Подвижные игры для развития психических процессов у дошкольников.
материал по физкультуре по теме

Подвижные игры и игровые упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры для развития психических процессов у дошкольников

Подвижные игры игровые упражнения широко применяются в практике физического воспитания. Однако традиционно этот вид физического воспитания используется для преимущественного формирования двигательной сферы дошкольников: совершенствования основных видов движений, развития физических качеств и общих координационных способностей.

Значительно реже подвижные игры применяют для оптимизации психических функций детей. Между тем, именно в подвижных играх, в условиях активной двигательной  деятельности, в полной мере проявляются психические возможности ребенка, создаются предпосылки для развития произвольного поведения, формирования познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, воображения.

Сензитивные периоды – периоды оптимальных сроков развития каких-либо сторон психики, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды.

Подбор подвижных игр осуществляется с учетом сензитивных периодов развития познавательных процессов у дошкольников. В часности, младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития действий восприятия, средний – памяти и внимания, старший дошкольный возраст – мышления.

Листья (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие восприятия цвета и времени года, произвольного внимания.

Ведущий показывает детям «дерево» (пирамидку или стойку), объясняет ребятам, что они – «листочки дерева». По команде педагога «Весна!» все листочки собираются вокруг своего дерева. По сигналу «Осень!» они «опадают» - свободно кружат по залу. Игра повторяется 4-5 раз.

Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задания.

Хитрые мышки (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие речи, произвольного внимания, памяти, глазомоторной координации.

Дети водят хоровод вокруг водящего – «кошки», со словами:

Мышки кошку изловили,

   В мышеловку посадили.

               Дразнят кошку:

   Раз, два, три,

   Ну-ка, кошка, догони!

        После этого разбегаются врассыпную, а водящий пытается осалить как можно больше «мышей». Роль кошки может выполнять педагог. По окончании игры отмечаются самые быстрые и ловкие мышки.

Цветные шарики (для детей 3-4 лет)

        Задачи умственного воспитания: совершенствование восприятия цвета, произвольного внимания, координации движений.

        Ведущий располагает разноцветные шары в разных частях зала. По сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные двигательные действия. По команде ведущего, назвавшего цвет одного из шариков, например, «Зеленый!», дети должны быстро построиться вокруг него. Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задания.

Кошки – мышки (для детей 3-4 лет)

        Задачи умственного воспитания: совершенствование восприятия, произвольного внимания, речи, слухомоторной координации.

        Дети-мышки располагаются по одну сторону зала, отгороженную несколькими дугами для подлезания. Один из детей – кот, располагается на противоположной стороне площадки и делает вид, что спит. Педагог вместе с детьми-мышками читает стихи А. Введенского, сопровождая их соответствующими движениями:

Мышка вылезла из норки,

                                (выбираются из норок, подлезая под дуги)

                                        Мышка очень хочет есть,

                                (поглаживают себя по животу)

                                        Нет ли где засохшей корки,

                                        Может, в кухне корка есть?

                                (смотрят по сторонам, приставив руку ко лбу)

                                        А на кухне возле шкафа

                                        Видит мышка – чья-то лапа.

                                        Лапа пестрая, когти острые.

                                (медленно подходит к коту)

                                        Эй, мышка, не зевай:

                                        Поскорее убегай!

                                        Убегай из этих мест,

                                       А то кошка съест.

                                (убегают от кота, который старается догнать мышек

                                               раньше, чем они спрячутся в норки – подлезут под дуги)

Самолет (для детей 3-4 лет)

        Задачи умственного воспитания: развитие восприятия, произвольного внимания, воображения.

        Дети располагаются на площадке в произвольном порядке. Они – «самолеты в ангарах». Каждый должен запомнить свой ангар – свое место. По сигналу самолеты «вылетают на учебный полет» и двигаются в любом направлении. По следующему сигналу все самолеты летят в свои ангары. Игра повторяется. При встрече с другими самолетами надо «планировать», наклонять туловище вправо, влево, вперед с вытянутыми в стороны руками.

Магазин игрушек (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие воображения, восприятия.

        Из числа играющих выбирают водящего – «покупателя». Остальные дети встают в круг и каждый придумывает, какая игрушка, но другим об этом не говорит. Продавец (педагог) предлагает «покупателю» выбрать себе игрушку (указать на одного из игроков). Выбранную игрушку он «заводит», а она показывает то, что умеет делать. Если покупатель угадал название игрушки, то они меняются ролями: игрушка становится покупателем, а покупатель – игрушкой.

Колпачок (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие слухового восприятия, речи, внимания.

Дети водят хоровод вокруг водящего, на голове которого надет колпак или шапочка, закрывающая глаза, и произносят слова:

Колпачок, колпачок, тоненькие ножки.

 Колпачок, колпачок, сидит на дорожке.

     Ты, колпак, не зевай, нас скорее выбирай.

Дети останавливаются, а водящий, в руке которого находится палочка (или указка), протягивает ее вперед. Тот, на кого показала палочка, должен назвать водящего по имени, а водящему необходимо угадать, кто его назвал. Если имя названо правильно, то водящий становится на место игрока и игра продолжается с новым водящим.

Чьи  детки? (для детей 3-5 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие восприятия, внимания, мышления.

Каждый ребенок надевает шапочку с изображением какого-либо дерева. Воспитатель раскладывает на площадке плоды и листья (желуди, шишки, орехи и т.д.). По сигналу каждое «дерево» должно собрать своих детей. Побеждает тот, кто быстрее и больше соберет соответствующих предметов.

Орлята (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие произвольного внимания, воображения.

Из играющих детей выбирают водящего. Это – «орел». Остальные играющие – «орлята». Орел учит орлят летать. Он свободно бегает по площадке в разных направлениях, внезапно останавливается и одновременно производит руками движения, следуя за водящим. Выигрывает тот, кто быстро, правильно воспроизводит движения, направления бега и остановки.

Найди предмет (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие восприятия, произвольного внимания.

Педагог описывает свойства предмета, находящегося в зале. Например, «легкий, квадратный, полотняный». Затем детям предлагается найти этот предмет (платок). Выигрывает тот, кто первым находит описанный предмет.

К своим флажкам (для детей 4-7 лет)

Задачи умственного воспитания: совершенствование восприятия, произвольного внимания, памяти.

Играющие делятся на группы по 8-10 человек и становятся в круг в разных местах площадки. В центре каждого круга – водящий с флажком в поднятой руке (флажки имеют разный цвет). По первому сигналу все, кроме детей с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу разбежавшиеся приседают и плотно закрывают глаза, а водящие в это время меняются местами на площадке. По команде педагога: «К своим флажкам!» - играющие открывают глаза, ищут свой флажок, бегут к нему и строятся в круг. Побеждает группа, быстрее других выполнившая задание. Поражение засчитывается команде, если ее игроки подглядывали, когда водящие менялись местами.

Покажи отгадку (для детей 5-7 лет)

 Задачи умственного воспитания: развитие мышления, произвольного внимания, оперативной памяти.

Педагог предлагает играющим выслушать загадку и показать отгадку с помощью движений. Выигрывает тот, кто раньше точнее всех изобразил ответ, не произнося его вслух. Загадки могут быть подобраны в соответствии с определенной темой. Например «Птицы»:

Как на зорьке поутру

Ходит барин по двору.

Бородка двойная,

Шапочка набекрень (петух).

                                        По лужку он важно бродит,

                                        Из воды сухим выходит,

                                        Носит красные ботинки,

                                        Дарит мягкие перинки (гусь).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаете? Это…(цапля)

                                        Непоседа пестрая,

                                        Птица длиннохвостая,

                                        Птица говорливая,

                                        Самая болтливая (сорока).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует –

Коноплю воруют (воробей).

                                        Неуклюжая птица

                                        Холодов не боится,

                                        Проплывет меж льдин,

                                        А зовется…(пингвин).

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая (ворона).

Запомни картинки (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания: совершенствование произвольного внимания,  зрительной памяти.

Детям предлагают в течении 2 минут рассмотреть 5-10 картинок. Потом картинки убирают, а детей просят показать те движения, которые они видели на картинках. Выигрывает тот, кто запомнил больше.

Угадай и догони (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания: совершенствование внимания, памяти, слухового восприятия.

