Пять чувств в помощь памяти
методическая разработка по теме
Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotekhnika.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пять чувств в помощь памяти
Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.
Основные приёмы:
- Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
- Рифмизация
- Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
- Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
- Метод Цицерона на пространственное воображение
- Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
- Методы запоминания цифр:
- закономерности
- знакомые числа
Структура занятий
- 1-е занятие
- 1. Игра «Фотоаппараты» — на развитие внимания. (Детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.)
2. Упражнение «Рисуем слова» — подготовка к методу крокирования.
3. Игра «Кукловоды», активизирующая двигательную память. (Подробное описание игры см. ниже.)
4. Игра «Объяснялки», развивающая фантазию. ( Суть ее в том, чтобы по краткому описанию определить, о чем речь.)
5. Упражнение, активизирую-»двуполушарную» деятельность мозга (двумя руками синхронно рисовать различные геометрические фигурки).
- 2-е занятие
- 1. Игра «Опиши соседа», развивающая внимание (припоминать нужно с закрытыми глазами).
2. Обучение методу ассоциативных цепочек (метод «чепухи»), использовать мнемотаблички из 16 картинок.
3. Упражнение «Прятки» на развитие тактильного восприятия (используются 10-12 тактильных дощечек; подробное описание упражнения см. ниже).
4. Игра «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»).
- 3-е занятие
- 1. Упражнение «Волшебный круг», вырабатывающее навык сосредоточения. (Подробное описание упражнения см. ниже.)
2. Развиваем фантазию — «На что похожа цифра?»
3. Закрепление метода «чепухи» в процессе восприятия слуховой информации. (Произносится произвольный ряд из 15 и более слов.)
4. Игра со спичками «Не урони» — на развитие мелкой моторики. (Подробное описание игры см. ниже.)
5. Тренинг метода «чепухи» на любом коллаже.
- 4-е занятие
- 1. Игра «Слухачи», активизирующая способность управлять слуховым вниманием. (Подробное описание игры см. ниже.)
2. Развиваем фантазию и внимание — игра «Сделай, как я!» (Подробное описание игры см. ниже.)
3, Пантомима «Мишки в лесу», стимулирующая образное мышление (эйдетику).
4. Знакомство детей с коллекцией запахов. Используются 20 флаконов с травами (в дальнейшем «запахи» служат пособием для совершенствования обоняния и для формирования навыков запоминания любой информации).
5. Упражнение на разработку сложнокоординированных движений — одновременное вращение рук в противоположных направлениях и т. д.
- Кукловод
- Цель игры: активизировать двигательную память ребенка.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель-»кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.
Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения. - Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один — «кукловод», другой — «кукла».
- Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
- «Сделай, как я!» (со спичками)
- Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. - Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
- Игра «Прятки» (с тактильными дощечками)
- Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.
Ход игры: Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для «ощу-пывания», затем ее прячут в ряду других 10-12 дощечек за ширмой или под платком, и ребенок, не видя, на ощупь должен найти, узнать свою дощечку.
- Игра со спичками на развитие мелкой моторики «Не урони!»
- Ход игры: Спички высыпают из коробка, пустой коробок и крышечку ставят на стол узкой длинной гранью, параллельно друг другу. Ребенок берет 4 спички большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробок или крышечку, стараясь не уронить.
Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает спички на другой коробок.
Если справился, то пробует проделать то же средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). И далее — безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если хоть одна спичка упадет, надо начинать сначала.)
Если удалось все проделать до конца успешно, добавляется еще одна спичка (4 + 1 = 5 спичек) и т. д. Обычно дети удерживают максимум 8 спичек.
- Игра «Волшебный круг»
- Цель: развивать навык сосредоточения.
Воспитатель предлагает детям направить «лучик своего внимания» на нарисованную в круге (диаметром 25 см) звездочку («постарайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку…») и удерживает их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд); затем переводит «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик.., затем на палочку… и, наконец, в точку.
- Игра «Слухачи»
- Цель: та же, развивать навык сосредоточения.
Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только в групповой комнате, затем переключить слуховое внимание на звуки, «живущие» внутри детского сада (исключая группу), затем — на звуки на территории детского сада (вне здания), затем — на звуки на дороге… - По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудить с детьми все услышанные ими звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие по городу Пяти чувств»
Целью данного мероприятия является уточнение и обобщение знаний детей о сенсорных возможностях органов чувств человека и упражнение их в использовании имеющихся знаний на практике, а также формир...
Исследовательский проект для детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста "Удивительные пять чувств"
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Детский сад IV вида № 37» Исследовательский пр...
«САД ПЯТИ ЧУВСТВ» - КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
laquo;Создание условий для экологического эмоционально-чувственного восприятия у детей младшего дошкольного возраста».Сенсорный сад - это специально организованная территория, создаю...
паспорт проекта «Удивительные пять чувств»
Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. И наша главная задача – сохранить их, заботясь о своем...
Конспект НОД по познанию "Загадки пяти чувств" старшая группа.
Конспект составлен с использованием современых требований и ИТ...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРИКИ "ПЯТЬ ЧУВСТВ"
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРИКИ "ПЯТЬ ЧУВСТВ"...
ИГРА НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРИКИ. "ПЯТЬ ЧУВСТВ"
Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхност...