консультация для воспитателей "Игры и упражнения для развития словарного запаса".
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
В данном материале представлены разноообразные игры и упражнения для развития лексики ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_slovarnogo_zapasa_rebyonka.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида №45 «Пчёлка»
Семинар-практикум для воспитателей
«Игры и упражнения для развития словарного запаса ребёнка».
Подготовил учитель-логопед:
Кузнецова Н.О.
Балашиха
2018
Цель: Ознакомление педагогов с играми и упражнения для развития словарного запаса детей.
Задачи:
1.Познакомить воспитателей с особенностями развития словарного запаса детей.
2. Познакомить с разнообразными играми и упражнениями.
3.Отработать некоторые игры и упражнения на практике.
План:
1. Особенности развития словарного запаса у детей.
2. Описание игр и упражнений для развития словарного запаса детей.
3. Практикум.Проигрывание игр.
4. Подведение итогов, вопросы педагогов
Ожидаемый результат: Обучить педагогов конкретным приёмам коррекционной работы. Стимулировать их к активному систематическому сотрудничеству.
Содержание:
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. В использовании составленного комплекса коррекционных упражнений, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста применяю различные методы. Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи, с другой. Поэтому, обогащая, уточняя словарный запас ребенка, мы одновременно формулируем грамматический строй языка и развиваем связную речь.
Ничто другое, кроме игры, так сильно и надолго не заинтересует ребенка. Именно с помощью этого несложного процесса вы можете пополнить словарный запас .К одним из наиболее простых занятий по обогащению, уточнению и активизации словаря ребенка можно отнести тематические прогулки. Рассказываете, показываете новые предметы. Также с помощью игр и дидактических упражнений (лото, предметных и тематических картинок и т. п.) Для успешной работы по формированию словарного запаса необходимо ввести разработанный комплекс упражнений в занятия, в индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты детей (например, на прогулке можно проводить множество игр на развитие словаря). А также привлечь к сотрудничеству родителей, так как доказано, что успех работы во многом определяется в согласованной целенаправленной работе воспитателей и родителей. Для развития словарного запаса дошкольников включаю различные задания, способствующие развитию внимания к слову, к его различным оттенкам и значениям, формирующие у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации. Подбор игр и упражнений осуществлялся с нарастающей сложностью, так как игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, через неё он познаёт окружающий мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом.
•Игра «Чудесный мешочек»
Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.
«Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Им можно играть с другом или бросать об пол».
•Игра «Что не так? »
Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия, развивать слуховое внимание.
Инструкция: «Внимательно слушайте, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц? » Дошкольники исправляют ошибки. Эту игру адаптировать можно под все изучаемые темы.
•Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию».
Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.
Инструкция: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины». Дети должны узнать предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.
•Игра «Путаница».
Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия; закреплять названия частей целого предмета.
Детям раздать конверты с деталями от разных видов одежды. Они должны поменяться друг с другом и складывать свою одежду. Игру можно адаптировать
под другие лексические темы.
•Упражнение «Покажи, где нарисовано?»
Цель: развивать пассивный словарь.
Детям предлагаются предметные картинки и сюжетные картинки.
Мяч, дерево, кружка, пирамида, ручка, блюдце, стакан, карандаш, книга, стул
Ребёнок должен был показать и назвать предметы, которые не находились в поле зрения, например, лоб, нос, окно. Он должен был найти их в окружающей обстановке и назвать.
• Упражнение «Подбери нужное слово»
Цель: развивать активный словарь детей, учить подбирать к названным определениям подходящие слова.
Педагог называет слова, а ребёнок подбирает к ним слово. Мокрый….; тяжёлый….; радостный….. Светит….; пишет….; висит…..
•Упражнение «Кто как кричит»
Цель: уточнить названия действий животных.
Педагог называет предмет, а ребёнок говорит , что делает.Кошка – мяукает, кузнечик - стрекочет
•Упражнение «Запомни и назови»
Цель: развивать активный словарь детей.
Детям в определённом порядке показывать картинки с изображением предметов по лексическим темам (не более 5). Затем картинки убираьб. Дети воссоздать увиденное в нужной последовательности.
•Упражнение «Часть - целое»
Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.
Детям называть части предмета или объекта, а они догадываются, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например: Ствол, ветки, сучья - дерево.
Спинка, ножки, сиденье - стул. Крылья, клюв, хвост - птица.
•Упражнение «Что это? »
Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.
Детям п закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.
Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка - это.
•Упражнение «Какой? »
Цель: развитие словаря признаков.
Детям подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий). Кто последний из детей правильно подбирал слово (прилагательное, тот выигрывал.
•Упражнение «Скажи правильно»
Цель: развитие глагольного словаря.
Педагог говорит неправильно , а ребёнок его исправляет.
машина (ехать) заяц (прыгать)
•Упражнение «Исправь ошибку»
Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления. Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр летает и т. д.
•Упражнение «Снежный ком»
Цель: развитие активного словаря, закрепление «новых» слов применении их в связной речи.
Предложить детям с «новыми» словами составить словосочетания, предложения, рассказ.
•Игра «Скажи по-другому»(с волшебной палочкой) .
Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.
Дети встают по кругу и, отвечая, передают друг другу волшебную палочку.
Бой - битва, сражение. Буря - ураган, шторм. Доктор - врач. И т. д.
•Игра «Кто скажет иначе? » (с мячом) .
Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы.
Детям предлагалось слово, ребёнку, который находил к нему синоним, давался мяч. Этот ребёнок отдавал мяч следующему, кто правильно подбирал слово. Всем детям хотелось быть с мячом в руках, поэтому дети старались быстрей подобрать нужное слово (синоним). Бежать - мчаться, нестись. Беспокоиться- волноваться, переживать.
•Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Взрослый произносит фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож) .
•Упражнение «Угадай слово»
Образование антонимов.
Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.
Детям предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина. Сосна высокая, а куст.
•Игра «Назови ласково
Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
Взрослы называет слово, а ребёнок называет его в уменьшительно-ласкательной форме. блюдце -, овца -, собака -, белка - … .
•Игра «Кузовок»
Цель: развивать интерес к игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
Детям сказать: «Вот кузовок (показывает на корзинку, кладите в него всё, что на - ок». Дошкольники подбирали слова на – ок.
•Упражнение «Что приготовим? »
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Взрослый называет слово, а ребёнок говорит , что можно приготовить. Из яблока - яблочное повидло.
•Упражнение «Какой? »
Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные. Огурец зелёный, а помидор (какой).
•Упражнение «Что из чего? »
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Педагог назвывает слово , а ребёнок говорит, что из неё можно сделать.Из соломы -, из шерсти – … .
•Упражнение «Чей хвост? »
(Чья лапа. Чьё ухо.)
Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
у кита —, у волка —, у барсука -, у белки -
•Упражнение «Один - много»
Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.
Взрослый называет в единственном числе, а ребёнок во множественном. Это лимон, а это …. лимоны.
Подведение итогов. Обсуждение игр и упражнений. Анализ практикума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: 15 игр для развития словарного запаса
15 игр для развития словарного запаса...
Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...
Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста
Игры и упражнения для развитиясловарного запаса у детей дошкольного возраста...
Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста
Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста...
Игры и упражнения на развитие словарного запаса и грамматического строя речи дошкольников
Игры и упражнения на развитие словарного запаса и грамматического строя речи дошкольников (брошюра для воспитателей)...
Консультация для воспитателей Лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей
Комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста включает в себя различные направления.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, ...
Консультация для родителей. Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей....