он занимается в саду, то эти рекомендации для вас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_logopeda_roditelyam_detey_4-5_let.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)!
Предлагаю вашему вниманию рекомендации учителя — логопеда для работы с детьми дома. Лексические темы расположены в том порядке, в котором мы работаем в детском саду. Если по какой-либо причине ваш ребёнок не посещает детский сад или вам интересно знать, чем он занимается в детском саду, то эти рекомендации для вас! Предлагаю темы на период с конца сентября по декабрь.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!!!
Лексическая тема недели «ИГРУШКИ»
4-я неделя сентября
Родителям рекомендуется:
— рассмотреть с ребёнком несколько игрушек;
— определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая);
— отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая);
— провести с ребёнком беседу о бережном отношении к игрушкам;
— в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают игрушки.
Прочитать ребенку стихотворения А. Барто «Игрушки». Выучить стихотворение по выбору.
Отгадать загадки.
Его бьют, а он не плачет, упадет — поскачет. (Мяч)
Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла)
Поиграть в дидактическую игру «Узнай игрушку по описанию».
(Взрослый рассказывает об игрушке, а ребёнок её называет.)
Поиграть в дидактическую игру «Узнай свои игрушки на ощупь».
(Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать любую игрушку и назвать её).
Поиграть в дидактическую игру «Назови ласково»
(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): мяч — мячик, кукла — ... ; мишка — ... ; матрешка — ... ; пирамидка — ... , неваляшка - …., машина - …. .
Поупражнять в согласовании существительных с числительными один и два: один кубик - два кубика; один мячик - два мячика; одна кукла — две куклы; и т. п.
Лексическая тема недели
1-я неделя октября «ОГОРОД. ОВОЩИ»
Родителям рекомендуется:
- рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;
— объяснить, что всё это можно назвать одним словом «овощи»;
— обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;
— по возможности рассказать и показать ребнку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет...);
— совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей.
Отгадать загадки:
Красная девица сидит в темнице, а коса — на улице. (Морковь)
Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок.
К земле прирос крепко.
Что это? (Репка)
Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редис)
Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох)
Я длинный и зеленый, вкусный и соленый,
Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи —
Меня в них ищи. (Капуста)
Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Поиграть в дидактические игры:
- Дидактическая игра «Большой — маленький»
(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец — огурчик, помидор — помидорчик...
- Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных): огурец — огурцы, помидор — помидоры...
- Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).
Морковь (какая?) — оранжевая, помидор (какой?) — …
Огурец (какой?) — овальный, репка (какая?) — ...
Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:
Что это?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какой на вкус?
Что из него готовят?
Поиграть в пальчиковую игру «ОВОЩИ», стих-е выучить наизусть.
Раз — капуста, два — горошек, Три — редис такой хороший. А четыре — репка Жёлтый мячик крепкий. Пять — пузатый кабачок, Все зажали в кулачок. | На каждое название овоща ребёнок загибает по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев. |
Лексическая тема недели «САД. ФРУКТЫ»
2-я неделя октября
Родителям рекомендуется:
— рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что всё это можно назвать одним словом «фрукты»;
— обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;
— по возможности показать и рассказать ребёнку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);
- рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.
Отгадать загадки.
Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко. (Яблоко)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Слива)
Поиграть в дидактические игры:
- Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа сущ-х):
яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — ....
- Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):
яблоко — яблочко, лимон — ..., банан — ..., апельсин — ....
- Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две):
одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона ... пять лимонов; одна слива, две сливы ... пять слив.
- Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используются натуральные фрукты).
Составить описательный рассказ о фруктах по следующему плану:
Что это?
Где растёт?
Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?
Каков на вкус?
Что из него готовят?
Поиграть в пальчиковую игру, стихотворение выучить наизусть
Раз, два, три, четыре, пять Будем фрукты мы считать: Груша, персик, мандарин, Абрикос и апельсин. Раз, два, три, четыре, пять - Фруктов было ровно пять. | Поочерёдно сжимают и разжимают пальцы. Хлопают. Поочерёдно загибают пальцы, начиная с больших. Поочерёдно сжимают и разжимают пальцы. Хлопают. |
Лексическая тема недели «Лес. Деревья»
3-я неделя октября
Родителям рекомендуется:
пойти вместе с ребенком на прогулку в парк, чтобы понаблюдать за деревьями.
Выяснить, что происходит с деревьями осенью.
Рассмотреть листья клёна, дуба, осины, рябины, берёзы.
Обратить внимание на цвет листьев, на их форму.
Прочитать ребенку стихотворения по теме «Осень» и обсудить их.
(Заучивание стихотворения по выбору.)
** *
Падают, падают листья — в нашем саду листопад.
Желтые, красные листья по ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают — гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая крыльями машет вдали.
Вопрос.Что такое листопад?
* * *
Осень с листьями играет, листья с веток обрывает.
Листья желтые летят прямо на руки ребят.
Вопрос. Что значит «Осень с листьями играет?»
«Подарки осени»
Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине, фартук розовый — осине,
Зонтик желтый — тополям, фрукты осень дарит нам.
Вопрос. Кому что дарит осень?
Поиграть в пальчиковую игру «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём | Поочерёдно сжимают и разжимают пальцы.
Загибают пальцы, начиная с больших. «Шагают» по столу средним и указательным пальцами. |
Поиграть в дидактические игры:
- Дидактическая игра«Сосчитай»
(согласование существительных с числительными): один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов; одна осина, две осины, три осины, четыре осины, пять осин; одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.
- Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа сущ-х): берёза — берёзы, дуб — дубы, клён — клёны, осина — осины, рябина — рябины.
Выполнить упражнение «Сдуй листочек с ладошки». Развитие длительного плавного выдоха.
Ребёнок кладёт на ладошку листочек. Медленно набирает воздух через нос. (Следить, чтобы не поднимались плечи). Вытягивает губы трубочкой, дует на листочек, не раздувая щёк — листочек улетает с ладошки. (Выполнять 3 — 5 раз).
Лексическая тема недели «Грибы. Ягоды»
4-я неделя октября
- Поиграйте в пальчиковые игры
Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел. | Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца |
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, В лес идём мы погулять - За черникой, за малиной, За брусникой, за калиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём. | Пальцы обеих рук «здороваются», начиная с больших пальцев. Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу. Загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших пальцев. |
2. Предложите ребёнку выполнить самомассаж пальцев рук бельевой прищепкой (прищепка не должна быть слишком тугой).
С веток ягоды снимаю И в лукошко собираю. | Ребёнок тянет бельевой прищепкой поочерёдно все пальцы на правой руке, затем — на левой. |
3. Чтение стихотворений, заучивание наизусть (по выбору)
Боровик. Подберёзовик.
По дорожке шли - Подберёзовик,
Боровик нашли. Подберёзовик
Боровик боровой Ловко спрятался
В мох укрылся с головой. Под берёзою.
Мы его пройти могли, Да не прячься ты
Хорошо, что тихо шли. Так старательно -
Я найду тебя
Обязательно.
- Поиграйте в дидактические игры.
- Дидактическая игра«Сосчитай»
(согласование существительных с числительными): один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов; одна лисичка, …... пять лисичек; одна ягода, две ягоды, ….пять ягод.
- Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа сущ-х): гриб — грибы, подберёзовик - подберёзовики, подосиновик - подосиновики, лисичка — лисички, мухомор - мухоморы, боровик - боровики, сыроежка - сыроежки; ягода — ягоды.
Лексическая тема недели «Признаки осени»
5-я неделя октября
Родителям рекомендуется:
- попросить ребенка рассказать о том, какое сейчас время года;
- обратить внимание на осенние изменения погоды (стало холодно, дует ветер, идет дождь, солнышко прячется за тучи, ...);
- выяснить, что происходит осенью с деревьями;
- что происходит осенью с птицами, с животными;
- что делают осенью люди (убирают урожай овощей в огороде, собирают фрукты в саду, собирают грибы и ягоды, делают запасы на зиму);
- как люди одеваются осенью.
