Пение и музыка для детей с синдромом Дауна
консультация (младшая группа) по теме
Пение и музыка для детей с синдромом Дауна. Рекомендации и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_dlya_daunov.odt | 14.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пение и музыка
для ребенка с синдромом Дауна
Музыка является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе.
(Б. Ауэрбах)
Зачем таким деткам нужны пение и музыка?
Музыка и пение развивают способность различать звуки на слух, что необходимо для всех детей и особенно важно для детей с синдромом Дауна. Пение и музыка развивают у детей воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами.
- очень приятное времяпрепровождение;
-приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
- обогащение словаря ребенка;
- развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
- тренировка более четкой артикуляции;
- песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни;
- правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;
- пение в группах развивает способность работы в команде.
Вот несколько практических примеров включения различных видов песен и музыки в день ребенка:
- Колыбельные.
- Песни-считалочки.
- Песни для развития памяти.
- Песни-танцы.
- Песни, сопровождаемые движениями.
- Песни-сценки.
- Ритмические песни.
- Песни-сказки.
- Песни о временах года.
- Смешные песенки или частушки.
- Использование музыкальных и ритмических элементов в рассказе.
- Эмоционально окрашенные песни.
Младенцы: начинаем с прослушивания музыки
Пойте малышу простые детские песенки. Малышам больше всего нравятся мелодии, темы которых повторяются через короткие интервалы (например – "В траве сидел кузнечик…", или "Антошка, Антошка, пойдём копать картошку…" и т.п.). Если напевать одну и ту же песню или мелодию, например, во время купания или сна, то малыш со временем привыкнет и будет узнавать мелодию и настраиваться на данное действо (особенно это относится к колыбельным). Во время пения с малышом можно использовать погремушки – для акцентирования внимания на ритме.
Ставьте кассеты с записью песен, отрывками из произведений классической музыки. Рекомендую ставить деткам адаптированную для них классику и музыку с четким ритмическим рисунком. Во время прослушивания музыки учите малыша притопывать ножками и похлопывать ручками в такт, кружиться вокруг себя. Для движений под музыку подбирайте разную по ритму музыку, музыку разных направлений.
Взрослому надо танцевать с ребенком или брать его за ручки и шагать в такт, или использовать песенки, в которых зарифмовано, что малышу надо сделать. Инсценировки песенок могут включать игру с куклами или пальчиковые игры (например, предлагается, напевая песенку «Дождик», постучать пальчиками по ладошке малыша или дать ему «покапать» на вашу ладонь, а перед песенкой «Жук» показать такую игрушку игрушку или картинку, пожужжать, «полетать» по комнате, разведя в стороны руки-крылья и жужжа).
Раз в день устраивать маленькое занятие по знакомству с классической музыкой. Каждый день, в одно и то же время садитесь с малышом около магнитофона и говорите: "Сейчас мы будем слушать музыку". После чего включайте запись.
В доме должна звучать музыка. Но нельзя делать того, чтобы она звучала фоном. Прослушивание музыки должно быть целенаправленным. Записи могут быть любыми — и классика, и детские песенки, на которые дети особенно хорошо реагируют.
Петь ли ребенку, если у вас нет музыкального слуха?
Если честно, я считаю, что петь детям с синдромом Дауна – обязательно. Положительный эффект (эмоциональный и эстетический) будет все равно гораздо больше отрицательного.
Для детей, испытывающих трудности в обучении, например, для детей с синдромом Дауна, пение является наиболее существенным способом обучения, так как заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.
Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика.
Игра «Что звучало?»
для развития слухового сосредоточения, слуха
Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета, которые могут издавать звуки при встряхивании, например, погремушку и коробочку с орехами. Потрясите их на глазах у малыша. Потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и погремите там.
Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте на него сами.
Постепенно увеличивайте количество звучащих предметов (до пяти, например) и подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук, тем самым, усложняя задачу.
Играем музыку
Инструменты
Первым «инструментом» для деток традиционно становятся погремушки и подвески. Если малыш еще не держит предмет в руке, можно взять специальные погремушки, надевающиеся на ручку, как браслеты, или сшить подобную гремелку самому, из мягкой, например, махровой резинки для волос, «яичка» из-под киндер-сюрприза, наполненного крупой или горохом, пришить к ней маленькие бубенчики.