Играющие садятся на скамейку в один ряд. Перед ними (на расстоянии 4-5м), спиной к игрокам встает водящий и закрывает глаза. Игрок, на которого показал педагог, подходит к водящему, кладет руку ему на плечо и называет водящего по имени. Водящий должен угадать имя назвавшего его игрока. Если водящий назвал имя неправильно, тогда подходит другой игрок и игра продолжается. Если имя названо правильно, то игрок быстро убирает руку и убегает, стараясь занять свое место раньше, чем его догонит и осалит водящий. В случае, когда водящий догнал игрока, он садится на скамейку, а игрок становится водящим.

Птица без гнезда (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие внимания, пространственного восприятия.

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре  стоит первым, т.е. ближе к кругу, - «гнездо», второй за ним – «птица». «Птица» кладет руки на плечи своему напарнику и слушает внимательно команды. В центре круга чертят небольшой кружок – там водящий. Он считает: «Раз, два, три…». После этого птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего «По домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнезд. Если ему это удается, то птица, оставшаяся без гнезда, становится водящим.. При повторении игры меняются ролями.

Почта (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие внимания, воображения, речи.

Играющие строятся в шеренгу по одному и выбирают водящего, который располагается лицом к детям (на расстоянии 3-4 шагов).

Игра начинается с переклички водящего – «почтальона» с игроками:

                        - Динь, динь, динь!

                        - Кто там?

                        - Почта!

                        - Откуда?

                        - Из города…

                        - А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. Тот, кто, по мнению водящего, лучше всех выполняет задание, делает шаг вперед. Игра заканчивается, как только один из игроков, выполнявший задание лучше всех, пересечет линию, на которой находится водящий. Этот игрок становится новым водящим и игра повторяется.

Магнитик (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания: совершенствование слухового и пространственного восприятия, произвольного внимания, зрительномоторной координации.

Детям объясняют свойства магнита, показывают, как он притягивает к себе металлические предметы, например, болтики. По сигналу педагога: «Все болтики» дети произвольно перемещаются по залу. По команде ведущего, назвавшего имя одного из участников игры: «Петя – магнит», названный ребенок останавливается, а остальные дети «притягиваются» к нему, как к магниту, - подбегают и прижимаются (нельзя хватать друг друга за одежду и толкаться). После этого отмечают самых внимательных детей, и игра продолжается до тех пор, пока все дети побывают в роли магнита.

Дельфины (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания: совершенствование пространственного восприятия, произвольного внимания, зрительномоторной координации, речи.

Из группы детей выбирают дельфинов (3-5 человек), остальные – рыбы. Рыбы произвольно двигаются по площадке со словами:

                        В море бурном, море синем

                        Быстро плавают дельфины

                        Не пугает их волна,

                        Рядов плещется она.

                        Проплывает в море кит

                        И дельфинам говорит:

                        «Вы, дельфины, не шумите,

                        Рыбку быструю ловите».

После этих слов рыбы убегают, стараясь не быть осаленными дельфинами. Дети, которых догнали, выходят из игры. По окончании отмечают самых быстрых дельфинов и ловких рыб.

Северный и южный ветер (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания: совершенствование пространственного восприятия, внимания, зрительномоторной координации.

Из игроков выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту – это северный ветер, другому красную – это южный ветер. Остальные дети бегают по площадке. Северный ветер старается заморозить как можно больше детей, дотронувшись до них рукой. Замороженные принимают какую-либо позу (руки в стороны, вверх, на поясе, стоят на одной ноге и т.п.). Южный ветер стремится разморозить детей, так же дотрагиваясь рукой и говоря: «Свободен!». Через 2-3 мин. Назначают новых водящих, и игра повторяется.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и пособия на развитие психических процессов для дошкольников

Методическое пособие способствует развитию психических процессов памяти, внимания, восприятия мыслительных процессов дошкольников. Формированию целостной картины мира, развития мелкой моторики, сенсор...

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Влияние подвижных игр на развитие психических процессов дошкольников

Презентация и доклад по теме " Влияние подвижных игр на развитие психических процессов дошкольников"+ методика организации и проведения подвижных игр....

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Консультация "Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников"

Консультация "Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников"...

Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....