Материал для родителей
консультация (средняя группа) на тему

Идрисова Наида Валерьевна

 

Родительское собрание «Чем играют наши дети?»


Цель:
Дать родителям знание о значении игрушки, её роли в игре ребёнка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Предварительная работа:
1. Провести исследование игровых интересов детей с помощью тестирования родителей:
Любит ли ваш ребенок играть? - В какие игры вы играете с детьми дома?
Чему могут научить ребенка эти игры?
Любимая игра ребенка дома?
В какие игры ребенок любит играть с папой?
В какие игры ребенок любит играть с мамой?
Какие игрушки вы покупаете ребенку?
Нужно ли играть с ребенком и почему?
Какие герои мультфильмов являются любимыми персонажами вашего ребенка?
2. Подбор музыки.
3. Оформление выставки игрушек (от традиционных до современных).

Ход собрания:
1. Приветствие.        
Воспитатель: Уважаемые родители! Вы все прекрасно знаете, что ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду.  

Что же такое игрушка?
Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку-куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т. д. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществлять замысел игры. Правильный подбор игрушек - серьезное дело.

Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.       
Это сюжетные, или образные, игрушки-куклы, фигуры животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.
Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных, среди них - любимый детьми плюшевый мишка. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулку.
Технические игрушки, которые все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
Игрушки-забавы, смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение   позабавить детей вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
Маскарадно-ёлочные игрушки связаны с празднованием Нового года . Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети играли-жили в образе.
Спортивно-моторные игрушки, способствующие повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
Театральные игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо (или так называемая кукла-перчатка, которую делают в виде варежки и украшают тканью, бисером, лентами. Её надевают на руку так, чтобы один палец держал головку куклы, а друге - руки).
Музыкальные игрушки-погремушки, колокольчики, трещотки, дудочки, бубенцы, игрушечные флейты, балалайки и др. музыкальные инструменты.
Дидактическим игрушки - с помощью которых детей знакомят с различными понятиями: с формой, цветом, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, пятнашки, матрешки, мозаики, игрушки-головоломки, пазлы, лото и др. Они воспитывают у детей необходимые качества - сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики.
Строительные игрушки - состоящие из геометрических тел. Среди них есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы.

Следующий вид, о котором нельзя не сказать «Игрушки-чудовища».
Игрушки-чудовища могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные, же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу.
Предлагаемые сейчас детям в качестве игрушек различные персонажи в виде трансформеров, скелетов и пр. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно дифференцировать добро и зло, поделить героев «плохих» от «хороших».
 Ребенок, владеющий подобными игрушками, получает шанс в игре ощутить себя могучим. Увы, в реальной жизни всё может быть наоборот. Желание иметь монстров своего рода тест для определенного психологического состояния ребёнка: чем больше он привязан к подобным игрушкам, чем больше времени проводит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он себя ощущает в реальном мире.
Для возбудимых детей игра с монстрами это способ выбросить лишнюю энергию. Но во многих случаях игрушка скорее не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка и формирует определённую психическую зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое поле, в котором будут реализованы потребности детей ощущать себя сильными и бесстрашными.
Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям игрушки наводящие на них ужас и способствующие развитию агрессии. Поверьте, есть много вариантов направить игры детей в нужное русло.  Хорошо, если у ребенка есть пространство для игр, а также все необходимые атрибуты. Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно бы расположить нужную мебель и игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру.  Общение с родителями и их серьезное отношение к игре и игрушкам необходимо  ребенку. Он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции. Бывают и такие случаи, что родители сами отстраняются от подобных дел, мотивируя это отсутствием свободного времени или тем, что этим должны заниматься только специалисты.

 

2.  Дискуссия о вреде и пользе современных игрушек.
Поскольку игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Хотелось бы узнать ваше мнение таковы ли современные игрушки?
Родителям предлагаются различные игрушки (матрешка, Барби, набор животных, Телепузик, пирамидка, конструктор и т д.).  Выяснить  полезность, бесполезность или вред  данной игрушки.

 

 

 

 

 

 

 

3. Родителям предлагается  разработать критерии выбора игрушки.

- Игрушка должна соответствовать интересам самого ребенка. (Интересы взрослого и ребенка очень часто не совпадают: многих взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей же другие приоритеты: похожа ли на любимого сказочного героя, такая же есть у друга.)
- Возможность что-либо с ней делать - это главное достоинство игрушки (разбирать-собирать, передвигать, извлекать звуки).

- Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки и игрушки-головоломки, которые сами подсказывают способ действия: матрешки, пирамидки).
- Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).

4.  Обобщение результатов. Ваш ребенок то и дело стал закатывать истерики, драться со всеми подряд, а ночью просыпаться от кошмарных снов? Может быть, дело совсем не в дурном характере, слабых нервах или генах. Присмотритесь, во что он играет.

Кануло в лету то время, когда лечили лапы плюшевым зайцам, укладывали спать пупсов, строили башни из кубиков. Современным детям мир предлагает новые игрушки: роботы-трансформеры, гламурные красотки-куклы, игрушечное оружие никак не отличишь от настоящего. Даже герои мультиков не похожи на обычных котов, собак и людей - одни монстры и вампиры.

Вас впечатляет кукла Ингрид со своим имиджем вампира из серии «Живые мертвые куклы»? Ее красные глаза, черный балахон, клыки, жаждущие крови? А упаковка в виде гробика (специально для детей, которые захотят ее похоронить)?

Это еще слава Богу, что подобные экземпляры продаются только через Интернет. В обычных магазинах их встретить проблематично. А новая детская забава – растягивающийся резиновый монстр, издающий душераздирающие вопли при каждом растяжении! Ясное дело, что дети забавляются монстром, растягивая его туда-сюда. Стоит ли после этого удивляться, что наши чада любят издеваться над себе подобными?

Хит-парад любимых детских игрушек на сегодняшний день выглядит примерно так.

1. Роботы-тансформеры. Увлекательнейшее занятие для пацанов от трех до тринадцати. Фантазия производителей неисчерпаема – роботы способны превращаться в машину, самолет, танк, фотокамеру. Идея подобных игрушек может и имеет определенную пользу, но уж больно вся эта трансформирующаяся братия напоминает вооруженных убийц. Интересно то, что модели известных фирм выглядят вполне миролюбиво, но они отнюдь не дешевы ( от 1000 руб). Их же модели с наворотами – радиоуправлением, программированием и прочими – вообще имеют заоблачную цену. Вот и покупают родители детям игрушки эконом-класса, вид которых далек от лозунга «Мир во всем мире».

2. Куклы Барби, Братц, Мокси. Предмет номер один у девчонок. Производители стараются приобщить в такой форме девочек к миру моды и светских тусовок. Но наши дочки любят их переодевать - прикид у кукол такой, что ему позавидует любая модница. Куклам есть что надеть в школу, клуб, стадион, на вечеринки и прогулки. Кроме того, светским красоткам полагается соответствующая оправа в виде машин, яхт и вилл ( естественно, за отдельную баснословную плату)

3. Оружие всех видов – от вполне безобидных водяных пистолетов до автоматов, светящихся при стрельбе и даже выпускающих пламя. Полная имитация настоящего оружия , из которой мальчишка целится в случайного прохожего, может сыграть очень злую шутку со своим обладателем. Ведь если человек, не на шутку испугавшись, захочет разобраться, то он вправе учинить скандал родителям мальца.

4. Герои комиксов и фильмов, мультяшные демоны и монстры уже давно побили все рекорды продаж. С появлением каждого нового фильма или мультика производители стараются увековечить их персонажей в пластике и искусственном мехе. Игрушечный бизнес процветает за счет этого.

Можно не удивляться, что большинство игрушек, заполонивших наши рынки, носят откровенно агрессивный характер.

Современные игрушки, к сожалению, не проходят экспертизу на безопасность. Контролируют лишь технические показатели - материал, краску, крепления. Купить нельзя запретить.

Советы родителям:

1. Старайтесь по максимуму оттянуть время знакомства вашего чада с агрессивными фильмами, играми и игрушками. Покупая робота, возьмите для комплекта … куклу, даже если у вас мальчик. Если война роботов у него на столе неизбежна, пусть будет благая цель – спасать куклу.

2. Покупайте иногда сыну «стрелковое оружие», но не превращайте детскую в военную базу. Если инстинкт воина просыпается в вашем чаде нечасто, и он стреляет достаточно редко - беспокоиться не о чем. Если сын зациклился на «стрелялках» - у него серьезный внутренний конфликт. Обратите внимание – в кого он стреляет чаще. В сверстников - плохие отношения с коллективом. Во взрослых - это проявление излишней строгости к нему, его часто обижают родители. Во всех подряд – это хуже всего, ребенок воспринимает мир как враждебную ему среду.

3. Девочке, помешанной на куклах типа Барби, подкиньте сюжет для игры, в котором героиня занимается спортом, танцами, учится на доктора. Это нужно, чтобы девочка не усваивала одну установку на красивую жизнь, которая в природе почти не существует. Тем самым вы спасете ее от краха иллюзий и психологической травмы от отсутствия в ее жизни яхты, виллы и личного самолета.

4. Почаще читайте детям сказки, не пропуская щекочущие нервы моменты. Даже если ребенок будет бояться за героев, он одновременно учится сопереживать и приобретает тем самым бесценный опыт. Без драматических моментов сказка не интересна, и не поучительна. Через сказки малыш отрабатывает свои собственные страхи и агрессию. Поэтому у ребенка есть привязанность к любимому сюжету. Не удивляйтесь и не раздражайтесь, если он просит изо дня в день рассказать, как волк съел Красную шапочку. Самое ценное в сказках то, что дети быстро усваивают неотвратимость наказания, гораздо быстрее, чем от нотаций.

5. Научите ребенка играть в свои любимые детские игры, которые незаслуженно забылись: дочки-матери, казаки-разбойники. Не предоставляйте детей самим себе – они быстро переймут модели поведения своих сверстников.

6. Поощряйте хобби детей, связанные с творчеством. Занятые музыкой, танцами или спортом чада не будут выпрашивать вампиров и монстров.

7. Не разрешайте смотреть по телевизору все подряд. Поощряйте просмотр развивающих программ, мультфильмов и добрых фильмов с хорошим концом. Так же точно поступите с компьютером.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Материал для родителей "Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей" Пословицы, стихи о труде

Пословицы, стихи о труде. Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей....

Материал для родителей Консультация с родителями «Развитие моторики и творчества дошкольников с помощью бросового материала»

Занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей....

Материал для родителей Права, обязанности, функции родителей, Десять заповедей родителей

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....