Не забывайте о том инструменте, который уже есть у вас и у малыша – о голосе. Пойте с ним песни!
Предлагаю следующий способ знакомства ребенка с инструментом. Этот способ состоит в том, что, начиная с четырех месяцев, вплотную слева от кроватки ставится синтезатор: малыш должен в какой-то момент сам случайно обнаружить клавиатуру и возможность извлекать звуки. С этого момента он будет систематически поворачиваться и с все большим успехом нажимать на клавиатуру.
Для малышей постарше идеальным инструментом может быть небольшой ксилофон или металлофон, детский рояль с несколькими клавишами или игровой пульт. Сейчас выпускают много музыкальных игрушек. Музыкой дети занимаются охотно – для них это игровая деятельность. Бубен, погремушки, маракасы, дудки и свистки, барабан, колокольчик или колокольчики с разными звуками. Предлагать ребенку звучащие игрушки, особенно шумовые, иногда и ненадолго. И не оставляйте их в свободном доступе - в коробке, где хранятся остальные игрушки.
Как рано начинать?
До трех лет детки любят, в основном, слушать, как поют взрослые, пытаются им подпевать.
Уже с трех - четырех месяцев позволять младенцу щупать мягкую клавиатуру синтезатора и извлекать звуки.
Ребенок должен вволю "набренчаться" на музыкальных инструментах до полутора - двух лет. Помогайте ребенку формировать музыкальные образы животных. Так, когда малыш нажал клавишу низкого звука, покажите ему картинку с медведем. Если услышите, что ребенок "пиликает", стуча по клавишам высоких звуков, показывайте изображение певчей птицы.
После полутора-двух лет начинайте просить ребенка сыграть, как бежит зайка, волк, медведь, птички и другие знакомые ему по сказкам или из жизни животные и т. д. Малыш постепенно сформирует и привыкнет воспроизводить "музыкальные опорные образы". Потом просите сыграть на инструменте "произведения" посложнее: "Сыграй, как зайчик гуляет, и вдруг за ним погнался волк!" Будьте уверены - сыграет! А если замнется, сами сыграйте, покажите раз-другой.
Если вашему ребенку чуть более полугода, играйте в "Гусли-плясуны". По вашей просьбе малыш нажимает на клавишу синтезатора. Когда раздастся звук, Вы весело изображаете подходящего по звуку животного: если звук высокий, танцуете какую-нибудь птицу; если звук очень низкий, изображаете медведя, вернее "танец медведя". В общем, вы должны добиться, чтобы малыш любил заставлять Вас плясать и петь под его музыку.
Таким образом, вы достигнете фактического обучения музыке и сочинению малышом своеобразной музыки.
Ближе к двум годам начните играть для малыша и вместе с ним ритмические песенки, которые исполняются на одной ноте (причем любой), типа "Андрей-воробей", "Аты-баты, шли солдаты".
Что дальше? С нашими детками нередко рекомендуют логоритмику – логопедическую ритмику. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
Логопедическая ритмика включает в себя:
• ходьбу в разных направлениях;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
• ритмические упражнения;
• пение;
• упражнения на развитие мелкой моторики.
Музыка предназначена не только для талантливых. Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем и прихлопываем. Пение и музыка являются неотъемлемой частью процесса обучения каждого, и особенно важны при обучении детей с синдромом Дауна. Итак, выявляйте музыканта во всех наших детях и помогайте им учиться легко и эффективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети с синдромом Дауна - кто они?
Статья освещает проблемы развития детей с синдромом Дауна....
Статья Двигательная активность детей с синдромом Дауна
Двигательная активность детей с синдромом Дауна. Методика работы по формированию навыков крупной моторики и ориентировки в пространстве у детей с синдромом Дауна....
Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»
Опыт связан с системой занятий по развитию речи у детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...
Развитие движения у детей С синдромом Дауна
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение ...
Подгрупповое занятие детей с синдромом Дауна 1мл.гр. Дома ребенка по теме "К бабушке в гости"
Для детей с синдромом Дауна очень важно в современном мире найти способ адоптации в современном мире. Одним из таких способов является привитие интереса и любви к рисованию....
Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
В статье содержится опыт работы в детском саду с ребёнком с синдромом Дауна....
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.
В материале рассмотрены различные программы ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна....