Консультации для воспитателей
консультация по теме
Консультации для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
|
| |||||||||
|
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
"Праздничные утренники"
Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ
Праздничные утренники занимают особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Они соединяют в себе как средства воздействия различные виды искусства и художественной деятельности.
В детском саду проводят следующие праздники: "Осенины", День матери, праздник новогодней елки, День защитника Отечества, Масленица, 8 Марта, выпускной бал.
В основе каждого утренника лежит главная идея, которая должна быть понята детьми, а значит, должна быть преподнесена им в простой, доступной форме. Этому способствует объединение на праздниках различных видов искусства, формирующих у ребенка нравственно-эстетические чувства. Праздники должны доставлять детям радость и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность.
Предпраздничная обстановка, подготовка к предстоящему торжеству в стране, в детском саду, каждой семье вызывают у ребят радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъем обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев. Поэтому на праздничных утренниках осуществляется одновременно эстетическое и нравственное воспитание детей.
Забавные зрелища, занимательные игры-драматизации вызывают чувство удовольствия, игры-аттракционы - смех и веселье. Правда, радость и веселье детей на празднике не всегда бывают связаны с проявлением эстетических эмоций. Подлинно эстетические эмоции (в тех первоначальных формах, в каких они могут проявляться у детей) возникают лишь при достаточно высоком художественном уровне всего, что воспринимает ребенок на празднике, и хорошем качестве детского исполнения. Ребенок может почувствовать выразительность мелодии песни, поэтичность стихотворения, воспринять образность движений в игре, танце.
Как же нужно организовать праздничный утренник, чтобы он способствовал эстетическому воспитанию детей? В практике детских садов сформировались определенные художественно-педагогические требования к проведению праздничных утренников, где главным является такое соединение различных видов искусства, которое, усиливая воздействие их друг на друга, позволило бы полнее донести до детей основную идею праздника.
Большое значение придается художественному оформлению, отражающему тематику утренника и время года, в которое он проводится.
Оформление каждого детского выступления должно соответствовать его содержанию. Это проявляется в удачном подборе тонов, правильном их сочетании в атрибутах, настенном оформлении, деталях костюмов, в выразительности движений детей в народных танцах.
Много ярких впечатлений приносит веселый зимний праздник елки. И красочно убранная, светящаяся разноцветными огнями елка, и оформление зала (многочисленные гирлянды, снежинки, серебряный дождь, зимний лес и домик Снегурочки, забавные персонажи на стенах) - все это обогащает детей новыми представлениями. Дети замечают, как красивы на синем фоне нежные узоры снежинок, как сказочно выглядит зимний лес, как красиво светится в полумраке елка.
Летний праздник совершенно особый. Ребята прощаются с детским садом, вспоминают любимые песни, пляски, игры.
Формируя вкус детей, необходимо хорошо продумывать цельность всего оформления, выразительность деталей, правильный их отбор пo количеству, не допуская перенасыщения, чтобы внимание детей привлекали главные детали, подчеркивающие идею праздника.
Роль поэтического текста и слова заключается в том, что они наиболее полно и конкретно доносят до ребенка содержание праздника, объединяют отдельные части сценария, разъясняют их смысл и значение. Читая стихи, дети выражают свое отношение к различным событиям, проявляют способности к собственному выразительному исполнению произведений.
Большой интерес вызывают у детей игры-инсценировки. Они дают возможность по-своему передать характерные особенности образа, порученной роли.
Ведущее место на празднике занимает музыкальное искусство. Под звуки торжественного марша дети входят в зал, выполняют перестроения, напоминающие праздничное шествие, поют, играют и танцуют. Музыка сопровождает игры-инсценировки, объединяет детей в едином переживании, создает смену настроений.
Музыкальные и литературные произведения, используемые на утреннике, должны быть высокохудожественными. Творческое отношение к работе часто вызывает у педагогов желание брать дополнительный материал, помимо основного, рекомендуемого программой, здесь необходимо очень внимательно относиться к качеству произведений при подборе репертуара.
Высокие требования предъявляются и к речи ведущего на празднике. Тщательно продуманные доступные по содержанию слова, обращенные к детям, выразительная интонация - все это средства эстетического воздействия на детей.
В сценарий часто включаются зрелищные и сюрпризные номера которые проходят весело, непринужденно, перемежаясь играми и аттракционами. Однако они также должны быть хорошо продуманы, выразительно исполнены, со вкусом оформлены.
Деятельность детей на празднике разнообразна. Они принимают участие в торжественном шествии, праздничной перекличке, выступают с плясками, стихами, песнями определенной тематики которые могут быть представлены как концертные номера. Если говорить о деятельности детей на утренниках с точки зрения задач эстетического воспитания, то следует остановиться на выразительности их исполнения.
Выразительность достигается на основе приобретения ребенком необходимых навыков к разным видам художественной деятельности, в результате появившегося у него умения передать определенное настроение, свое отношение к содержанию песни, стихотворения, которое он исполняет. В пении выразительность достигается точным исполнением мелодии чистым, слаженным звучанием; при чтении стихов - разнообразием интонаций, хорошей дикцией; в пляске - соответствием движений характеру музыки, форме музыкального произведения. Качество детского исполнения во многом зависит от доступности музыкально-литературного репертуара и соответствия его возрастным возможностям дошкольников. Только в этом случае оно будет свободным, естественным, доставит им удовольствие. Поэтому нельзя увлекаться сложным материалом, так как разучивание его отнимет много времени, потребует от детей большой сосредоточенности внимания, а это вызовет напряженность, снизит эстетическую значимость исполнения.
Эстетическое воспитание предполагает развитие художественно-творческих способностей. На празднике могут иметь место придуманные ребятами танцы и игры, а также их импровизации. При этом необходим индивидуальный подход к детям с учетом уровня их художественных способностей.
В группе всегда есть дети, которые быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует использования более сложных произведений. На утреннике и предоставляется возможность поручить им самые ответственные роли, разучить с ними более трудный материал, который поможет им полнее проявить свои способности.
Желательно с каждым ребенком подготовить выступление в соответствии с его способностями, которое доставит ему удовольствие. Это может быть не только участие в массовых играх, танцах, пении, но и индивидуальные выступления в составе небольшой группы детей: поочередное чтение стихотворения, несложная роль в театрализованном представлении, исполнение на металлофоне простой песенки и т. д.
Праздничный утренник обогащает детей разнообразными художественными впечатлениями. В зависимости от возраста ребенок по-разному выражает свое отношение к ним. Малыши радуются флажкам, воздушным шарам, находящимся у них в руках, и почти не обращают внимания на окружающую обстановку. Поэтому к оформлению зала необходимо специально привлекать их внимание. Педагог рассматривает с детьми убранство комнаты, показывая наиболее яркие, понятные им детали. В зале при большом количестве гостей дети (особенно в начале праздника) сдержанны. Они с интересом смотрят вокруг, но особенно активно своих чувств не выражают. Веселая музыка, движения с цветными платочками, флажками, погремушками вызывают у ребенка улыбку, желание двигаться. Однако слишком много ярких впечатлений иногда вызывает у детей заторможенность. Педагог своим вниманием, ласковым тоном ободряет малыша, создает радостное настроение, приглашает петь и играть на празднике.
Дети постарше сами замечают красочные детали оформления, воспринимают его в целом. Выразительность исполнения, вызывая у них чувство восхищения, отражается на их лицах. Они более самостоятельны в своих действиях, знают и помнят, как надо стать на пляску, сами занимают свои места. Обычно большое оживление и восхищение вызывают у них внешнее оформление номера, световые эффекты, яркие костюмы персонажей. Здесь чувства детей выражаются бурно и непосредственно в веселом смехе, репликах, аплодисментах.
Хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация - все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.
Праздничные сценарии не надо перегружать большим количеством номеров. Материал лучше распределить так, чтобы правильно чередовались деятельность и отдых. Например, после общих хороводов вокруг елки можно дать инсценировку или индивидуальные выступления.
Для того чтобы праздник был эффективной формой организации художественной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими определенных навыков.
Воспитателям следует помнить, что праздничный утренник - это прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств.
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах. Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждет этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение. Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках. Первоначальные музыкальные, самостоятельные проявления у малышей еще не устойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях музыкальные дидактические игры. Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушки). В средней группе педагог вместе с музыкальным руководителем знакомит детей с музыкальными инструментами – металлофоном, треугольником и др. При этом обязательно исполняет мелодию с ребенком, так как музыкальный руководитель играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает ребенку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Если тот затрудняется, проигрывает мелодию на своем инструменте (однотипном с инструментом ребенка). Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идет ее закрепление. Часто, знакомясь с новыми пьесами, дети слушают игру на музыкальных инструментах в исполнении музыкального руководителя и воспитателя. Музыкальная деятельность детей вне занятий очень разнообразна. Она проходит по чьей-то творческой инициативе, бывает различна по форме. И очень важно в этой деятельности определить роль взрослого. Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, в прогулку, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал, при необходимости подсказывает детям, как можно развернуть игру. На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в музыкальном уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить на каком-то музыкальном инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг другу. Воспитатель внимательно следить за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. В свободное от занятий время воспитатель может проиграть знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создает доброжелательную, непринужденную атмосферу. Педагог, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении своих товарищей. Особо необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачи ритмического рисунка, если необходимо приходить детям на помощь. Участие воспитателя в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах, его умение исполнять знакомые детские песни, попевки, программные произведения дают возможность педагогу обыгрывать музыкально-дидактические игры. В начале мы разучиваем их на занятиях, а воспитатель продолжает играть с детьми в группе. В этих играх он может исполнить как главную роль, так и второстепенную. Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого необходимо запланировать целый ряд мероприятий. Во-первых, это индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся играть на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле. Во-вторых, проведение консультаций, во время которых они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок песни. Проведение консультаций в предпраздничные дни: занятия с ведущими, обыгрывание различных игр, в том числе музыкально-дидактических, которые требуют от ведущего владения несколькими детскими музыкальными инструментами. Хорошо, если кто-либо из воспитателей может играть на каком-то инструменте: аккордеоне, баяне, и аккомпанировать на утреннике вместе с музыкальным руководителем. В детском саду музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев гармонического развития детей дошкольного возраста. Если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время. Благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной. |
Предварительный просмотр:
Функции музыкального руководителя
и воспитателя
Функции музыкального руководителя и воспитателя могут быть рассмотрены в опоре на общепедагогические функции. Педагог, учёный А.И.Щербаков называет восемь функций:
информационную
развивающую
мобилизационную
ориентационную
конструктивную
коммуникативную
организаторскую
исследовательскую
Первые четыре функции – педагогические, остальные – общетрудовые (относятся к любым видам квалифицированного труда).
Выполняя педагогические функции, учитель передаёт ученикам знания, развивает их способности, мобилизует внимание, формирует систему ценностных ориентаций.
Общетрудовые функции направлены на создание материальных и дидактических условий для творческого решения педагогических задач.
Рассмотрим деятельность музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию детей, опираясь на восемь общепедагогических функций.
Информационная функция
Музыкальную информацию педагог передаёт, прежде всего исполняя музыкальные произведения. Для накопления дошкольниками полноценных музыкальных впечатлений имеет качество репертуара, умение педагога отобрать высокохудожественные произведения народной и классической музыки. Музыкальный руководитель должен также знать методические приёмы, эффективные для определённой возрастной группы детей, уметь их творчески применять.
Информационные функции муз. руководителя и воспитателя, не имеющего специального музыкального образования, неодинаковы, хотя некоторое сходство имеется.
Воспитатель, как правило, не умеет играть на фортепиано, поэтому он использует магнитофонные записи. Своеобразие информационных функций муз. рук. объясняется также тем, что формы организации музыкальной деятельности, в которых они общаются с детьми различны.
Муз. рук. (при участии воспитателя) проводит музыкальные занятия, праздники, развлечения.
Воспитатель общается с детьми в быту – руководит самостоятельной деятельностью, организует игры, слушание музыки, готовит инсценировки и т. д.
Воспитатель может закрепить музыкальные впечатления детей, прослушивая с ними в грамзаписи произведения, звучавшие на занятиях.
Воспитатель обогащает музыкальные впечатления, используя игры, инсценировки разучиваемых песен, предлагая детям повторить фрагменты праздничных утренников, наиболее понравившиеся им.
Он может обращаться и к произведениям, не звучавшим на занятиях.
Это музыкальные сказки, диафильмы, озвученные музыкой. Они не требуют развёрнутой беседы о музыке, а лишь привлечения внимания детей к её характеру, смене настроений.
Воспитатель слушает с детьми и фрагменты классических произведений, народную музыку. Он отбирает эти произведения вместе с муз. руководителем и согласует с ним методику проведения беседы.
Некоторые музыкальные досуги и развлечения воспитатель проводит самостоятельно или под руководством музыкального руководителя ( кукольный театр, инсценировки).
Для того чтобы руководить самостоятельной деятельностью детей – обучать их игре на детских музыкальных инструментах, свободному музицированию в пении, музыкально-ритмическим движениям, воспитатель должен сам владеть исполнительскими навыками и умениями (играть на музыкальных детских инструментах, петь, красиво двигаться), знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приёмы для развития у детей исполнительских умений.
Многие знания и умения воспитатель приобретает с помощью музыкального руководителя.
Развивающая функция
В деятельности музыкального руководителя эта функция предполагает обогащение детей музыкальными впечатлениями, развитие их музыкальных способностей, творчества.
Музыкальный руководитель должен постоянно диагностировать музыкальное развитие дошкольников и обучать каждого ребёнка, исходя из его возможностей.
Музыкальное развитие будет успешным, если музыкальный руководитель применяет различные виды музыкальных занятий (доминантные, тематические, комплексные).
В деятельности воспитателя эта функция выполняется в тесном контакте с музыкальным руководителем, под его руководством.
Воспитатель должен знать методы диагностики, помогать музыкальному руководителю в её проведении.
Воспитатель может фиксировать некоторые показатели развития музыкальных способностей (например, внешние проявления детей во время слушания музыки, продолжительность внимания, высказывания о прослушанных произведениях, желания повторного слушания, соответствия движений ритму и характеру музыки и т. д.).Участие в диагностике позволяет воспитателю узнать сильные и слабые стороны развития каждого ребёнка и в соответствии с этим строить свою работу.
Воспитатель поддерживает интерес детей к музыкальной деятельности, создаёт проблемные ситуации, активизирующие их самостоятельность и творческие проявления. Воспитатель помогает музыкальному руководителю подготовить и провести различные виды занятий.
Особенно важна его роль на комплексных занятиях. Только воспитатель может подсказать, на какие знания и умения детей в изобразительной деятельности, в художественном слове следует опереться.
Возможности воспитателя не ограничены слушанием музыки в быту, организацией самостоятельной деятельности детей. Он может использовать музыку на других занятиях, особенно по изобразительной деятельности и художественному слову.
Мобилизационная функция
Эта функция предполагает умение воздействовать на эмоционально – волевую сферу личности ребёнка наиболее рациональным путём. Мобилизовать внимание можно и с помощью строгих указаний, но обучение будет носить развивающий характер только тогда, когда педагог заинтересует детей, увлечёт их.
Музыкальный руководитель сам должен быть увлечён музыкой, которую он исполняет, о которой рассказывает. Педагог должен знать разнообразный репертуар. Уметь отбирать яркие фрагменты музыкальных произведений, доступные детям по содержанию и продолжительности. Важно учитывать качества личности, уровень развития способностей, интересы детей.
В деятельности воспитателя эта функция также предполагает:
увлечённость самого педагога музыкой
знание музыкального репертуара
интересных сведений о музыке
умение в увлекательной форме организовывать слушание произведений
самостоятельную музыкальную деятельность детей
находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Ориентационная функция
Предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности.
Одна из главных задач в деятельности музыкального руководителя – сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной), заинтересовать их музыкой, разбудить и развить эстетические чувства, ощущение и понимание красоты музыки.
Дети под руководством педагога накапливают разнообразные музыкальные впечатления, воспитываются на высокохудожественных образцах музыкального искусства, воспринимают «интонационный словарь» разных эпох и стилей, слушают музыку в профессиональном исполнении.
Воспитатель, чтобы успешно реализовать эту функцию:
должен обладать музыкальной культурой
знать разнообразный музыкальный репертуар
интересные детям сведения о музыке
уметь передать своё увлечение ею.
Поскольку воспитатель общается с детьми в быту в более свободной форме по сравнению с занятиями, он может использовать различные методические приёмы, в том числе и придающие занимательность обучению.
Воспитатель, организовывая самостоятельную музыкальную деятельность детей, должен учитывать их желания, склонности, качества личности. Тон речи, стиль общения должны быть доброжелательными.
Воспитатель, пользующийся у детей авторитетом, может быстрее добиться успеха.
Конструктивная функция
Эта функция выделяет три компонента: конструктивно-содержательная (отбор и композиция учебно-воспитательного материала), конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей) и конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).
Конструктивно-содержательный компонент предполагает знание разнообразного музыкального репертуара, умение его отбирать и выстраивать с учётом поставленных задач, применяемых методов, приёмов, форм организации музыкальной деятельности детей, а также умение планировать содержание музыкальных занятий, досугов, развлечений, праздников – увлекательное, оригинальное – с учётом индивидуального подхода к детям, развивающего эффекта обучения.
Конструктивно-оперативный компонент – это умение привлекать различные способы реализации поставленных задач, применять вариативные методы, приёмы, формы организации музыкальной деятельности детей.
Конструктивно-материальный компонент подразумевает умелое использование наглядности, ТСО, оформления, атрибутики при проведении занятий, развлечений, праздников.
Музыкальный руководитель и воспитатель составляют перспективный план (годовой, квартальный), в котором определяют задачи музыкального воспитания, формы организации музыкальной деятельности детей (виды занятий, праздников, развлечений), намечают основной репертуар, темы бесед с родителями, аспекты работы с педагогическим коллективом.
Организаторская функция
Для выполнения этой функции музыкальный руководитель и воспитатель должны:
знать теорию и методику музыкального воспитания на современном уровне их развития
внедрять новые достижения науки и практики в педагогический процесс
продумывать различные формы включения музыки в деятельность дошкольников, учитывая их индивидуальные проявления, склонности.
Музыкальный руководитель проводит:
индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей по отбору репертуара
использованию эффективных методов и приёмов работы с детьми
ведёт кружковую работу
участвует в педсоветах
организовывает открытые занятия для воспитателей по изучению лучшего опыта работы.
Работает с родителями – проводит собрания, индивидуальные консультации, беседы.
Для выполнения этой функции музыкальный руководитель и воспитатель должны быть организованными, инициативными, ответственными, способными к творческому поиску.
Коммуникативная функция
Эта функция подразумевает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителями.
Большое значение имеют личностные качества музыкального руководителя и воспитателя:
любовь к детям
терпение
справедливость
доброжелательность
уравновешенность
глубокие профессиональные знания
способность творчески применять их в работе.
Для осуществления этой функции важно владеть коммуникативными умениями:
находить подход к каждому воспитаннику, учитывая его склонности, интересы, уровень развития музыкальных способностей;
оказывать внимание каждому ребёнку; быть доброжелательным, заботливым; сохранять чувство юмора;
уметь переключать внимание детей, когда возникают конфликтные ситуации.
Исследовательская функция
Эта функция предполагает творческое отношение музыкального руководителя и воспитателя к своей работе, стремление к самосовершенствованию, постоянное пополнение профессиональных знаний и умений.
Музыкальный руководитель:
должен следить за специальной литературой, изучать её
знакомиться с передовым педагогическим опытом, внедряя в практику новейшие методы и приёмы обучения
вести собственный творческий поиск новаторских форм и методов работы с детьми.
Музыкальный руководитель занимается повышением квалификации воспитателей в области музыкального воспитания, способствует повышению уровня музыкальной культуры.
Таким образом, выполнение общетрудовых функций требует от музыкального руководителя и воспитателя знаний, умений, личностных качеств, традиционных для педагогической деятельности и в то же время специфичных.
Ребёнок приобщается к искусству не только на специальных занятиях.
Музыка и стихи звучат на праздниках в исполнении взрослых и детей.
Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребёнка.
Театрализованные действия с куклами также требуют изобразительного и музыкального оформления.
Дети могут петь во время занятий по физкультуре, рисованию, развитию речи или во время прогулки.
И разумеется, в своей самостоятельной игровой деятельности они рисуют, рассказывают сказки, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах.
Самостоятельные проявления – свидетель того, что дети не только приобрели художественный опыт, но и свободно его применяют в новых ситуациях.
Подраздел «Самостоятельная художественная деятельность» в программе для средней, старшей и подготовительной групп.
Значение её велико, так как она свидетельствует о потребности детей в музыке, о сложившемся музыкальном опыте.
Деятельность называется самостоятельной, она возникает и протекает по инициативе детей. Следовательно, она не программируется. Но это не означает, что роль воспитателя пассивна. Методы руководства меняются, они становятся косвенными.
Перед воспитателем стоит задача обогатить детей художественными впечатлениями, стимулирующими самостоятельные музыкальные проявления.
А для этого нужно создать благоприятные условия:
выделить место (зону), где будет происходить эта деятельность
предоставить соответствующее оборудование (детские музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, атрибуты для сюжетных игр, костюмы для плясок и т.д.).
Дети любят играть на детских музыкальных инструментах, исполнять знакомые мелодии, подбирать их по слуху, а порой и импровизировать собственные попевки.
Часто, отражая праздничные впечатления, они повторяют отдельные «номера» и воспроизводят ход праздника.
В сюжетных играх по мере их развёртывания они охотно включают танцы, песни, а иногда изображают «Музыкальное занятие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...