Поиграть в дидактические игры:
- Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа сущ-х):
по изученным темам «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Грибы. Ягоды»: помидор — помидоры, огурец — огурцы; яблоко — яблоки, груша — груши; берёза — берёзы, рябина — рябины; мухомор — мухоморы, боровик — боровики; и т.п.
- Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): по изученным темам «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Грибы. Ягоды»: помидор — помидорчик, огурец — огурчик; яблоко — яблочко, персик — персичек; мухомор — мухоморчик, брусника — брусничка, черника — черничка и т. п.
- Дидактическая игра «Весёлый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две …): по изученным темам «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Грибы. Ягоды»: один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов и т. д.
Предложить ребёнку вспомнить, какие стихи он помнит (по изученным темам).
Лексическая тема недели «Мой дом»
1-я неделя ноября
Родителям рекомендуется:
— рассказать ребенку, как называется город (поселок), где он живет, чем он знаменит;
— рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего города (поселка);
— обратить внимание на главную улицу города (поселка), какие на ней построены дома;
— во время прогулки по городу (поселку) обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), а также на памятники архитектуры;
— объяснить ребенку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом — свой номер;
— выучить с ребенком свой домашний адрес.
Составить рассказ «Дом, в котором я живу» (произвольный рассказ ребенка).
Нарисовать картину «Мой дом».
Поиграть в дидактические игры:
- Дидактическая игра «Один — много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один дом — много домов, одна улица... (поселок, город...), один балкон — много балконов, одна дверь — много дверей, одно окно — много окон, одна труба — много труб, одна квартира — много квартир, один этаж — много этажей …
- Дидактическая игра «Что из чего?»: дом из дерева — деревянный, дом из камня — каменный, домик из бумаги — бумажный, окно из стекла — стеклянное, дверь из железа — железная.
Поиграть в пальчиковую игру «Дом и ворота». Стихотворение выучите наизусть.
На поляне дом стоит, Ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем. | Пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом наверху. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх. Ладони разворачиваются параллельно друг другу. |
Лексическая тема недели «М ЕБЕЛЬ»
2-я неделя ноября
Родителям рекомендуется:
— рассмотреть с ребёнком домашнюю мебель, предназначенную для спальни, столовой, кухни;
— назвать мебель и её отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена;
— объяснить ребёнку назначение мебели, различных её видов;
— рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный; письменный; кухонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды), большие и маленькие стулья, табуретки; рассмотреть мебель в кукольном уголке;
попросить ребенка ответить на вопросы: для чего нужна мебель (стул, стол, диван, кровать, шкаф);
для чего нужен письменный стол, обеденный; что делают за столом;
какая мебель нужна для кухни, спальни;
сколько ножек у стола; из чего сделан стол; какой формы крышка у стола;
чем отличается стул от табуретки, кресла;
— вместе с ребенком сходить на экскурсию в мебельный магазин.
Отгадать загадки и выучить по выбору.
В квартире нашей новый дом.
Живет посуда в доме том.
В нем место есть и для конфет, он называется... (буфет).
С ногами, а без рук, с сиденьем, а без живота,
Со спинкой, а без головы. (Стул)
По ночам во сне Ванятка до того задремлет сладко,
Что не хочется вставать, что за штука я? (Кровать)
Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки. (Стол)
Дидактическая игра «Один - много»: стул — стулья, кресло — ... , кровать — ...., шкаф - …., стол - ….,
Логические упражнения.
- Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул?
- Оля маленькая. У нее маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?
Выполнить действия с предметами по указанию взрослого (понимание предложных конструкций):
положить мяч: на стул, под стул, за стул, около стула, между стульями, перед стулом; поднять мяч над стулом.
Поиграть в пальчиковую игру «Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом. | Ребёнок сжимает и разжимает кулачки. Загибает пальцы по одному, начиная с большого пальца, на обеих руках. |
Лексическая тема недели «ПОСУДА»
3-я неделя ноября
Родителям рекомендуется:
- рассмотреть вместе с ребенком посуду: (кастрюля, сковорода, чайник, тарелка, стакан, чашка, блюдце, сахарница, ложка, вилка, нож);
- закрепить с ребенком названия предметов посуды и слова, определяющие их назначение: в кастрюле варят суп, в сковороде жарят рыбу, в чайнике кипятят воду, заваривают чай, ….. и т.д.
- показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте);
- рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;
- сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие...), обратив внимание на то, что посуда может биться;
- в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают посуду.
Поиграть в дидактические игры:
- Дидактическая игра «Сосчитай посуду» (согласование существительных с числительными): один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей;
одна чашка, две чашки, …... пять чашек; и т. п.
- Дидактическая игра «Четвертый лишний»:
Чашка, блюдце, сахар, сахарница.
Тарелка, кружка, сковорода, блины. ….
- Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?» (образование относительных прилагательных):
стакан сделан из стекла — стеклянный стакан;
чашка из фарфора — фарфоровая чашка;
блюдце из фарфора — фарфоровое блюдце;
чайник из металла — металлический чайник;
поднос из пластмассы — пластмассовый поднос.
Выучите с ребёнком стихотворение, сделайте гимнастику для глаз.
И оладьи, и омлет, И картошку на обед, И блины — вот это да! Жарит всё сковорода. | Широко открыть глаза. Зажмурить, поморгать. Посмотреть направо, налево. Закрыть глаза и сосчитать до 5. |
Лексическая тема недели «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»
4-я неделя ноября
Родителям рекомендуется:
- показать ребенку продукты, из которых готовится пища;
- закрепить названия обеденных блюд (борщ, суп, каша и т.д.), названия продуктов, из которых готовятся эти блюда;
- в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают продукты и показать разные отделы;
- купить продукты для салата или винегрета;
- вместе сребёнком приготовить салат или винегрет.
Поиграть с пальчиками: упр-е «Тесто». Стихотворение желательно выучить.
Быстро тесто замесили, На кусочки разделили, Раскатали все кусочки И слепили пирожки. Пирожки с вареньем - Всем на удивленье! | Реб-к сжимает и разжимает кулачки, держа руки над столом. Ребром правой ладони стучит по столу. Раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами выполняет движения вперёд — назад по столу. Прикладывает ладонь к ладони, имитирует лепку пирожков. Защипывает края воображаемых пирожков с помощью кончиков пальцев обеих рук. |
Поиграть в дидактические игры.
- Дидактическая игра «Какое это блюдо?» (образование относительных прилагательных).
Какой суп из ... (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из ... (пшена, геркулеса, манки ... )?
Какое варенье из ... (яблок, сливы, абрикоса, малины... )?
Какой сок из ... (моркови, груши, апельсина ... )?
- Дидактическая игра «Один — много»:
булочка — булочки, конфета — конфеты, пирог — пироги, блин — блины, котлета — котлеты, сухарь — сухари, баранка — баранки, ...
- Дидактическая игра «Что как приготовили?»
Как можно приготовить картошку? (сварить, пожарить, …)
А что ещё можно жарить? (котлеты, рыбу, мясо, лук, ….)
Что можно варить? (суп, компот, мясо, варенье, ….)
Что можно печь? (блины, пироги, пиццу, торт, ...)
Лексическая тема недели «Домашние животные»
1-я неделя декабря
Родителям рекомендуется:
— показать ребенку (по возможности живых) домашних животных — кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу;
— обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д.;
— поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;
— прочитать стихи и рассказы о домашних животных;
— рассмотреть иллюстрации в книгах и журналах.
Отгадать загадки (выучить по выбору).
Му-му-му, молока кому? (Корова)
Идет, идет, бородой трясёт, травки просит:
«Ме-ме-ме, дайте вкусной травки мне». (Коза)
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком, а хвост колечком. (Собака)
Спереди — пятачок, сзади — крючок,
Посредине — спинка, а на ней — щетинка. (Свинья)
По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. (Баран)
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
Все время умывается, а с водой не знается. (Кошка)
Я большой и я красивый, я бегу — и вьется грива,
Длинный шелковый хвосток и копытами — цок, цок. (Конь)
Поиграть в дидактические игры.
Дидактическая игра «Кто как голос подает?» Корова — «му-у» (корова мычит).
Кошка«мяу» (кошка мяукает). Собака — .... Свинья — .... Лошадь — ... . Овца — ... .
Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): кошка — кошки, собака — собаки ...; котенок — котята, жеребенок — жеребята ... .
Дидактическая игра «Кто чем питается?» (употребление творительного падежа имен существительных): кошка — молоком, корова — травой, коза — ..., собака — ..., лошадь — ...
Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): кошка — кошечка, собака — собачка, свинья — свинка... .
Составить описательный рассказ о домашнем животном по плану.
Кто это?
Где живет?
Каков внешний вид?
Какие имеет повадки?
Чем питается?
Какую пользу приносит?
Кто у него детеныши?
Пальчиковая игра «Котёнок» (стихотворение выучите наизусть)
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно). После первого двустишия — смена рук.
Кусается сильно котёнок — глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться — скажу тебе: «Кыш!»
Лексическая тема недели «Домашние животные и их детёныши»
2-я неделя декабря
Родителям рекомендуется:
- рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних животных и их детёнышей, отметить их внешние признаки;
— вспомнить, как называются мамы и их детёныши; закрепить в словарном запасе ребенка названия детенышей домашних животных (кошка – котёнок, собака — щенок, коза — козлёнок, корова — телёнок, свинья — поросёнок, лошадь — жеребёнок)
Отгадать загадки
На мостке, упершись лбами,
Час стоят, на горе маме.
Вот упрямые ребята!
Как же их зовут? …. (Козлята)
С белой звёздочкой на лбу.
Я его Малыш зову.
На быка похож ребёнок,
А зовут его … (телёнок)
Пятачок и хвост крючком.
Ты, конечно, с ним знаком.
Он — большой свиньи ребёнок,
А зовётся … (поросёнок)
Вот сидит комочек пуха.
Носик, чёрненькое ухо.
А отпустишь на лужайку -
Стрекача задаст, как зайка. (Крольчонок)
Поиграть в дидактические игры.
Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): котёнок - котята, щенок - щенята, козлёнок - козлята, телёнок - телята, поросёнок - поросята, жеребёнок — жеребята, ягнёнок — ягнята.
Дидактическая игра «Назови ласково»: котёнок — котёночек, щенок — щеночек, козлёнок — козлёночек и т.д.
Дидактическая игра «У кого - кто?»: у мамы кошки — котёнок, котята; у мамы козы — козлёнок, козлята; и т.д.
Поиграть в пальчиковую игру «Котёнок» (стихотворение рассказывает сам ребёнок)
Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно). После первого двустишия — смена рук.
Кусается сильно котёнок — глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться — скажу тебе: «Кыш!»
Поиграть в пальчиковую игру «Коготочки»
У кошкиной дочки на лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши, пусть посмотрят малыши: «Мяу!»
(Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко: «Мяу»).
Выучить по выбору одно из стихотворений наизусть.
Тузик.
Вот он крутится волчком,
Тузик, Тузик, хвост крючком.
Вот летит во весь опор
То на речку, то во двор.
То дежурит у ворот -
Словом, дел невпроворот.
Ягнёнок.
Шёл ягнёнок по дорожке,
О пенёк поранил ножки.
Повернулся он неловко
И ушиб себе головку.
А наткнулся на сучок -
Уколол себе бочок.
Мы его забинтовали,
Мы ему лекарство дали.
