Формирование речи слабослышащих детей в процессе повседневного общения.
консультация по теме

Смолкина Любовь Викторовна

Раннее обучение глухих детей словесной речи имеет исключительно большое значение для формирования познавательных процессов. Мышление и речь у слышащих, нормально развивающихся детей появляются в раннем возрасте и интенсивно совершенствуются в процессе всего дошкольного возраста. Одновременно с развитием речи растёт мозг ребёнка, формируются его психика и эмоционально-волевая сфера.

   Овладение речью в процессе общения – это естественный путь, характерный для слышащих детей. Речь ребёнка формируется в ходе различных видов деятельности и определяется постоянной практикой повседневного речевого общения с окружающими людьми.

   Наиболее благоприятным периодом для овладения речью в норме является возраст до 3-х лет, в течении которого формируются механизм речи, происходит созревание речевых отделов мозга.

   Отставание глухих детей в общем развитии и задержка в формировании речи и мышления говорят о недостаточном использовании благоприятного периода в их обучении. Раннее начало обучению речи и интенсивное обогащение развития детей с нарушением слуха в дошкольный период позволяют преодолеть нарастание различий между глухими и слышащими детьми.

   В практике специальных детских садов с нарушениями слуха осуществляется деятельностный подход в обучении речи. Глухие дети в режимные моменты, в процессе игровой, трудовой, изобразительной, учебной  деятельности усваивают речевой опыт взрослых, обучаются общению со взрослыми и сверстниками.

   Одним из основных условий овладения речью является создание речевой среды (и в детском саду и дома), чтобы необходимый для усвоения детьми речевой материал постоянно употреблялся взрослыми в адекватных ситуациях и повторялся детьми вслед за взрослыми или самостоятельно в соответствии с деятельностью.

   Малыша вводят в речевую среду на основе глобального восприятия речи, обращённой непосредственно к ребёнку. Необходимый для общения минимум слов и фраз предъявляется в виде печатных табличек и устно. Весь речевой материал ребёнок первоначально воспринимает слухо-зрительно и одновременно глобально прочитывает предъявляемые таблички.

   Речь детей формируется на основе подражания речи взрослых при многократном повторении ими одного и того же речевого материала в разных вариантах и в условиях различной деятельности с включением слов и фраз, подсказанных ситуацией. Часто употребляемые взрослыми в речевом общении с детьми слова и фразы переходят в активный словарь детей без специального обучения. У ребёнка вырабатывается навык проговаривания вслух всего необходимого речевого материала, формируется речевое мышление. Потребность в словесном общении появляе6тся у детей по мере накопления словаря и повышения уровня общего развития. 

   Для достижения большей естественности в произношении детей с самого начала обучения большое внимание уделяется формированию есте6ственного темпа, ритмичной структуры слова, интонации. Поэтому речь взрослых (родителей, бабушки, дедушки) должна быть естественной, нормального темпа и ритма, интонированной. Нельзя допускать в общении с детьми замедленной послоговой речи с утрированным произношением отдельных фонем. Неправильный образец устной речи взрослого способствует формированию у ребёнка ненормированных стереотипов слов, делающих речь неестественной, непонятной для окружающих.     

             Развитие малыша начинается с первых минут жизни и родители первые его учителя. Воспитание ребёнка происходит постоянно, даже если мы об этом не думаем. Личный пример сильнее пустых внушений и упрёков. Малыш с нарушенным слухом ещё сильнее нуждается в заботе, любви и воспитании чем его слышащие сверстники, поэтому важным звеном в этом процессе является готовность родителей учиться вместе с ребёнком. Рано начатое воспитание такого ребёнка в семье имеет рад позитивных сторон: воспитание протекает в привычных условиях,  малыш может наблюдать естественные ситуации общения  в общественных местах, переносить их в игру и самое главное, общий объём внимания взрослых, окружающих его, максимально сосредоточен и подчинён интересам ребёнка.

