Статья Двигательная активность детей с синдромом Дауна
статья по физкультуре по теме
Двигательная активность детей с синдромом Дауна.
Методика работы по формированию навыков крупной моторики и ориентировки в пространстве у детей с синдромом Дауна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dvigatelnaya_aktivnost_detey_s_sindromom_dauna.docx | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Двигательная активность детей с синдромом Дауна
Дом ребенка №5 САО
Воспитатель Арифулина Е.В.
Работа о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать свои действия.
Двигательное развитие – это совокупность движений крупных мышц, позволяющих человеку удерживать вертикальную позу и перемещаться в пространстве. От уровня развития крупной моторики зависит возможность ребенка осваивать окружающее пространство. Развитие крупной моторики у младенца – это освоение способности передвигаться с использованием крупной мускулатуры (ног, рук, спины и живота). Основные «вехи» в процессе развития навыков крупной моторики – умение сидеть, ползать, ходить, что позволяет ребенку передвигаться в пространстве и изучать окружающий мир.
Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна
Основные навыки | Возраст детей с синдромом Дауна (месяц) | Возраст обычных детей (месяц) |
Передвигается | 8 | 5 |
Сидит самостоятельно | 10 | 7 |
Ползает | 12 | 8 |
Передвигается на четвереньках | 15 | 10 |
Стоит | 20 | 11 |
Ходит | 24 | 13 |
Рассмотрев данные таблицы, можно сделать вывод, что развитие крупных движений у детей с синдромом Дауна проходит те же этапы, что и у обычного ребенка, однако время появления навыков более позднее, а в возрастной диапазон появления навыков гораздо шире.
Физические особенности детей с синдромом Дауна, замедляющие моторные развитие.
Медицинские факторы
- порок сердца и частые респираторные заболевания не дают возможности активно участвовать в подвижных играх, длительных прогулках, специально организованных занятиях.
- проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве.
- снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве.
Физические и нейрофизиологические факторы
- структурно мозговые нарушения приводят к нарушению реакций равновесия и координации движений
- нарушение синаптических связей, что ведет к снижению темпа восприятия и прохождения стимулов, а также скорости ответных реакций
- гипотония – это сниженный мышечный тонус, из-за которого мышечная сила нарастает медленнее. Недостаток силы мешает развивать координацию и баланс тела
- чрезмерная эластичность связок. Связки обеспечивают устойчивость суставов. Слишком эластичные связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы слишком подвижны и таким малышам трудно удерживать их в нужном положении.
- ослабленное чувство равновесия
- особенности пропорций тела.
У детей с синдромом Дауна руки и ноги короче по сравнению с туловищем, чем у обычных детей, поэтому им труднее овладевать некоторыми навыками (карабкаться по ступенькам, перешагивать через препятствия).
Методика работы по формированию навыков крупной моторики и ориентировки в пространстве у детей с синдромом Дауна.
Для успешного развития моторных навыков ребенку с синдромом Дауна необходима помощь, направленная на стимуляцию двигательной активности. Наша задача – обеспечить ему тот минимум помощи, который необходим для успешного выполнения задания.
Разнообразные положения.
Очень важно давать ребенку возможность и побуждать его играть в разнообразных положениях. Лежа на животе тренируют мускулатуру спины и шеи, лежа на спине – упражняют брюшные и бедренные мышцы, а играя с игрушками – мышцы рук и ног. Сидение тренирует чувство равновесия.
Переходные положения тела.
Переходные позиции позволяют ребенку менять положения тела и, тем самым, увеличивают его самостоятельность. Ребенку с синдромом Дауна труднее освоить переходные позиции, потому что при перемене позы нарушается равновесное положение тела и ребенку приходится прилагать усилия, чтобы, выполнив необходимую последовательность движений, принять новую равновесную позу.
Моторное планирование.
Это – способность ребенка в правильной последовательности совершать серию движений, необходимых для выполнения сложной двигательной задачи. Детям с синдромом Дауна из-за гипотонии и нарушения познавательных способностей с трудом дается естественное планирование моторики действия. Им поначалу нужно просто запоминать последовательность действий.
Содействие двигательному развитию.
Для эффективного содействия двигательному развитию необходимо следующее:
Терпение – вот, что труднее всего!
Помните: если вы не дадите ребенку действовать самому, он так и останется зависимым от вас, так и не научится управлять своим телом и не станет сильнее.
Анализация.
Если малышу не удается совершить сложное действие, разбейте задание не несколько легко преодолимых частей. Предоставьте ребенку возможность освоить эти маленькие части, а затем соединить их вместе.
Похвала.
Не жалейте похвал. Хвалите малыша не только за результат, но и за старания, которые он приложил, пытаясь выполнить очередную задачу.
Физическая помощь.
Необходимая физическая помощь взрослого заключается в том, чтобы побудить ребенка выполнить новое, пока еще трудное для него задание и предоставить ему информацию как это делается. Очень важно не оказывать чрезмерной физической поддержки и не торопить малыша.
Демонстрация и подражание.
Для детей с синдромом Дауна указанный метод обучения очень эффективен, поскольку, как правило, они обладают достаточно хорошей способностью к подражанию. Старайтесь наглядно продемонстрировать ребенку, что именно надо сделать.
Многократное повторение.
Очень важно сделать так, чтобы малышу не надоедало повторять одно и то же. Проявите изобретательность и придумайте, как обновить старые задания и сделать их интересными, как их встроить в разные бытовые и игровые ситуации.
«Озвучивание».
Обязательно комментируйте вслух свои действия, произнося слова четко и достаточно громко.
Список используемой литературы
1. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю, Физическое развитие, «Игры и занятия с детьми раннего возраста». - М.: «Мозаика-Синтез», 2007.
2. Жилнова П.Л. «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна». - М.: 2002.
3. Маленькие ступени. Навыки общей моторики. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М.: 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
В статье содержится опыт работы в детском саду с ребёнком с синдромом Дауна....
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.
В материале рассмотрены различные программы ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна....
Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна.
В статье кратко описаны ососбенности моторного развития детей раннего возраста с синдромом Дауна. а также приведен пример результатов диагностики и рекомендаций родителям ребенка....
Статья «Двигательная активность детей на прогулке».
Статья «Двигательная активность детей на прогулке»....
Статья «Двигательная активность детей с помощью подвижных игр"
Двигательная активность ребенка дошкольного возраста должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям организма.Но при этом необходимо учитывать, то что «оптим...
Статья: "Двигательная активность детей дошкольного возраста как средство воспитания здорового ребенка."
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Проблема здоровья и его сохранения в с...
Статья "Двигательная активность детей дошкольного возраста"
Статья содержит информации о необходимости вести активный, подвижный образ жизни....