статья агрессивность детей дошкольного возраста
статья
Предварительный просмотр:
«Агрессивность у детей дошкольного возраста»
«Агрессия-это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».
Если сказать проще: Агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.
Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Виды агрессии. Выделяют следующие виды агрессии:
Вербальная агрессия
1) Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В Дошкольном возрасте это могут быть:
- жалобы ("А Костя меня стукнул", "А Петров посуду не убрал" и пр.);
- демонстративный крик, направленный на устранение сверстника ("Уходи, надоел," "Не мешай");
- агрессивные фантазии ("Если не будешь слушать меня к тебе прийдет бандит и побьет", " Я тебя догоню, покусаю, посажу в самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один")
2) Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются:
- дразнилки ("Ябеда-корябеда", "Поросенок", "Жора-обжора");
- оскорбления ("Жир-трест", "Урод")
Физическая агрессия
1) Косвенная физическая агрессия направлена на причинение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:
- разрушение продуктов деятельности другого (Например, один ребенок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала кроасками рисунок другой девочки);
- уничтожение или порча чужих вещей (Например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения; или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку и с удовольствием наблюдает слезы ее владельца).
2) Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму.
- символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивания (Например, один ребенок показывает кулак другому, или пугает его);
- прямая агрессия - непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве "оружия" палок, кубиков ит.п.
Причины и факторы возникновения агрессивности у детей:
- наследственно-характерологические (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; обусловленное поведение родителей или родственников);
- биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);
- некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т.п.);
Для дошкольника значимыми являются три фактора:
Семья.
В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей.
- Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку. Вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей.
- Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания. Уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям.
- Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение. Вседозволенность.
- Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева. Ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции. Деструктивная агрессивность.
- Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии. У ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед.
- Конфликты между родителями, развод. Демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».
Окружающие дети.
Также дети учатся агрессивному поведению в ходе взаимодействия с другими детьми. Один из способов научения агрессивным действиям у сверстников – игра. К этим играм можно отнести те, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся и пр., но некоторым детям нравятся шумные игры и они хорошо относятся к партнерам по шумным играм.
Средства массовой информации.
Серьезную озабоченность вызывает у родителей, педагогов и психологов СМИ, которые оказывают влияние на становление агрессивного поведения дошкольников. Демонстрирующие в кино сцены вербальной агрессии, насилия, что способствует повышению уровня агрессивности у детей дошкольного возраста.
Существуют такие ситуационные, провоцирующие агрессивное поведение условия и факторы:
- реактивность или ответная агрессивность;
- введение жестких ограничений в поведение ребенка;
- новые незнакомые условия, увеличивающие тревогу ребенка;
- нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др.
Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
Психологическая коррекция агрессивных форм поведения проводится различными путями, такими, как:
- игротерапия;
- тематическая беседа;
- проигрывание ситуаций с последующим их анализом;
- метод рисунка;
- песочная терапия;
- сказкотерапия или психотерапевтические истории для детей;
- работа с мягким материалом;
- использование воды.
Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка.
В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.
Основные направления работы, методы и техники коррекционного воздействия представлены в таблице:
Коррекция агрессивного поведения детей
- Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии.
- Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.
- Развитие позитивной самооценки.
- Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.
- Снижение уровня личностной тревожности.
- Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
- Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
Работа с родителями и педагогами. На формирование агрессивных форм поведения детей сильное влияние оказывают условия семейного воспитания. Большинство детей с асоциальным типом поведения — это дети из семей с неустойчивым типом воспитания, с присущими данным семьям равнодушием к эмоциональному миру детей и их интересам, противоречивостью требований, жестокостью наказаний, а иногда и полным отсутствием запретов и ограничений со стороны родителей (попустительская позиция).
Также известно, что негативное поведение детей усиливается вследствие неблагоприятных взаимоотношений с педагогами, не обладающими навыками общения с «трудными» детьми. Непрекращающаяся конфронтация, затянувшиеся конфликты и взаимная эмоциональная неприязнь вызывают вербальную агрессию учащихся на педагогов и физическую агрессию на своих сверстников.
Опыт работы с агрессивными детьми и их семьями показывает, что родители агрессивных детей часто нуждаются в психотерапевтической помощи, а также в приобретении навыков конструктивного взаимодействия с собственными детьми. Для этой цели последнее время разрабатываются и проводятся тренинги родительской эффективности, где родители посредством практических упражнений обучаются приемам позитивного общения со своими детьми. Подобные тренинги проводятся и для педагогов, где с помощью ролевых игр и методов конфликтологии они приобретают эффективные способы и практические навыки коммуникации с агрессивными детьми.
Задача консультативной работы с педагогами и родителями — это исключение таких факторов в общении взрослого с ребенком, которые могут провоцировать ребенка на ответное агрессивное поведение.
Сформулируем основные факторы воспитания и стиля общения как со стороны родителей, так и педагогов, на которые дети реагируют наиболее остро и которые способствуют формированию наиболее устойчивого агрессивного поведения детей. В случае если ребенок избегает проявления открытой ответной агрессии со своей стороны, то эти же факторы поведения и стиля общения со стороны взрослого способствуют формированию у ребенка эмоциональной нестабильности, истероидности, крайней неуверенности в себе.
Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний детей:
- противоречивость требований к ребенку со стороны родителей, в результате чего у ребенка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению;
- собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны;
- использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады);
- негативный стиль общения с ребенком
- игнорирование чувств ребенка, его желаний и интересов.
- использования приказов, обвинений и угроз;
Известно, что коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки и участия родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:
- информирование (лекции, сообщения на родительских собраниях, наглядная информация, размещенная на стендах в группе, кабинете психолога и т.д.)
- обучение эффективным способам выплескивания гнева и общения с детьми (лекции, тренинги детско-родительских отношений, индивидуальные беседы, семинары и диспуты).
В процессе информирования родителей решаются следующие задачи:
- переосмысление роли и позиции родителя;
- развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
- снижение тревожности и приобретение уверенности в себе;
- формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье;
- выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.
Вывод:
Проявление агрессивности у дошкольника является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются:
1) неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками;
2) низкий социальный статус ребенка в группе;
3) неуспех в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный как трудностями операционального характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности;
4) неудовлетворенность потребности в признании.
Одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника являются дефекты семейного воспитания.
Проведенный анализ основных новообразований дошкольного возраста, теоретическое изучение проблемы детской агрессивности позволили определить направления коррекционной работы с детьми, которой являлась оптимизация общения ребенка с близкими взрослыми и сверстниками в значимой для него деятельности.
Однако следует учитывать более глубокие возможные причины агрессивности у ребенка, уходящие своими корнями в недра семейной обстановки, являющую собой основу социальной ситуации развития дошкольника.
Список используемой литературы:
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. Учебное пособие для специалистов и дилетантов.-СПб.: Речь, 2007.-144 с.
- Гаспарова Е. Агрессивные дети.//Дошкольное воспитание, 1998г.,№8
- Дольник В.О. О природе человеческой агрессии. //Вопросы психологии.№5, 1994г.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. СПб.: Издательство «Речь».2002г.
- Лютова Е. Н., Мотина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми. М.: Генезис,2000
- Кукса В. Агрессивный ребенок. http://baby.com.ua
- Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб., 1997.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения; практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 2000
- Читякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6759478","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"317","width":"480"}}]]...
Консультация для родителей: Семейные причины детской агрессивности детей дошкольного возраста
Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явлен...
Статья по социально - коммуникативному развитию по теме: " Застенчивые и агрессивные дети дошкольного возраста"
В статье раскрываются вопросы и проблемы застенчивых и агрессивных детей дошкольного возраста, а также признаки застенчивости и агрессивности, манера поведения таких детей. Даны рекомендации по работе...
Особенности агрессивности детей дошкольного возраста. Методы взаимодействия с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра.
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики з...
Агрессивность детей дошкольного возраста и профилактика агрессивности детей раннего возраста.
В рабочем материале рассматривается пример из опыта работы, предлагается программа по профилактике агрессивности у детей....
Консультация. Агрессивность детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов и родителей о природе и факторах детской агрессивности. Рекомендации по работе и профилактике неконструктивного выражения агрессии....
Статья « Застенчивые и агрессивные дети дошкольного возраста»
Статья "Застенчивые и агрессивные дети"...