Как знакомить дошкольников с природным окружением
материал (младшая группа) по теме

Усынина Марина Викторовна

Папка-передвижка для повышения уровня компетенции родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Папка-передвижка для родителей16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Папка-передвижка для родителей:

«Как знакомить дошкольников с природным окружением»

        Мир огромен, а ребенок еще мал, и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, показывать сначала близкие и доступные его пониманию явления, помочь ему накопить факты, полученные от общения с природой, направить его интерес, создать условия, чтобы ребенок мог получить правильные представления о ней. Для этого не нужно вести малыша за город. И в парке, дворе, дома можно знакомить детей с родной природой.

     С чего же начать? Заведите дома растения красиво и долго цветущие: бальзамин, герань, фуксию. Эти растения помогут привлечь и удержать еще не очень устойчивое внимание малыша. Интересны ребенку растения с яркой декоративной листвой: добрый великан-фикус, монстера с громадными листами в прорезях. Важно вместе с малышом почаще подходить к растениям, рассматривать листья, цветы, каждый раз удивляться, восхищаться их красотой. Например, подойдя к окну, мама произносит: «Какое красивое растение! Для нас с тобой распустились цветы. Какого они цвета? » Рассматриваем цветы, обращаем внимание на форму листьев, ласково называем растение-герань. Можно прочесть стихи о ней.

             Полюбуйся на герань.

             Красные цветочки, круглые листочки.

             Очень весело цветет,

             Хоть высокой не растет!

Вместе с ребенком можно полить растение, обтереть пыль с листьев. После наблюдения предложите нарисовать это растение. Мама рисует кашпо и стебель, а малыш цветы.

 Совместные с детьми наблюдения - это эффективный способ познания мира природы. Вид в окне – это удивительные открытия. Стоя у окна,  можно понаблюдать за повадками птиц, кошек, за бабочкой, жуком, солнцем, деревьями. Ребенок с удовольствием наблюдает из окна и за людьми. Это замечательная возможность продемонстрировать сезонные явления природы. Покажите людей, спешащих с зонтами, - ребенок сам догадается: идет дождь. Обратите внимание на одежду прохожих. Весной из окна прекрасно просматриваются первые проталинки. Большие снеговые лужи тоже хорошо рассматривать из окна. После наблюдения предложите собраться на улицу и  отыскать эту лужу, чтобы пускать в ней кораблики.

На третьем году жизни малыш может не только слушать, но и понимать литературные произведения, с помощью которых можно также знакомить с миром природы. Читайте классиков. Симпатия, сострадание к животным, понимание их жизни проглядывает в лучших детских стихах В. Брюсова, А. Блока. «Зайчик» А. Блока несет такое живое сочувствие трудностям и печалям зверька  поздней осенью:

Маленькому зайчику на лесной тропинке

Прежде глазки тешили белые цветочки.

Осенью заплакали тонкие былинки,

Лапки наступают на желтые листочки…

Прочитайте ребенку «Кисоньку» Н. Квитко - сколько любви к маленькому существу в этом стихотворении! Читая стихи А.Прокофьева «Про Галю–Галинку », «Хороши малыши», вы проникнитесь музыкой любви к родной природе:

Ах, солнышко – колоколнышко!

Звонко иволга поет, чистит горлышко.

Встала Галя поутру, завела свою игру.

Включайте в детское чтение фольклор: потешки, считалочки, колыбельные («Сорока - белобока», «Заинька – серенький»). Читая малышу, избегайте текстов, где обитают плохие и хорошие звери, где описаны сцены охоты.

Обсуждайте книги с малышом, обыгрывайте. Используйте эффект «отсроченного впечатления», связывайте материал книги с действительностью. Увидели кошку с котенком во дворе: «Посмотри, совсем как Тюпа и Непунька, помнишь, мы читали?»

Познакомить детей с дикими животными (заяц, лиса, медведь) можно в процессе чтения и рассказывания сказок «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок». После рассказывания поиграйте в сказку с помощью игрушек.

       Общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем самая прекрасная книга с картинками. Во время прогулки, или по дороге в детсад обращайте внимание малыша на то, как светит солнце, как весело поют птицы, бегут по небу облака, как ветер качает деревья, как спешат муравьи, порхают бабочки. Научите его любоваться яркими красками неба, замысловатой формой снежинок, простором полей, - у ребенка разовьется чувство прекрасного. Он глубже познает окружающий мир.

