Родительское собрание: "Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей.
Готовность к школе - это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.
Прежде всего, у дошкольника должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы.
Как только ребёнок вошел в класс, он уже школьник. И с этого времени игра постепенно теряет главенствующую роль, хотя и продолжает занимать ведущее место. Ведущая деятельность младшего школьника – учение. Она существенно меняет мотивы его поведения, открывает новые источники развития его познавательных сил.
Внутренняя позиция ребенка важна в 2-х направлениях:
- Причуствие и желанность новизны школьной жизни помогают ребенку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношения с товарищами, распорядка дня. Эти требования воспринимаются ребенком как общественно значимые и неизбежные. С первых дней пребывания ребенка в школе надо четко и однозначно раскрыть ему правила поведения на занятиях, дома и в общественных местах.
- Сторона внутренней позиции ребенка связана с общим положительным отношением к процессу усвоения знаний и умений. Ещё до школы ребенок свыкается с мыслью о необходимости учения для того, чтобы когда-то по-настоящему стать тем, кем он хотел стать в играх. В этом проявляется его любознательность, интерес к окружающему. Интерес к окружающему является основной предпосылкой учения. Он формируется из дошкольной жизни. Интуитивное принятие ребенком ценности самого знания, необходимо поддерживать и развивать с первых дней школьного обучения.
Если ребенок не готов к новой социальной роли - позиции школьника, если у него не сформирована мотивационная готовность к обучению, то, возможно, возникнут трудности.
Основные виды трудностей, при поступлении ребенка в 1 класс.
- Связана с особенностями нового школьного режима: нужно вовремя проснуться, нельзя пропускать занятия, на уроках нужно сидеть спокойно, своевременно выполнять домашние задания и т.д. без должных привычек у ребенка появляется чрезмерная усталость, срывы в учебной работе, пропуск режимных моментов. Необходимо чтобы родители четко и понятно объяснили новые требования к школьной жизни ребенка, постоянно контролировали их выполнение, принимали меры поощрения и наказания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
- Вытекает из взаимоотношений с учителем, одноклассниками. Учитель для ребенка выступает в первую очередь, как человек, контролирующий и оценивающий их работу. Роль учителя такова, что ребенок не может не испытывать робости перед ним, вследствие этого некоторые дети становятся чрезмерно скованными, а другие – развинченными. Учитель должен предъявлять одинаковые требования к ученикам, но внимательно наблюдать за индивидуальными особенностями. На основе наблюдения выбирает способ воздействия на них. Необходимо воспитывать доверие к учителю и его требованиям. Взаимоотношения учеников бывают нормальными, когда учитель одинаково ровен и требователен ко всем детям. С поступлением ребенка в школу в семье появляются новые права и обязанности.
- Дети испытывают трудности в середине учебного года, связанные с тем, что у ребенка наступает перенасыщение учебой. По мере привыкания к школьным атрибутам у ребенка гаснет первоначальная тяга к учебной деятельности в условиях, когда поле интеллектуального поиска невелико , а познавательная самостоятельность существенно ограничена. В результате возникает апатия и безразличие.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать.
В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ему развивать и реализовывать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение станет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь
следующими советами.
- Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ему весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
- Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более легкий вариант.
- Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и медленного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
- Будьте терпеливы, не спешите, не давайте задания, превышающие интеллектуальные возможности ребенка.
- В занятиях нужна мера. Не заставляйте делать упражнение, если ребенок вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
- Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
- Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
- Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "психологическая готовность ребенка к школе"
Консультация на родительском собрании(подготовительная группа) Тема: Психологическая готовность ребенка к школе...
Родительское собрание «психологическая готовность ребенка к школе в соответствии с ФГОС».
Цели: сформировать представление о психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Ход собрания: Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок б...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Консультация на родительском собрании: "Психологическая готовность ребенка к школе."
Задачи: • Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе. • Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе. • Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки...
Консультация на родительском собрании. Психологическая готовность ребенка к школе
Родительские собрания в подготовительной группе являются важнейшим моментом для подготовке ребенка к школе. Ведь имено здесь родители. специалисты и вопситатели могут все вместе пообщаться, выслушать ...
Родительское собрание «Психологическая готовность детей к поступлению в первый класс »
Материал знакомит родителей с основными психологическими аспектами для успешного поступления в первый класс.А так же повышает уровень родительской компетентности....
Родительское собрание «Психологические особенности ребенка, идущего в школу. Как подготовить ребенка к школе»
Задачи:• Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.• Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.• Вырабатывание совместного решения для улучшения п...