А ягнёнок блеет: «М-м-е-е!»
Позовите маму мне!
Можно выучить одну из загадок!
Лексическая тема недели «Домашние птицы и их птенцы»
3-я неделя декабря
Родителям рекомендуется:
— рассмотреть с ребёнком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей (курица — петух — цыплята, утка — селезень — утята, гусыня — гусь — гусята, индюшка — индюк — индюшата);
— спросить ребенка, почему птицы называются домашними;
— закрепить названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид и повадки;
— уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за ними ухаживает человек.
Отгадать загадки и выучить по выбору.
- Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица)
- Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
- Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)
- Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь)
- Катится бочка, нет на ней ни сучочка. (Яйцо)
Поиграть в дидактические игры.
- Дидактическая игра «Кто как разговаривает» (упражнение в словообразовании): утка (кря-кря) — крякает; гусь (га-га) — гогочет, петух (...) — ..., курица (...) — ... .
- Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа сущ-х): цыпленок — цыплята, курица — курицы, индюк — ..., гусь — ..., утка — ... .
- Дидактическая игра «У кого кто?» (упражнение в словообразовании).
Ед. ч. сущ-х: у утки — утёнок, у гусыни — ..., у индюшки — ...., у курицы - ….
Мн. число сущ-х: у утки — утята, у гусыни — ..., у индюшки — ... , у курицы - …..
- Дидактическая игра «Кто как передвигается»: утка (что делает?) — ходит, плавает, летает; индюшка (...) — ..., курица (...) — ... .
- Дидактическая игра «Исправь ошибку» (на логическое мышление): у утки — гусята; у индюшки — цыплята; у курицы — утята; у гусыни — индюшата.
Составить описательный рассказ о домашней птице по следующему плану:
Кто это?
Каков внешний вид?
Какие повадки?
Кто у этой птицы детёныши?
Чем питается?
Какую пользу приносит?
Поиграть в пальчиковую игру «Утята».
Первый, второй — шли утята. Третий, четвёртый — за водой. А за ними плёлся пятый, Позади бежал шестой. А седьмой от них отстал, А восьмой уже устал. А девятый всех догнал. А десятый испугался, Громко-громко запищал: «Пи-пи-пи!» «Не пищи, мы тут, рядом, поищи!» | Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого. Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук. |
Прослушать и выучить по выбору следующие стихотворения:
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки — жёлтые ребятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,
Лапками гребите, зёрнышки ищите!».
«На птичьем дворе»
Наши курочки с утра — кря-кря-кря, кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда — га-га-га, га-га-га!
А индюк среди двора — бал-бал-бал! Балда-балда!
Наши гуленьки вверх — гру-гру-гру, гру-гру-гру!
Наши курочки в окно — ко-ко-ко, ко-ко-ко!
А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споёт:
«Ку-ка-ре-ку!» (А. Барто)
Вопрос. Кто живёт на птичьем дворе?
Лексическая тема недели «Признаки зимы. Зимние забавы»
4-я неделя декабря
Родителям рекомендуется:
- побеседовать с ребёнком о том, какое сейчас время года, назвать признаки зимы, поговорить о зимних забавах;
- побеседовать с ребёнком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает;
- вместе с ребёнком украсить новогоднюю ёлку.
Выучить стихотворение наизусть.
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Отгадать загадки.
- Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает. (Зимой)
- Как хвоя у ёлочки
Снежные иголочки,
Лес сегодня синий — синий,
На ветвях мохнатый … (иней)
- Я песком посыплю густо
Все ступеньки у ворот.
А ещё тропинки, спуски,
Потому что … (гололёд)
- Кто там воет, завывает,
Кто ворота отворяет?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо? (Вьюга)
С морозами, пургой и снегом
Зима-волшебница придет.
И все речушки и озера
Покроет скользкий толстый … (Лёд)
- Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом? ... (Лыжи)
- Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная! (Коньки)
- На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!".
Веселая игра ... (Хоккей)
- Мы с бараньими рогами
Вниз под горку мчимся сами,
А как на гору взбираться,
Начинаем упираться. (Санки)
Поиграть в пальчиковую игру «Снежок»
Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем — совсем не сладкий. Раз — подбросим, два — поймаем. Три — уроним и сломаем! | Сжимают и разжимают кулаки. Изображают, как лепят снежок. «Рисуют» пальцем в воздухе воображаемый круг, сжимают ладони вместе, гладят воображаемый снежок. Грозят указательным пальцем правой руки. Подбрасывают, ловят, роняют и ломают ногой воображаемый снежок. |
Лексическая тема недели «Признаки зимы. Новогодние праздники»
5-я неделя декабря
Родителям рекомендуется:
- побеседовать с ребёнком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает;
- если в доме уже поставлена ёлка, рассмотреть её, рассмотреть игрушки на ёлке;
- вместе с ребёнком украсить новогоднюю ёлку (если ёлка еще не украшена).
Выучить стихотворение «Ёлка».
Наша ёлка велика,
Наша ёлка высока,
Выше папы, выше мамы,
Достаёт до потолка!
А на ней игрушки,
Бусы да хлопушки.
Будем весело плясать,
Будем песни распевать,
Чтобы ёлка захотела
В гости к нам прийти опять!
Поиграть с пальчиками.
Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки, Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки. | Пальцы рук переплетены, из больших пальцев — верхушка ёлочки Сжимают кулаки, затем растопыривают пальцы. Изображают шарики пальцами, затем фонарики. Показывают «ушки» из двцх пальцев, затем свечки из сложенных ладоней. Складывают вместе ладони с растопыренными пальцами, затем изображают указательными и средними пальцами обеих рук идущих человечков. |
Пересказать рассказ «Ёлка».
Папа принес из леса ёлку. Ёлку поставили на пол. Ребята украсили ёлку. Повесили игрушки, шары, конфеты. Ёлка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг ёлки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам!
Отгадать загадки.
Посмотрели мы в окошко,
Все в снегу уже дорожки,
Значит, праздник к нам придет,
Он зовется... (Новый год)
Красавица лесная,
Зеленая такая,
Украшена игрушками,
Гирляндами, хлопушками. (Ёлка)
Он с седою бородой,
Шуба, посох со звездой.
Он подарки нам принёс,
Добрый … (дедушка Мороз)
Наступает Говый год,
Всем подарки он несёт.
Возле ёлки в светлом зале
Дети водят … (хоровод).
Он прячется под ёлкой,
И сразу не найдешь,
Но в день определенный
Его так долго ждешь.
Он так бывает ярок,
Зовется он... (подарок)
Верхушку ёлки украшает
И в небесах ночных бывает.
Так ярко светит нам всегда,
А называется... (звезда)
Что это такое?
Грохочет — нет покоя.
Огоньки и там, и тут —
Это праздничный... (салют)
За веревку потяни —
Разлетится конфетти.
Новогодняя игрушка
Называется... (хлопушка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 беседа логопеда с родителями Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами.
5 беседа логопеда с родителямиРекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами.Общие рекомендации:...
6 беседа логопеда с родителями. Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.
6 беседа логопеда с родителями.Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.Если ваш малыш посещает заня...
Консультация для родителей на тему: «Методические рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников».
Консультация для родителейна тему:«Методические рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников»....
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних занятий с детьми для закрепления произносительных навыков.
В данной статье описана последовательность постановки и закрепления отрабатываемых звуков....
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних занятий с детьми для закрепления произносительных навыков.
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних занятий с детьми для закрепления произносительных навыков. Уважаемые, родители! Если ваш малыш посещает занятия ...
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников. Советы учителя-логопеда для родителей.
На что нужно обратить внимание до поступления ребенка в школу. От чего зависит развитие речи ребенка?...
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОМА
Для того, чтобы домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, родителям следует придерживаться определенных правил в их проведении....