Знакомя малыша с домашними животными, учите правильному обращению, подчеркивайте, что они тоже живые – поэтому нуждаются в еде, отдыхе, ласке. Обращайте внимание на повадки животных: как передвигаются, прыгают, играют. Обязательно покажите мам и детенышей, поупражняйте в правильном назывании с помощью игры «Животное – детеныш». Мама называет взрослое животное, а ребенок детеныша «у кошки – котенок, у коровы – теленок…». Главное – все животные любят своих детенышей и заботятся о них.

Играя в песочнице, обращайте внимание ребенка на свойства песка. Например, сухой песок рассыпается, а если его полить водой (или после дождя)- становится влажным, и тогда из него с помощью формочек можно делать различные пирожки.

Играя с водой, покажите, что она жидкая, ее можно переливать из одного сосуда в другой; если холодная вода постоит на солнышке, то станет теплой; вода может быть чистой и грязной.

В зимнее время покажите ребенку свойства снега. Снег белый, легкий, пушистый, сверкает на солнце, тает в руке. Поиграйте в снежки. Полезно для детей метание в цель (или в корзину) снежков.

Осенью во время сбора урожая в саду и на огороде познакомьте малыша с овощами и фруктами. Расскажите, что овощи растут на грядке, а фрукты на деревьях. Познакомить с ними ребенка можно и на кухне. Например, готовя винегрет, прочитайте стихи:

Свекла спешила, гостей пригласила:

Друзей Огурцов приезжать попросила;

Морковь и Капустку просила зайти,

Картошку, Укропчик к обеду прийти.

Вы все догадались уже, или нет?

Конечно в обед – овощной винегрет!

Игра «Узнай на вкус» поможет научить различать овощи (или фрукты) по вкусу. Предложите ребенку закрыть глаза, дайте небольшой кусочек, например, груши, попросите назвать фрукт.

Игра «Найди и назови».

Среди разложенных на столе (или в огороде) овощей и фруктов попросите ребенка найти и назвать, например, морковь. «Молодец, а теперь найди яблоко». После игры попробуйте их на вкус.

Эту же игру можно использовать для закрепления названий деревьев: «Подойди к березе, умница, а теперь поздоровайся с рябиной…»

Игра «Шур - шур».

В парке предложите ребенку побегать по сухим листьям и послушать, как они шуршат: «Наша Машенька бежала, громко листьями шуршала: шур –шур - шур». Слова «шур-шур-шур» попросите повторить кроху.

Игра «Найди такой же лист».

Осенью среди опавших листьев выберите любой. Рассмотрите его с ребенком, назовите, попросите найти такой же. Например, «это лист березы, он маленький, гладкий, треугольный, найди такой же».

 

Игра «Оденем куклу на прогулку».

Прогулка для малыша будет более радостной, если с ним пойдет гулять любимая кукла. Но ее тоже надо одевать в соответствии с погодой. Грустно видеть в морозный день легко одетую куклу в руках детей. В процессе сбора Кати на прогулку можно закрепить последовательность одевания одежды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Ребенок и окружающий мир: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Природное окружение (экологическое воспитание)» в средней группе.

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. Программа направлена на группу общеразвивающей направленности к программе "Воспитание и обучение в детском саду"  под р...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К БЛИЖАЙШЕМУ ПРИРОДНОМУ ОКРУЖЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ДОУ В ПРОЦЕССЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе развития общества вопросы традиционного ...

Проект «Природное окружение, как средство формирования предпосылок экологического сознания старших дошкольников»

Проект «Природное окружение, как средство формирования предпосылок экологического сознания старших дошкольников»...

Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия

Сенсорное развитие — это источник познания среды, начальная стадия накапливания чувственного опыта. Своевременное сенсорное развитие — обуславливающее фактор адекватной и быстрой ориентиро...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ

Статья на тему: "Развитие творческих способностей в процессе ознакомления с природным окружением"...

Презентация из опыта работы "Метеоплощадка, как эффективное средство ознакомления дошкольников с природным окружением"

Презентация "Метеоплощадка, как эффективное средство ознакомления дошкольников с природным окружением"...