Консультация для родителей по развитию словарного запаса дошкольника
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

На консультациях родители часто говорят о том, что ребенок говорит очень мало. Как же развивать словарный запас детей, на что нужно обращать внимание, в какие  речевые игры играть с ребенком? На эти вопросы вы найдете ответ в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_slovar.docx204.25 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\Desktop\alidjruydak.jpg«Обогащаем словарь дошкольника»

При формировании словаря у детей в последнее время часто можно наблюдать ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).

В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… - транспорт). В речи детей практически нет синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа), очень мало  антонимов (слова противоположные по значению: холод - жара). Часто, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Как же развивать словарь ребенка?

Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

1.Обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);

2.Уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);

3.Активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);

4.Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

Стимулируйте развитие словаря посредством: C:\Users\Марина\Desktop\oqerMHF5i3Q.jpg

наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);

рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;

показа фильмов и последующего обсуждения;

чтения художественных произведений;

дидактических игр, словесно-логических упражнений.

Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

Игры и упражнения для развития словаря.

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.

Упражнения с существительными.

Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д.

Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»

Упражнение с глаголами.

Попросите ребенка ответить на вопросы:

Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.).

Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.).

Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится).

Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит)

Упражнения с прилагательными.

Попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо)?

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)

Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим)

Упражнения с наречиями.

Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы)

Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно).

Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

Дорогие родители, помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красивой.https://avatars.mds.yandex.net/i?id=637fd9cfa2947b3f2f25faad5ab66d5a7eade265d7a7133d-13079178-images-thumbs&n=13

Ваш учитель-логопед М.В.Бажанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности усвоения словарного запаса детьми"

Консультация для родителей«Особенности усвоения словарного запаса детьми» Особенности усвоения словарного запаса.Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. испр...

Консультация для родителей: "Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста".

В материале дается характеристика словарного запаса детей с нарушениями речи, описаны способы родительского воздействия для преодоления речевых нарушений....

Рекомендации для родителей по развитию словарного запаса дошкольников 5-7 лет

Родителям нужно очень внимательно отнестись к развитию активного словаря своего ребёнка. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизн...

Развитие словарного запаса дошкольников

Словарный запас дошкольника расширяется по мере увеличения представлений об окружающей действительности. Объем словаря во многом зависит от того, какие возможности для развития речи были предоставлены...

Консультация для родителей и воспитателей "Развитие словарного запаса дошкольника"

Рекомендации родителям и воспитателям по развитию и обогащению словарного запаса дошкольника ...

Что делать, чтобы улучшить речь ребенка дошкольного возраста. Нормы развития словарного запаса дошкольника.

В статье затронута тема улучшения качества речи ребенка дошкольного возраста. Нормы развития словарного запаса, виды словарного запаса.Как обогащать  словарный запас речи дошкольника. Игры и упра...

Буклет для родителей "Игры для развития словарного запаса дошкольников"

В буклете описаны некоторые игры, в которые можно поиграть в кругу семьи для попонения словаря дошкольников...