ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ I. Развитие памяти и внимания 1. На столе выставлены игрушки (две, три, четыре, пять… — количество наращивать постепенно). Ребенок проговаривает их названия. Потом он закрывает глаза, а взрослый убирает одну игрушку (потом можно убирать 2-3). Открыв глаза, ребенок определяет, чего не стало. 2. На том же материале меняется задание. Взрослый добавляет одну, потом 2-3 игрушки. Ребенок должен угадать, что добавилось. 3. Поставить несколько игрушек и предложить ребенку запомнить, в каком порядке они стоят. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает игрушки. Предложить ребенку выставить их в правильном порядке. 4. Подобрать знакомые картинки из одной тематической группы (одежда или мебель, фрукты, овощи и т.д.). Быстро показать ребенку 2-3 картинки из общей стопки. Затем разложить все картинки перед ребенком. Он должен назвать или показать те, которые уже видел. 5. Взрослый называет 2 (3-4) слова, а ребенок среди картинок выбирает те, которые соответствуют данным словам. 6. Ребенок должен внимательно прослушать названные слова, запомнить их, потом повторить. Сначала дается 2 слова, потом 3, 4, 5. Например: стол, стул; стол, стул, диван; стол, стул, диван, шкаф (к 6-7 годам называть до 10 слов). 7. Показать ребенку сюжетную картинку. Затем, перевернув ее, ребенок должен вспомнить и назвать как можно больше предметов. 8. Предложить ребенку карточку с нарисованными геометрическими фигурами. Он должен зачеркнуть все кружки или все квадраты и т.д. 9. По просьбе взрослого ребенок рисует три домика: маленький, средний и большой. Затем на другом листке бумаги он должен нарисовать домики в обратной последовательности. 10. Показать ребенку рисунки, а он должен догадаться, что забыл нарисовать художник (у куклы — ногу, у белки — хвост, у собаки — ухо и т.д.) 11. Взрослый выкладывает из счетных палочек или спичек фигуры (сначала простые, затем сложные). Ребенок должен сложить такую же фигуру сначала по образцу, а затем по памяти. II. Развитие мышления 1. На столе разложены картинки, относящиеся к разным темам: одежда, мебель, фрукты, игрушки… Ребенку предлагается разложить картинки по стопочкам: что мы едим, надеваем и т.д. 2. Выложить ряд картинок, в котором 3-4 картинки относятся к одной теме, а одна — лишняя. Например: лук, картошка, капуста, машина. Ребенок должен выбрать и отложить лишнюю картинку, а также объяснить, почему она лишняя. 3. Предыдущее задание усложняется: даются картинки из близких групп. Например: шапка, платье, кофта, шуба; медведь, волк, лиса, кошка. 4. Работа с разрезанными картинками. Сначала дается картинка, разрезанная на 2-3, потом больше частей. 5. Для складывания предлагается разрезанная двухсторонняя картинка (на одной стороне — кошка, на другой — собака; корова — лошадь; утка — курица). 6. Показать первую часть из разрезанной картинки и предложить отгадать весь предмет (разрезать на 2-4 части). III. Развитие моторной деятельности У детей с нарушениями речи наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики рук. Это проявляется в виде плохой координации движений, недостаточной ловкости. Развитие общей моторики 1. Ходить по прямой, по кругу под заданный ритм. 2. Стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. 3. Подпрыгивать на двух ногах, затем попеременно на одной ноге. 4. Приседать и вставать под счет. 5. Ловить мяч сначала двумя руками, затем попеременно одной рукой. 6. Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота). 7. Перебрасывать мяч с одной руки на другую. Развитие мелкой моторики рук 1. Застегивать и расстегивать пуговицы (сначала большие, потом мелкие). 2. Используя ленты, шнурки, научить ребенка завязывать и развязывать бант, узел. 3. Научить ребенка сжимать и разжимать кулаки. 4. Научить делать руками кольца из большого и остальных пальцев одновременно. 5. Делать движения «ладонь» — «кулак» несколько раз подряд. 6. Собирать с ребенком пирамидки, матрешки. 7. Катать карандаш между ладонями. 8. Вращать карандаш большим и указательным пальцем. 9. Играть с мозаикой и пазлами. 10. Работать с книжками-раскрасками, рисовать. 11. Лепить из глины, теста, пластилина. 12. Нанизывать бусинки, пуговицы на нитку. 13. Сделать гороховый бассейн. В коробку из-под обуви насыпать горох и фасоль. На дно положить несколько мелких игрушек. Ребенок ищет эти игрушки, «купая руки в бассейне». 14. Раскладывать перемешанные горох и фасоль на две коробки. 15. Пальчиковая гимнастика. 16. Ежедневный массаж кистей рук, включая каждый палец. Внимание! Игры с мелкими предметами проводить только под наблюдением взрослых!!! IV. Развитие знаний о форме, цвете 1. Положить шарики или кубики разного цвета. Ребенок должен отобрать предметы заданного цвета. 2. Среди шариков одного цвета найти большой, средний, маленький. 3. Среди шариков и кубиков разного цвета и величины найти заданный (большой синий кубик, маленький зеленый шарик). 4. На картинке нарисованы две бабочки: одна с раскрашенным левым крылышком, вторая — совсем нераскрашенная. Надо определить различие, а затем сделать бабочек одинаковыми. 5. На картинке — яблоня с плодами желтого и зеленого цветов. На траве — контуры нераскрашенных яблок. Раскрась их в желтый и зеленый цвета. Определить, каких яблок больше: желтых или зеленых. |