        Воспитание ребёнка в семье должно носить целостный комплексный характер, включать различные направления работы. Развитие речи детей с нарушенным слухом в системе коррекционно-педагогической работы занимает одно из центральных мест. Однако родители должны помнить, что речь не существует изолиронано, формирование речи детей тесно связано с организацией их жизни.  Развитие физических качеств, навыков самообслуживания, игры, навыков изобразительной деятельности, сенсорное воспитание, ознакомление с окружающей действительностью и природой; содействие  социальному и эмоциональному развитию личности ребёнка (умению общаться с родными и незнакомыми людьми, устанавливать контакт с детьми,  учить сопереживать неудачам  и радоваться успехам детей, жалеть животных, беречь природу) и многое другое включает в себя повседневная забота о ребёнке.  Особое внимание должны уделять взрослые развитию речи детей с нарушенным слухом. Важным условием развития речи детей является создание речевой среды, речевое общение с ребёнком всех членов семьи, даже при условии минимальных речевых возможностей малыша. Взрослые, окружающие его, должны озвучивать все действия, называть предметы, показывать, как эти предметы использовать и самое главное требовательно, но ненавязчиво просить ребёнка повторить слово или предложение. Взрослые, окружающие таких детей, должны предъявлять одинаковые требования к их речи. Постепенно, произносительные возможности детей улучшаются, и они уже самостоятельно могут назвать предметы, сначала звуком или звукосочетанием, позже лепетным словом, полным слово,  предложением или даже составить целый рассказ. Но необходимо помнить, развитие речи ребёнка лишённого возможности полноценно слышать, требует от взрослых планомерных, терпеливых, постоянных объяснений, повторений, научений. Для специальных занятий должно быть отведено постоянное  время. На этих занятиях специально проводится работа по развитию устной и письменной форм речи, адекватными методами и приёмами, присходит закрепление трудных, требующих отработки знаний. Чтение и письмо формируется у детей с нарушенным слухом прежде всего как способ усвоения нового речевого материала. Они способствуют развитию познавательных интересов, стремлению посредством чтения расширить кругозор, овладеть новой информацией. Сочетание работы по развитию речи в детском саду и семье позволяет сделать её более эффективной.

 Разумеется, объём и темпы развития речи ребёнка в значительной степени будут зависеть от сроков начала педагогической работы и индивидуальных возможностей ребёнка.

Можно назвать основные задачи речевого развития:

- развитие потребности в общении,

-накопление словаря,

-развитие связной речи,

-формирование предпосылок и начало обучения письменной речи.

     Однако воспитание в семье плохослышащего ребёнка может быть осложнено и некоторыми проблемами: родители не всегда правильно и полноценно понимают рекомендации специалистов, адекватно оценивают свои педагогические возможности и потенциальные возможности ребёнка, не могут организовать режим дня ребёнка, последовательно реализовать педагогические задачи.

      Другое важное условие эффективности коррекционной работы- раннее качественное слухопротезирование ребёнка. Современные слуховые аппараты помогают малышу слышать недоступные его естественному слуху звуки как можно чётче. Постепенно у ребёнка  появляется психологическая потребность в аппаратах, т.к. он осознаёт, что аппараты дают более чёткое представление о звуках речи и окружающей действительности, помогают контролировать собственную речь.

        Вопросам воспитания и коррекционно-образовательной работы с детьми имеющими нарушения слуха в семье посвещены труды многих сурдопедагогов. Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская  и многие другие подчёркивали важную роль семьи в формировании личности таких детей. 

   

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи в процессе повседневного общения.

Существует два типа связной речи: диалогическая (или диалог) и монологическая (монолог).Диалог — беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно — спросить о чем-то и вызвать на ответ, поб...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе повседневного общения»

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности - теоретической и практической, коллективной и индивидуальной, она является важнейшим средством овла...

Развитие речи детей в процессе повседневного общения

В консультации учителя-логопеда для воспитателей ДОУ раскрывается большое значение полноценного речевого общения с детьми в процессе всех режимных моментов. Описываются требования, предъявляемые к реч...

Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения.

                «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах."   Плутарх.  Основная цель ДОУ в развитии р...

Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения

Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, спосо...

Формирование речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой посредством технологии моделирования

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и процессы восприятия этой информации. И в сф...