Работаем с обобщающими понятиями
консультация по теме

Костюкова Екатерина Андреевна

материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovar_itogovyy.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОВОЩИ

Предметы: помидор, огурец, картофель, капуста, кабачок, патиссон, редиска, репа, редька, свекла, морковь, тыква, перец, грядка, лейка, вода, теплица, салат, овощи

Действия: растут, сажают, выкапывают, выдергивают, срывают, срезают, чистят, режут, варят, жарят, парят

Признаки: спелый, душистый, сладкий, кислый, вкусный, сочный, гладкий, круглый, овальный, большой, маленький

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть натуральные овощи
  • обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус
  • рассказать, что овощи растут на грядках в огороде, одни на земле, другие в земле
  • рассказать какие блюда можно приготовить из овощей

«Назови ласково»..

Перец – перчик, огурец – …, помидор – …, …

«Один - много»

Огурец – огурцы, помидор – помидоры, …

«Счет 1 – 5»

Помидор, перец, кабачок, репа, свекла, морковь, тыква

 «Какой сок?»

Из помидора – томатный, из моркови – …, из капусты – …, из тыквы  – …, …

 «Опиши овощ по плану»

– цвет

– форма

– вкус

– на ощупь

– по размеру

– что можно приготовить?

ФРУКТЫ

Предметы: яблоко, груша, абрикос, персик, слива, банан, апельсин, мандарин, лимон, дерево, пальма, ветка, сад, цветок, плод, косточка, фрукты, урожай

Действия: растут, сажают, цветут, поливают, срывают, срезают, снимают, убирают, моют, чистят, режут, едят, варят

Признаки: спелый, душистый, сладкий, кислый, вкусный, сочный, гладкий, круглый, овальный, большой, маленький, зрелый

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть натуральные фрукты
  • обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус
  • рассказать, что фрукты растут в саду на деревьях
  • рассказать какие блюда можно приготовить из фруктов (сок, джем, варенье, компот)

«Назови ласково»

Яблоко – яблочко, абрикос – …

«Один - много»

Яблоко – яблочки, груша – груши, …

«Счет 1 – 5»

Яблоко, груша, персик, апельсин, лимон, слива

«Какой сок?»

Из яблок – яблочный, из апельсинов – …, из лимонов – …, из груш  – …, из мандаринов – …,  …

«Опиши фрукт по плану»

– цвет

– форма

– вкус

– на ощупь

– по размеру

– что можно приготовить?

ЯГОДЫ

Предметы: вишня, смородина, малина, земляника, клубника, облепиха, черешня, крыжовник, клюква, дерево, куст, грядка, сад, огород, лес, урожай, цветок, плод, косточка, ягоды

Действия: растут, сажают, цветут, поливают, срывают, снимают, убирают, моют, едят, варят

Признаки: спелые, душистые, сладкие, кислые, вкусные, сочные, гладкие, круглые, овальные, большие, маленькие, зрелые

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть натуральные ягоды
  • обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус
  • рассказать, что ягоды растут в саду на деревьях, на кустах, а так же в огороде на грядках
  • рассказать какие блюда можно приготовить из фруктов (сок, джем, варенье, компот)

«Назови ласково»

Вишня – вишенка, смородина – смородинка, …

«Какой сок?»

Из вишни – вишневый, из смородины – …, из клубники – …, из малины  – …, из черешни – …, из клюквы – …, …

Отгадать загадку

Выросли на дереве круглые сережки,

Круглые и красные, кислые немножко,

Чтоб слов не тратить лишних,

Скажем сразу – это…

ОВОЩИ – ФРУКТЫ – ЯГОДЫ

Предметы: название овощей, фруктов и ягод, сад, огород, деревья, ствол, ветки, крона, корни, листья, семена, плоды, косточка, кожура

Действия: копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, зреть, вскапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть

Признаки: спелые, зрелые, вкусные, сладкие, сочные. Румяные, свежие, консервированные, варенные, жаренные

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть натуральные овощи, фрукты, ягоды
  • повторить обобщающие слова «овощи», «фрукты», «ягоды»
  • обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус
  • рассказать, где и как растут овощи, фрукты, ягоды (в саду, в огороде, на земле, на кустах, на деревьях)
  • по возможности сходить с ребенком на овощной рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают
  • рассказать какие блюда можно приготовить из овощей, фруктов и ягод
  • поговорить с ребенком о труде колхозников на полях осенью

«Подбери признаки»

яблоко (какое?) – …

клюква (какая?) – …

помидор (какой?) – …

«Узнай по описанию»

Самостоятельно ребенок составляет и отгадывает описательную загадку об овоще, фрукте, ягоде. (Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай)

Ответь на вопрос:

Что едят сырым, жаренным, вареным?

«Составь описательный рассказ об овощах, фруктах, ягодах по плану»

– что это?

– какого цвета?

– какой формы?

– какой он на ощупь?

– какой он на вкус?

– какой он по размеру?

– где растет?

– что из него готовят?

ИГРУШКИ

Предметы: машинка, кубики, шар, ведерко, лопатка, совок, мяч, пирамидка, зайка, собачка, барабан, сачок, лошадка, кукла, юла, матрешка, мишка, флажок, паровоз, ружье, коляска, пароход, пистолет, автомат, солдатики

Действия: играть, катать, купать, стирать, мыть, строить, надувать, разбирать, собирать, насыпать, высыпать, укладывать спать, кормить, качать, стрелять, прятать, убирать

Признаки: новые, старые, красивые, деревянные, меховые, плюшевые, надувные, пластмассовые, резиновые, железные, оловянные, стеклянные, разноцветные, чистые, расписные, мягкие

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком несколько игрушек
  • определить материал, из которого каждая из них сделана
  • отметить внешние признаки игрушки: форму, цвет, качество (на ощупь)
  • провести с ребенком беседу о бережном отношении к игрушкам

«Подбери действия»

мяч – скачет, катится, прыгает, …

кукла – …

машинка  – …

«Назови ласково»

Мяч – мячик, кукла – …,  мишка – …,   Петрушка – …,  солдат – …,  пистолет – …

Ответь на вопрос:

Что едят сырым, жаренным, вареным?

Опиши игрушку по плану:

– что это?

– каков ее внешний вид (величина, цвет, форма)?

– из какого материала она сделана?

– как с ней можно играть?

ВЕСНА

Предметы: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, почки, листочки, трава, подснежники, пролески, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, сережки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, птицы (перелетные), гнезда, скворечник, скворец, ласточка, соловей, грач, дрозд, жаворонок, журавль, цапля, кукушка, чиж, стриж, щегол, лебедь

Действия: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробиваются, набухают, лопаются, распускаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, радуются, вьют гнезда, выводят птенцов, гремит, громыхает, грохочет, сверкает, греет, светит, припекает, пригревает, темнеет, сеют, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит

Признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, быстрый, веселый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелетные, краснощекие, проворные, заботливые, трудолюбивые, березовый, нежные

Родителям рекомендуется:

  • поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли с живой и неживой природой, объяснить, что такое ранняя и поздняя весна, в чем их отличие
  • отметить эти изменения во время прогулки
  • вспомнить названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной
  • рассказать о том, как звери просыпаются после зимней спячки
  • вспомнить весенние месяцы, рассказать признаки каждого месяца
  • обратить внимание на погоду, одежду людей весной, побеседовать с ребенком о весенних полевых работах

«Подбери признаки» (подобрать 5 – 7 признаков)

день (какой?) – …

весна (какая?) – …

травка (какая?) – …

солнце (какое?) – …

«Подбери родственные слова»

весна – весенний, весенняя, весной, веснушки

трава – травка, травушка, травинка

«Что делает? Что делают?»

Травка (что делает?) – пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет, радует, …

Птицы (что делают?) – поют, щебечут, пьют, клюют,  прилетают, строят, выводят, ….

«Образуй признаки»

весна – весенний, март – …, апрель – …, май – …

«Расскажи о весне по плану»

– какие приметы весны ты знаешь?

– когда ты заметил первые приметы весны?

– какие это приметы?

– назови весенние месяцы

– перелетные птицы

– труд весной людей

«Послушай  рассказ и перескажи его по вопросам»

Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.

