Волшебная сила интонации
консультация на тему
К сожалению, большинство родителей не имеют определенных знаний в области формирования интонационной выразительности речи. Поэтому, хотелось бы познакомить их с разнообразным содержанием игр и упражнений, которые они могли бы использовать дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_sila_intonatsii.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Волшебная сила интонации
И.В. Бакланова
Учитель - логопед
Муниципальное дошкольное образовательное учрежден
детский сад №47 «Лесовичок» - Центр развития ребенка
Город Старый Оскол Белгородской области
«Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя»,- писал Н.С. Рождестственский.
Как правило, интонационной выразительностью дети овладевают естественным путем. Но как показывает логопедическое обследование у воспитанников, поступающих в речевые группы, с которыми я работаю, имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур. Их речь монотонна и невыразительна, ускоренная или наоборот - замедленная. Они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Коррекционная работа с такими детьми по формированию интонационной выразительности сочетает мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, ритма, темпа, силы и модуляции голоса. А также на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, развитие эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения.
К сожалению, большинство родителей не имеют определенных знаний в области формирования интонационной выразительности речи. Поэтому, хотелось бы познакомить их с разнообразным содержанием игр и упражнений, которые они могли бы использовать дома.
Дышим правильно
Развитию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом помогают регулярные занятия дыхательной гимнастикой. Обратите внимание ребенка на следующие правила:
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать через рот;
- вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха. Выдох должен быть естественным, экономным;
- «добирать» воздух только между смысловыми отрезками во фразе;
- при выполнении упражнений не напрягать мышцы шеи, рук, груди; не поднимать плечи при вдохе.
Предложите ему «задуть воображаемую свечу». Для этого нужно положить ладони рук на ребра. Вдохнуть и «подуть на свечу». Воздух из легких выходит плавно и постепенно, ребра опадают постепенно, по мере выдувания.
Для выполнения упражнения «Спустить мяч» ребенок делает вдох. Руки располагает на уровне груди. Сжимает воображаемый мяч, произнося звук «с-с-с».
Понижаем и повышаем голос
Использование голосовой гимнастики способствует развитию силы, высоты, тембра голоса, интонационно-мелодической речи.
Упражнение «Голосовая горка». Ребенок произносит гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз»: А – А – А – А – А - А - А
Упражнение «Разбойники увидели жертву». В игровой ситуации взрослый предлагает ребенку произнести на выдохе «ах-ха-ха-ха-ха» (представляя жертву), затем на выдохе произнести «ох-хо-хо-хо-хо» (представляя, что они с ней сделают).
Согласуем речь с движением
Связь речи и движений нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, развивает координацию процессов дыхания. Большую помощь в коррекционной работе оказывают специальные упражнения в стиле «робота», с хлопками в ладоши, ходьба на месте, по кругу, встречное дирижирование и т. д.
Упражнение «Робот». Ребенок сгибает руки в локтях, совершая поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносит скандировано и четко.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки,
Что угодно для души.
Важное по значению слово
Для того чтобы предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных. Смысл изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение, - эту мысль важно донести до ребенка. Предложите ему произнести предложения по – разному:
Саша научился читать.
Саша научился читать.
Саша научился читать.
Если дошкольник затрудняется, задайте наводящие вопросы. Предложите проспрягать простые предложения. При изменении по лицам логическим центром предложения всегда будет первое слово.
Я читаю книгу.
Ты читаешь книгу.
Он читает книгу и т. д.
«Мимический кубик»
На каждой стороне кубика взрослый схематически изображает эмоциональные состояния. Подражания им, ребенок может сопровождать движениями тела, мимикой.
Боль: «А-а-а, у меня болит голова» - руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.
Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» - руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.
Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» - руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.
Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» - руки вперед, брови немного сдвинуты.
Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» - руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.
Упражнение «Скажи и покажи» предложите ребенку по картинкам назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый - грустный, злой - добрый, удивленный - равнодушный.
«Это точка – точка-одиночка»
После знакомства ребенка с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения, ему можно предложить следующие упражнения:
- «Хлопни столько раз, сколько повествовательных предложений ты услышишь». Взрослый читает рассказ или произносит несколько предложений, а ребенок по окончании каждого предложения хлопает в ладоши.
- «Выложить столько фишек, сколько повествовательных предложений встречается в речевом материале».
«Чудак – восклицательный знак»
Знакомство с восклицательной интонацией осуществляется в процессе рассматривания картинок, содержание которых можно соотнести с междометиями (типа: Ой! Ах! Ух! Ура!), проведения беседы по содержанию каждой из них. Затем ребенку следует объяснить, что восклицательно можно произнести и целое предложение, уточнить, что при его произнесении голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Заучите с ребенком стихотворение:
Чудак - восклицательный знак.
Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!»
Упражнение «Произнеси как я». Взрослый произносит предложение с соответствующей интонацией, а ребенок повторяет.
Упражнение «Выложить столько фишек, сколько восклицательных предложений встречается в речевом материале».
Упражнение «Прочти стихотворение»
Катит лыжа впереди, Я—за лыжей позади. Я кричу ей: «Погоди! Лыжа, лыжа, не кати!»
Я кричу ей: «Хватит!» А она все катит. Правую лыжу Я уже не вижу.
(Э. Мошковская)
«Это кривоносый вопросительный знак»
Задайте дошкольнику вопросы, а потом предложите ему сделать это самостоятельно, обсудите с ним особенности произнесения вопросительного предложения: " В конце вопросительного предложения голос повышается". Заучите с ребенком стихотворение:
Это кривоносый
Вопросительный знак,
Задает вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»
Упражнение «Произнеси как я». Взрослый произносит предложение с соответствующей интонацией, а ребенок повторяет.
Упражнение «Выложить столько фишек, сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале».
Упражнение «Прочти стихотворение»
Что такое?
Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
( К. Чуковский )
Куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке? ( К. Чуковский )
Дифференциация интонационных структур предложений проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям, при подражании голосам, интонациям героев.
Проводимая работа оказывает положительное влияние на расширение речевых навыков, развитие слуховой памяти, эмоционального восприятия дошкольников. У детей появляется умение произвольно использовать в речи интонационные средства, жест, мимику. Все это помогает осознанному чтению, пониманию образной речи. Дети становятся более активными, у них пробуждается интерес к различным видам исполнительской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебная сила добра".
Сказкотерапевтеческое занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель: эмоционально-волевой развитие детей....
Волшебная сила музыки
Статья о силе музыки....
Неделя игры и игрушки "Волшебная сила игры"
Неделя игры и игрушки "Волшебная сила игры"....
«Волшебная сила черной краски»
Цель: Заинтересовать детей получением оттенков темных цветов и познакомить с изменением красок с помощью черных красок.Материал. Гуашь, палитры из плотной бумаги, тонкого картона, кисточка, стак...
Опыт работы "Волшебная сила растений"
Опыт работы "Волшебная сила растений"...
Волшебная сила воды
Ознакомление детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель, формирование у детей знания о значении воды в жизни человека, уточнение представления детей о том, что в...
Волшебные приключения режима дня: как дети детского сада открывают для себя волшебную силу расписания
Волшебные приключения режима дня: как дети детского сада открывают для себя волшебную силу расписания...