Консультация для родителей Кто такой «просвещенный родитель»?
консультация на тему
Просвещенное материнство (или лучше – просвещенное родительство) складывается из знаний о ребенке (его воспитании, этапах развития, индивидуальных особенностях и т. п.), из специальных умений обеспечить это развитие и, главное, из применения этих знаний и умений на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k._kto_takoy_prosvyashchennyy_roditel.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для
родителей
Кто такой «просвещенный
родитель»?
Воспитатель:
Минина Е. И
«Себя другим в угоду не иначь.
Они умней тебя и совершенней,
Но для твоих вопросов и задач
Им не найти ответов и решений».
В. Солоухи
Просвещенное материнство (или лучше – просвещенное родительство) складывается из знаний о ребенке (его воспитании, этапах развития, индивидуальных особенностях и т. п.), из специальных умений обеспечить это развитие и, главное, из применения этих знаний и умений на практике.
Задержимся на каждой составляющей.
З Н А Т Ь
Родитель должен ориентироваться в знаниях по медицине, педагогике, психологии, то есть знать общие этапы развития ребенка (физиологические и психологические), понимать их связь, осознавать основные принципы развития - что, зачем и как развивать.
Предвидя вопрос «Кто может знать, что надо развивать в ребенке?», можно ответить так: «А разве мы, родители, не воплощаем в своем ребенке свои нереализованные мечты, не считаясь с его желаниями?».
Так проявляется еще одна сторона знаний, необходимых просвещенному родителю,- этическая. Очень нужно понимать, что в мир пришел новый человек, со своей индивидуальностью, своими уникальными способностями, с громадным и пока не раскрытым потенциалом. И этот человек имеет право сам прожить свою жизнь. Осознание этого простого факта сразу все меняет в роли родителей:
Из строителя, формирующего что-то по своему собственному плану, он превращается в открывателя, хранителя и шлифователя живой драгоценности, бесценной и неповторимой. И тогда его воспитательная задача не сформировать, преодолеть, сломить, а раскрыть, сохранить и развить потенциал ребенка, не навредив ему.
Если родитель это знает и понимает, он уже на первой ступеньке просвещенного родительства.
У М Е Т Ь
Специальные умения - вторая составляющая в труде родителей. Это то, из чего сложится стиль взаимодействия с ребенком. Этический подход к личности ребенка – не разовое мероприятие, а раз и навсегда принятый факт. Новый человек равен, а скорее даже превосходит нас по своему потенциалу. Умение увидеть это в своем ребенке (и в других детях, конечное) можно отнести к специальным умениям просвещенного родителя. Такое умение обеспечивает достойный стиль общения с ребенком, уважительный и тактичный.
Говорить с ребенком как с равным - еще одно специальное умение. Оно означает, что вы учитываете уровень освоенности ребенком языка, уровень его сознания, но общаетесь с ним как с равным: не назидательно, не поучая, а как вы бы общались с другом – делясь впечатлением, мнением, шутя, радуясь или огорчаясь.
Суметь вовремя использовать нужный прием – еще одно важное умение просвещенного родителя. Оно непосредственно связано со способностью видеть проблемы и их причины, предвидеть следствия действий или поступков ребенка, то есть с о способностью родителя педагогически мыслить. Педагогическое мышление отличается тем, что оно всегда направленно на ребенка. Однако можно многое уметь и еще больше знать, но не применять этого в жизни.
П Р И М Е Н Я Т Ь
Этап применения – это непосредственный контакт с ребенком.
Знания и умения можно получить и читая умные книги, и наблюдая за опытом других, и анализируя свои педагогические удачи и поражения. Но непосредственный контакт – это всегда творческая работа просвещенного родителя. Который в любой момент времени понимает, что он делает с ребенком и для ребенка. Педагогическое творчество требуется от родителей из–за непредсказуемости тех ситуаций, которые непосредственно выстраивает ребенок. Не удается (или не часто удается) использовать наработанные другими педагогами или родителями стереотипы действий. Конкретные проблемы. Почему? Да потому, что ваш ребенок уникален, у него свои особенности, у вас с ним неповторимые отношения, и в силу этого никакие готовые «рецепты» ему и вам не подходят. Можно говорить лишь об общем направлении воспитательного воздействия в сходной ситуации.
Итак, первая трудность в применении педагогических знаний и умений заключается в непредсказуемости конкретной ситуации, что требует от родителей постоянного педагогического творчества, экспромта, а не использование готовых стереотипов.
Вторая трудность исходит из недостатка родительского терпения в деле воспитания. Действительно, маме значительно легче самой убирать игрушки или покормить ребенка с ложки, чем ждать, когда он справиться с этим сам. Ожидание тем более трудно из-за того, что маленький ребенок не способен в начале к полностью самостоятельной деятельности. Он нуждается в помощи и поддержке взрослых.
Третья трудность в применении самых прогрессивных знаний, самых светлых идей воспитания заключается в необходимости постоянности этого процесса. Воспитание не может носить фрагментарный характер. Фрагментарность стирает все достижения воспитания. А между тем ребенка нельзя «выключить» на время. Он не должен разрываться между вчерашним «нельзя», сегодняшним «можно» и завтрашним «опять нельзя» из-за нашей непоследовательности и непостоянства.
Противоположностью фрагментарного воспитания является непрерывное занудливое назидание, которое одинаково отравляет жизнь и не в меру «ответственным» родителям, и их заорганизованным детям.
Конечно, это не все трудности, связанные с применением теории на практике. Но уже из них видно, что это наши, родительские трудности. А ребенок здесь - страдающая сторона. Но не причина наших неудач.
Понятно, что просвещенное родительство - подразумевает отсутствие всех перечисленных и других трудностей и ошибок на этапе собственного воспитания ребенка. Поскольку лучшее воспитание – личный пример, можно себе представить каких трудов требует самосовершенствование просвещенного родителя.
Просвещенное родительство – это также серьезный совместный труд родителей и детей по совершенствованию, развитию и воспитанию друг друга в живом, реальном процессе жизнедеятельности.
Используйте, применяйте свои психолого-педагогические знания, умения, способности!
Становитесь просвещенными родителями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Работа с родителями ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С.К.Шевченко воспитатель ГППМДОУ ДС ОВ № 38 «Колобок»г.Туапсе МО Туапсинский район...
План работы с родителями старшей группы на 2014-2015 учебный год.(воспитатель Куша) 1 – блок: Педагогическое просвещение родителей.
План работы с родителями старшей группы на 2014-2015 учебный год.(воспитатель Куша)1 – блок: Педагогическое просвещение родителей....
Интеллектуальный клуб для родителей на тему: «Инновационные формы работы с родителями по педагогическому просвещению родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников»
игровые задания для родителей по ФЭМП...
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В нашем детском саду одной из форм пропаганды психолого-педагогических знаний стало создание информационного издания для родителей ДОУ в виде газеты. В ней мы не навязываем своё мнение. Специал...
Консультативный материал для родителей "Формирование и развитие мотивации чтения у дошкольников с помощью просвещения родителей"
Не кому не секрет, что сегодня стоит проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слух...
«Кто такой «просвещенный родитель?»
Консультация для родителей....
Проект: «Университет для родителей» (формы и методы педагогического просвещения родителей)
Формы и методы педагогического просвещения родителей....