Консультация для родителей" Сказка как средство воспитания"
консультация на тему

Симонова Анна Михайловна

"Сказка будит и пленяет мечту: она даёт ребёнку первое чувство героического, она учит мужеству и верности; она учит его содержать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды" И.А. Ильин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_sredstvo_vospitaniya.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как средство воспитания.

«Сказка будит и пленяет мечту.
Она дает ребенку первое чувство героического, она учит мужеству и верности;
она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды. »
И. А. Ильин.

Для начала представим тот механизм (пока что назвать это мышлением трудно), согласно которому живет ваш ребенок.

В возрасте до года ребенок находится на пути развития своих сенсорно-моторных навыков. Он изучает свои сенсорные и моторные способности, познает маму, папу, окружающий мир через органы чувств, свои движения и общение с предметами.

Самое важное в его жизни — это доползти до намеченной цели, достать, долезть, попробовать на ощупь, вкус, постучать об пол, потрясти, разобрать, сломать и так далее. Удерживать в уме ребенок может только то, что находится сейчас или совсем недавно находилось в поле его непосредственного восприятия. Сложный взрослый мир, правила и запреты пока недоступны детскому пониманию.

В этот период наибольшее влияние на ребенка оказывает мама, те слова и действия, которые она оказывает по отношению к ребенку. Это могут быть колыбельные, слова, в которых чувствуется желанность ребенка, стишки, призывающие ребенка поиграть с различными предметами, любые предложение, подталкивающие ребенка к движению, осознанию им собственного тела и его положения в пространстве.

В возрасте до 2-х лет ребенок уже способен удерживать в голове некоторые бытовые действия — подержать, взять, съесть, достать и т.д. Он также осознает простейшие действия сказочных персонажей. Поэтому в этом возрасте ему нравятся сказки о животных, т.к. они близки ребенку эмоционально, он сравнивает себя с героями сказки и в виде образов усваивает жизненно важную информацию. При этом такое «впитывание» происходит без давления со стороны родителей. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Повторяя за взрослыми или персонажами, дети с удовольствием подражают движениям и звукам, учат цвета, счет, изобретают новые способы взаимоотношения с окружающими предметами и людьми.

В возрасте от 2-х до 5-ти у ребенка развивается способность к мышлению, он учится образно представлять персонажи и ситуации в уме, фантазировать, ваш малыш готов к восприятию волшебных сказок. Ребенок сможет воспринять образ, отделенный от его действий. Тут стоит заметить, что новый уровень интеллектуального развития бывает причиной возникновения страхов, которые ассоциируются с персонажами волшебных сказок. Например, что баба Яга заберет не Ивасика-Телесика, а его самого.

Фантазия в этом возрасте несформированная полностью, родители имеют возможность корректировать ее. Поэтому начинайте со сказок с простым сюжетом и малым числом героев и всегда заканчивающихся хеппи-эндом. Сказка должна повышать уверенность ребенка в себе и своем будущем, а не пугать его. Пример такого страха — это дремучий лес, Кощей и прочие негативные персонажи. Итак, в 2-5 лет ребенок должен находить свой смысл в сказке, она должна разнообразить его жизнь, а не испугать его и ограничить его развитие. Например, ребенок может узнавать, что существуют другие страны, народы, говорящие на других языках и т.п.

В 5-7 лет нужно выбирать такие сказки, которые интересны ребенку, стимулируют его любознательность, активизирую фантазию, развивают интеллект. Сказка должна задевать все аспекты жизни ребенка: поведение, эмоции, семью, мышление, воображение. В сказочных историях и персонажах ребенок ищет пути решения своих насущных проблем, девочки начинают мечтать о принце на белом коне, замке и личном драконе. Ребенок легко уноситься в в своих фантазиях в собственную вселенную, в желаемую реальность

Воспитание детей сказкой

Сказку можно использовать не только в воспитательных целях, благодаря сказкам у детей развивается образное и логическое мышление у ребенка, стимулируется развитие его творческих способностей, а его знакомство с миром природы становится более осмысленным. Педагоги разрабатывают специальные методики воспитания сказкой, конспекты и материалы для занятий с детьми. Кроме родителей, такие методики будут полезны воспитателям детских садов и учителям начальных классов школы. Есть таже целый раздел — сказкотерапия, которая помогает воспитать положительные качества и эффективно борется с детскими капризами

Очень высоко в этом плане ценится книга Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой»..

Сказка как средство воспитания — дело ответственное. Для любого ребенка сказку нужно подбирать тщательно, с особым вниманием. Помните, что в этот период у ребенка формируется характер, а истории и персонажи, с которыми вы знакомите кроху, оказывают на его характер не последнее влияние, роль сказки в воспитании детей трудно переоценить.

Интересные истории, которые вы облекаете в сказку, лучше — персонализированную, — хороший способ культивировать в ребенка нужные черты характера и при этом избежать нотаций и поучительного тона, который всегда воспринимается отрицательно. А вот интересная историю будет к месту всегда!

Выбирайте сказки, в которых добро побеждает зло, а доброта всегда награждается. Эти хорошие качества ребенок спроецирует на себя. Он увидит, что именно доброта, любовь, смекалка, отвага важны в жизни.

Поэтому важно, чтобы при выборе сказки,  родители  и педагоги обращали внимание на следующие аспекты:
- соответствует ли сказка уровню развития ребенка?
- сможете ли ребенок воспринять сказочную вселенную, которую вы ему предлагаете?
- может ли сказка испугать ребенка и нанести вред его психическому развитию?
- поможет ли сказка в вопросе формирования положительных качеств в характере ребенка и поможет ли в решении психологических проблем ребенка (если таковые имеют место)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРА – СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

     Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности, ведь именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него скла...

Консультация "Дидактическая игра как средство воспитания дошкольников"

Материал для родителей о значимости дидактических игр  в жизни ребенка...

Консультация для родителей: «Труд - средство воспитания дошкольников»

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых, поэтому он наиболее благоприятен для приобщения детей к труду. Главная задача взрослы...

Консультация для родителей «Природа – средство воспитания дошкольника»

Консультация для родителей «Природа – средство воспитания дошкольника»...

Консультация для родителей "Мультфильмы-средство воспитания или расстройства детской психики"

Что же нужно делать родителю, если он хочет избежать негативных последствий от просмотра ребенком мультфильмов:1. Не пускать на самотек «культ-мульт-программу» предлагаемуюребенку. Старайт...

Консультация "Детский туризм, как средство воспитания дошкольников."

Данный материал предназначен для воспитателей детского сада для организации детского туризма....