Какое время года наступает?

Как светит солнышко?

Что набухает на деревьях?

Кто скоро прилетит из теплых стран?

Что будут делать птицы?

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ И ИХ ДЕТЕНЫШИ

Предметы: птицы, петух, курица, цыпленок, утка, селезень, утенок, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, яйцо, пух, перо, клюв, крылья, птичницы, птицеферма, курятник

Действия: кукарекать, пищать, крякать, кричать, петь, клевать, пить, стоять, бегать, взлетать, тянуться, копать, искать, щипать, плавать, нырять, нести (яйца), высиживать (деток)

Признаки: большие, маленькие, пушистые, слабые, драчливые, задиристые, злые, хорошие, красивые, голодные, сытые, белые, черные, пестрые, желтенькие

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей
  • объяснить ребенку, что эти птицы называются домашними, и почему они так называются
  • закрепить названия птиц, знать их семьи
  • уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят, как за ними ухаживает человек
  • рассказать о профессии птичницы

«Кто как разговаривает»

утка – (кря – кря) – крякает,

гусь (га – га) – …,

петух (…) – …,

курица (…) – …,

цыпленок (…) – …

«Кто у кого?»

у утки – утенок, утята

у гусыни – …,

у индюшки (…) – …

«Один – много»

Цыпленок – цыплята, курица – курицы, индюк  – …, гусь – …, петух – …, утка – …, гусенок – …, утенок – …, индюшонок – …, …

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Предметы: ласточка, соловей, грач, дрозд, скворец, жаворонок, журавль, цапля, кукушка, чиж, стриж, щегол, лебедь, гусь, утка, гнездо, яйца, кормушка, птенцы, юг, корм, холод, перелет

Действия: летать, возвращаться, кормить, выводить, щебетать, курлыкать, щелкать, гоготать, рыться, нахохливаться, кружиться (в воздухе), прилетают, щебечут, поют, кричат, радуются, вьют гнезда, выводят птенцов, зимовать, клевать, куковать, заливаться, шипеть, крякать

Признаки: быстрые, проворные, перелетные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые, осторожные, певчие, поющая, зимующие, задорные

Родителям рекомендуется:

  • вспомнить вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения произошли с природой, почему птицы улетают в теплые края на зиму
  • назвать птиц, которые улетают на юг, объяснить, почему они улетают и называются перелетными
  • рассмотреть иллюстрации с изображением перелетных птиц

«Подбери признаки» (подобрать 5 – 7 признаков)

ласточка (какая?) – …

жаворонок (какой?) – …

«Улетает – не летает»

Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, перелетная она или зимующая

«Один - много»

утка – утки, грач – грачи, лебедь – лебеди, …

 «Улетели птицы»

нет (кого?) – лебедя, утки, …

нет (кого?) – лебедей, уток, …

 «Составить описательный рассказ по плану»

– кто это (название)?

– какая это птица (перелетная, зимующая)?

– какой внешний вид (размер, окрас перьев)?

– чем питается?

– как поет?

– как зимует?

– птенцы

ЦВЕТЫ

Предметы: растения, цветы, колокольчики, левкой, георгин, василек, ромашка, астра, мимоза, роза, мак, тюльпан, мальва, ирис, нарцисс, ландыш, первоцвет, тюльпан, незабудка, нарцисс, одуванчик, ландыш, подснежник, первоцвет, календула, бархатцы, проталина, корень, стебель, листья, цветок, семена, красота, аромат, радость

Действия: растут, цветут, радуют, вянут, сохнут, пахнут, поливать, удобрять, рыхлить, сажать, срывать

Признаки: садовые, полевые, луговые, декоративные, лекарственные, красивые, разноцветные, цветущие, душистые, пахнущие, растущие, осенние, весенние, летние

Родителям рекомендуется:

  • побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились, объяснить, почему первые цветы называются первоцветам
  • а парке, в лесу, на даче рассмотреть с ребенком различные цветы
  • объяснить, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, луговые
  • рассмотреть части цветов (на картинке или в природе)
  • рассказать, что существуют лекарственные растения (календула, мать и мачеха)
  • рассказать, о том, как надо ухаживать за цветами (поливать, удобрять, землю вокруг рыхлить)

«Подбери действие» 

Цветы (что делают?) – растут, цветут, …

«Подбери признаки» 

мать и мачеха (какая?) – …

одуванчик (какой?) – …

незабудка (какая?) – …

 роза (какая?) – …

 «Нет чего?»

Роза – розы, незабудка – …, одуванчик – …,  нарцисс – …, ирис – …, лилия – …, фиалка – …, флокс – …, …

«Опиши цветок по плану»

– название цветка

– какой цветок? (полевые, лесные, садовые, луговые)

– в какое время года цветет этот цветок?

– какого цвета бывает этот цветок?

– части цветка?

– отличительные признаки? (колючки, усики и т.п.)

– где и для чего используют?

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Предметы: масло, молоко, сыр, кефир, сметана, творог, ряженка, йогурт, колбаса, мясо, сосиски, сардельки, котлеты, рыба, птица (курица, утка, индюшка), хлеб, булки, баранки, сухари, овощи, фрукты, специи, соль, сахар, перец, крупы (рис, пшено, гречка, манка), вермишель, макароны, конфеты, пирожные, торты, повар, пекарь, кулинар

Действия: покупать, хранить, продавать, изготавливать, готовить, есть, лакомится, мыть, резать. варить, жарить, резать, чистить, печь

Признаки: продуктовый, молочные, мясные, рыбные, хлебные, мучные, свежие, несвежие, вкусные, ароматные, вареные, жареные, печеные, горячий, мягкий

Родителям рекомендуется:

  • закрепить с ребенком названия обеденных блюд (борщ, суп, каша, и т.д.), названия продуктов, а так же слова,         обозначающие способ приготовления пищи (варить, жарить, печь и т.д.)
  • следует спросить ребенка: «Что готовят из мяса? Картофеля? Капусты? Из чего готовят винегрет?»
  • необходимо в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают продукты, познакомить с отделами магазина (хлебным, рыбным, мясным и т.п.)
  • объяснить ребенку значения сложных слов: картофелечистка, овощерезка, кофеварка, соковыжималка, мясорубка, кофемолка, … и т.п.
  • рассказать ребенку о том, кто готовит пищу
  • рассказать о бережном отношении к хлебу

«Составь предложения с предлогом С» (употребление творительного падежа существительных)

С чем кастрюля, если в ней . . . (суп, борщ, картошка, …)?

С чем чашка, если в ней . . . (чай, кисель, кофе, молоко, …)?

С чем банка, если в ней . . . (капуста, варенье, мед, мука, …)?

«Какое это блюдо?» (образование относительных прилагательных)

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки, …)?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины, …)?

Какой сок из … ( моркови, груши, апельсина, …)?

 «Что из чего делают?»

Какие продукты делают из молока? Назови их одним словом (какие они)?

Какие продукты делают из мяса? Назови их одним словом (какие они)?

Какие продукты делают из муки? Назови их одним словом (какие он)?

ДОМ (КВАРТИРА) И ЕГО ЧАСТИ. МЕБЕЛЬ. ПРЕДМЕТЫ БЫТА

Предметы: дом, квартира, этажи, стены, окно, рама, балкон, фундамент, крыша, подвал, подъезд, лестница, мусоропровод, лифт, квартира, дверь, замок, скважина (замочная), прихожая, ванная, кухня, комната, коридор, спальня, гостиная, паркет, линолеум, стены, батарея, водопровод, мусоропровод, электропровод, подоконник, потолок, пол, шкаф, стул, стол, табурет, кресло, кровать, диван, тахта, кушетка, раскладушка, зеркало, полка, буфет, стенка, холодильник, пылесос, утюг, плита, мясорубка и т.п., скамейка, софа, столяр, фабрика, этажерка, штукатур, маляр, электрик, плиточник, слесарь

Действия: строить, белить, красить, достраивать, ремонтировать, заселять, переселять, ухаживать, вытирать, передвигать, переставлять (мебель), обставлять, расставлять, задвигать, натирать, мыть, протирать, ремонтировать, вешать (люстру), разобрать, собрать, разложить, задвинуть, открыть, закрыть, штукатурят (стены)

Признаки: многоэтажные, одноэтажные, девятиэтажные и т.д., деревянные, каменные, блочные, бетонные, жилые, не жилые, детская, кухонная, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный, мягкая, жесткая, красивая, темная, светлая, новая, старая,  раскладной (стол), полированная, плетенная, чистая, грязная, лакированная, деревянная, пластмассовая, необходимые, удобные, расписная, однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные, просторные, теплые, холодные

Родителям рекомендуется:

  • во время прогулки по городу рассмотреть с ребенком жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные и т.п.
  • рассмотреть дом, в котором вы живете, сосчитать, сколько в нем этажей, есть ли в доме лифт и для чего он нужен
  • выучить домашний адрес
  • совершить с ребенком «экскурсию» по своей квартире, обратив внимание на то, сколько каких в ней комнат, объяснив их значение
  • рассказать о том, какие отделочные работы производились в квартире, и люди каких профессий принимали в этом участие (проводил проводку  – электрик и т.д)
  • рассмотреть мебель в каждой комнате, вспомнить ее особенности и  значение (какая мебель предназначена для спальни, столовой, кухни); назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца), внешние признаки, материал, из которого она изготовлена, рассмотреть различную мебель: разные виды столов, шкафов
  • рассказать ребенку о том, кто и где делает мебель

«Знать назначения домов»

Дом для жилья людей – жилой дом

Дом для машин – гараж

Дом для коров – коровник, ферма

Дом для лошадей – конюшня

Дом для собак – конура, будка

«Один – много»

Дом – домов

Город – городов

Этаж – этажей

Улица – улиц

Окно – окон

Балкон – балконов

«Дом какой?»

Дом из кирпича – кирпичный

Дом из панелей – …

Дом из дерева – …

Дом из бреве – …

Дом из соломы – …

Дом из камней – …

Дом из блоков – …

 

«Изменить слово «окно» в контексте предложения»

В доме большое … .

В доме нет … .

Я подошел к … .

Я мечтаю о большом … .

У мня растут цветы под … .

«Выполни действия (по указанию взрослого) и ответь на вопрос» (образование предлогов)

Положи мяч на стул, возьми мяч, откуда ты его взял?

Положи мяч под стул, возьми мяч, откуда ты его взял?

Положи мяч за стул, возьми мяч, откуда ты его взял?

Положи мяч около стула, возьми мяч, откуда ты его взял?

Положить мяч между стульями, возьми мяч, откуда ты его взял?

Положить мяч перед стулом, возьми мяч, откуда ты его взял?

Подними мяч над стулом, возьми мяч, откуда ты (я) его взял?

«Назови какой?»

Шкаф из дерева (какой?) … .

Кровать из железа (какая?) … .

Диван из кожи (какой?) … .

Стул из пластмассы (какой?) … .

Полка из стекла (какая?) … .

«Счет 1 - 5»

Стул, стол, кровать, диван, дом, окно, комната, стена, шкаф, скамейка

«Составить описательный рассказ о предмете мебели по плану»

Что это?

В какой комнате можно поставить?

Какой это предмет (5 – 7 признаков)?

Части предмета?

Функциональное назначение?

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ

Предметы: корова, бык, теленок, собака, пес, щенок, лошадь, конь, жеребенок, кошка, кот, котенок, свинья, хряк (кабан), поросенок, осел, ослица, осленок, баран, овца, ягненок, коза, козел, козленок, стадо, пастух, сено, трава, овес, молоко, корм, туловище, вымя, рога, копыта, грива, шерсть

Действия: пасутся, щиплют, жуют, ржет, хрюкает, мычит, блеет, мяукает, лает, рычит, скачет, перевозит, сторожит, бодает, царапает, кусается, лягает, лакает, грызет, служит

Признаки: сторожевая, охотничья, пожарная, злая, санитарная, рогатая, бодливая, домашняя, породистая, большие, маленькие, пестрые, ласковые, хитрая, толстая

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком иллюстрацию с изображением домашних животных и их детенышей, картинки на тему «скотный двор»
  • вспомнить названия домашних животных и их детенышей, их внешний вид, повадки, где они живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу они приносят, почему называют домашними, чем питаются
  • рассказать о профессии пастуха

«Выучить детенышей домашних животных»

Кошка, кот, котенок

Собака, пес, щенок

Корова, бык, теленок

Лошадь, конь, жеребенок

Овца, баран, ягненок

Свинья, хряк, поросенок

Коза, козел, козленок

Ослица, осел, осленок

«Восстанови семью»

… , … , котенок

Собака, … , …

… , бык, …

… , … , жеребенок

Овца, … , …

… , хряк, …

… , … , козленок

Ослица, …, …

«Назови ласково»

Кошка – кошечка, кот – котик, котенок – котеночек

Собака – …, пес – …, щенок – …

Корова – …, бык – …, теленок – …

Лошадь – …, конь – …, жеребенок – …

Овца – …, баран – …, ягненок – …

Свинья – …, хряк – …, поросенок – …

Коза – …, козел – …, козленок – …

Ослица – …, осел  – …, осленок – …

«Кто как голос подает?»

Корова – «му-му» мычит

Собака – «гав» лает, гавкает

Кошка – …

Свинья – …

Лошадь – …

Овца – …

Коза – …

Ослица – …

«Кто чем питается?»

Кошка – молоком

Корова – …

Собака – …

Свинья – …

Лошадь – …

Овца – …

Осел – …

Коза – …

«Какую пользу приносит человеку?»

Корова – молоко, мясо

Собака – сторожит, охраняет, пасет

Кошка – …

Свинья – …

Лошадь – …

Овца – …

Коза – …

Ослица –

\

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ

Предметы: медведь, медведица, медвежонок, лис, лиса, лисенок, волк, волчица, волчонок, заяц. зайчиха, зайчонок, белка, бельчонок, еж, ежиха, ежонок, барсук, лось, олень, рысь, берлога, нора, дупло, логово, кусты, клыки, шерсть, мех, иголки, шкура

Действия: добывать, прыгать, прятаться, охотиться, рычать, выть, охранять, лязгать, притаиться, пищать, подкрадываться

Признаки: лохматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, красивый, острые, неповоротливые, осторожный, хищный

Родителям рекомендуется:

  • поговорить с ребенком о том, какие животные живут в наших лесах
  • вспомнить их названия животных и детенышей, внешние признаки
  • рассмотреть иллюстрации с их изображением этих животных
  • рассказать о том, где они живут, чем питаются
  • закрепить в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей

«Назови семью»

Папа – медведь, мама – медведица, детеныш(и) – медвежонок (медвежевата), …

«Кому что дадим?»

Мясо дадим волку, малину – …, мед – …, морковку – …, яблоко – …, орехи – …, грибы – …

«Кто где живет?»

Лиса – в норке, волк – …, белка – …, заяц – …, медведь – …, еж –…

«Про кого можно сказать?»

Охотиться – …, крадется – …, воет – …, кусается –…, пугается – …, скачет – …, переваливается – …, хитрит – …, выслеживает – …

«Угадай, кто это?»

Бурый, косолапый, неуклюжий – …

Серый, зубастый, страшный – …

Хитрая, пушистая, рыжая – …

Маленький, длинноухий, пугливый – …

Серый  – …, косолапый – …, хитрая – …, колючий – ….

ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Предметы: названия диких животных и их детенышей, звери, медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж, барсук, енот, лось, олень, зубр, рысь, соболь, кница, норка, выдра, бобр; берлога, нора, пещера, дупло, гнездо, заросли, водопой, логово; рога, копыта, клыки, шерсть, грива, мех, иголки, шкура; названия домашних животных и их детенышей, стадо, пастух, ферма, конюшня, сено, трава, луг, овес, пойло, конюх, телега, груз, корм, туловище, вымя

Действия: добывать, прыгать, прятаться, охотиться, рычать, выть, охранять, лязгать, притаиться, пищать, подкрадываться, рыскать, учить, пасутся, щиплют, жуют, ржет, хрюкает, мычит, блеет, мяукает, лает, скачет, перевозит, сторожит, бодает, царапает, кусается, лягает

Признаки: лохматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, красивый, острые, неповоротливые, осторожный, хищный, косматый, куцый, полосатый, могучий, сторожевая, охотничья, пожарная, злая, санитарная, рогатая, бодливая, домашняя, породистая

Родителям рекомендуется:

  • поговорить с ребенком о том, какие дикие животные живут в наших лесах, вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, детенышей, чем они питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище
  • рассмотреть иллюстрации с их изображением этих животных
  • вспомнить загадки о зверях наших лесов
  • рассмотреть иллюстрацию с изображением домашних животных, картинки на тему «Скотный двор», вспомнить названия домашних животных и их детенышей, их внешний вид, повадки, где они живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу они приносят, почему называются домашними
  • рассказать о профессии пастуха, скотника

 «Выучить детенышей диких и домашних животных»

У кошки – котята – котенок,

у лисы – лисята – лисенок,

«Чей хвост? Чье туловище? Чья голова? Чьи уши?»

Хвост (чей?) – кошачий

Туловище (чье?) – кошачье

Голова (чья?) – кошачья

Уши (чьи?) – кошачьи

(лиса, медведь, волк, барсук, собака, корова, …)

 «Назови семью»

Кот, кошка, котенок (котята),

конь, лошадь, жеребенок (жеребята),

волк, волчица, волчонок (волчата),

….

«Кто где живет?»

Корова – в коровнике, собака – в будке, конуре, волк – в логове, …

(белка, лиса, лошадь, свинья, медведь, …)

 «Составь описательный рассказ»

Кто это?

Какие части тела у него есть?

Домашнее или дикое животное?

Как называется его дом?

Чем питается?

Как называют детенышей?

Как животное подает голос?

Какую пользу приносит?

ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА И ЖАРКИХ СТРАН

Предметы: звери, животные, тюлень, морж, олень (северный), медведь (белый), песец, котик, лев, тигр, антилопа, жираф, леопард, гепард, кенгуру, слон, пантера, обезьяна, ягуар, бегемот, носорог, крокодил, север, юг, пустыня, заросли, водопой, копыта, рога, клыки, бивни, грива, мех, когти, шкура, хобот

Признаки: неуклюжий, неповоротливый, хищный, пятнистый, полосатый, голодный, злой, пугливая, сильный, могучий, гибкий, осторожный, ловкая, зубастый, пушистый, ловкий, сердитый

Действия: прыгать, линять, рыскать, грызть, прятать, добывать, охотиться, рычать, учить, охранять, притаиться, подкрадываться, спасаться

Родителям рекомендуется:

  • показать картинки с изображение диких животных, живущих в жарких странах и на Севере
  • рассказать о внешних признаках и характерных повадках
  • спросить у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно и какие, там, где жарко, чем они питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке

 «Сосчитать животных» (счет 1 – 5)

Морж, жираф, пантера, лев, антилопа

 «Подбери признак»

Жираф (какой?) …, зебра (какая?) …, морж (какой?) …, слоны (какие?) …, верблюд (какой?) …

 «Чей хвост? Чье туловище? Чья голова? Чьи уши?»

Хвост (чей?) – …

Туловище (чье?) – …

Голова (чья?) – …

Уши (чьи?) – …

Лев, тигр, слон, обезьяна

«Составить рассказ об одном из животных по плану»

Кто называется?

Где живет?

Какое у него жилище?

Внешний вид?

Какие повадки?

Чем питается?

Как добывает пищу?

Какие враги у него бывают?

Как защищается?

Детеныши

ДЕРЕВЬЯ

Предметы: дерево, береза, осина, дуб, клен, орешник, липа, рябина, ива, тополь, ольха, ель, сосна, лес, роща, ствол, корни, кора, ветки, листья, почки, хвоя, иголки

Признаки: лиственный, хвойный, большие, маленькие, огромные, могучие, зеленые, голые, печальные, березовый, осиновый, черный, сосновая, еловая

Действия: растут, сажают, цветут, распускаются, ломают, пилят, охраняют, гуляют (в лесу)

Родителям рекомендуется:

  • во время прогулки в парке, в лесу показать ребенку деревья, внимательно рассмотреть какие у деревьев стволы, ветки, листья
  • научить различать деревья, показать плоды деревьев
  • обратить внимание ребенка на изменение окраски листьев осенью
  • рассмотреть картинки с изображением деревьев в различные времена года, обратить внимание на внешний вид и состояние деревьев

«Назови лиственные деревья. Хвойные»

Береза, дуб, …

Елка, сосна

«Сосчитать деревья» (счет 1 – 5)

Дуб, липа, клен, сосна, дерево, лист, шишка, желудь, ствол

«Назови ласково»

Береза – березонька, осина – …,  елка – …,  сосна – …,  дуб – …,  ветка – …,  иголка – …

«Подбери признак»

Дуб (какой?) …, осина (какая?) …, елки (какие?) …

«Расскажи, что происходит с деревьями»

Весной – …

летом – …

осенью – …

зимой – …

ОДЕЖДА

Предметы: одежда, шуба, пальто, плащ, куртка, рубашки, брюки, шорты, костюм, джинсы, юбка, платье, свитер, сарафан, шарф, рукава, карман, капюшон, воротник, хлястик, застежка, пуговица, петли, манжеты, швея, портниха, ателье, фабрика, ткач, модельер, закройщик

Признаки: ситцевый, льняной, полотняный, шелковый, шерстяная, кожаные, меховые, пуховый, вязанная, резиновые, домашние, сменная, спортивная, нарядная, зимняя, летняя, осеняя, весенняя, удобная, красивая, модная, модельная, мягкая

Действия: шить, пришивать, ремонтировать, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязать, развязать, чистить, стирать, гладить, зашивать, штопать, вышивать, зашнуровывать

Родителям рекомендуется:

  • объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду
  • спросить у ребенка: «почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом – панаму, босоножки, шорты?»
  • совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, которую носит каждый член семьи и материал, из которого она сделаны; обратить внимание на её качество и назначение
  • закрепить названия деталей одежды (воротник, карман и т.д.)
  • рассказать о профессиях швея и портниха, ткач

«Чья? чей? чьи? чьё?»

Подобрать как можно больше предметов одежды к местоимениям

Моя – юбка …; мой – шарф …; мои – перчатки …; моё – пальто …

«Один – много»

Шарф – шарфы, перчатки – …, носок  – …

«Большой – маленький»

Юбка – юбочка, пальто – …, куртка – …, шарф – …, …

«Составить описательный рассказ по плану»

Что это?

Из каких частей состоит?

Из какого материала сделано?

Какого цвета?

В какое время года носят?

Кто может носить (мужчины, женщины, дети)?

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Предметы: шапка, шляпа, пилотка, кепка, панама, платок, косынка, берет, ушанка, каска, шлем, фуражка, козырек, завязки, шаль, фабрика, ателье, мастер

Признаки: красивые, нарядные, новые, старые, чистые, грязные, теплые, холодные, шерстяная, кожаные, шелковый, меховая, пуховый, вязанная, зимние, летние, осенние, модные, мокрые, высушенные

Действия: надеть, снять, сшить, связать, носить, снимать, складывать, повесить, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, стирать, зашивать, штопать, сушить, положить

Родителям рекомендуется:

  • объяснить, почему в разные сезоны люди носят разные головные уборы
  • обратить внимание на материал, из которого изготавливают головные уборы
  • в качестве экскурсии посетить магазины, где продаются головные уборы

«Назвать головные уборы по сезонам»

Весной – …

летом – …

осенью – …

зимой – …

«Счет 1 – 5»

Шапка, берет, платок, панама, кепка

«Подбери признаки» (5 – 7 признаков)

Шапка (какая?) – шерстная, вязанная, новая, нарядная, осеняя, чистая

платок (какой?)  – …

кепка (какая?)  – …

«Из чего – какой?»

Шапка из шерсти – шерстяная, платок из шелка – …, кепка из кожи – …, шапка из меха – …, платок из пуха – …, шляпа из соломы – …, шляпа из фетра – …

«Один – много»

Шапка – шапки, платок – …, панама – …, шляпа  – …, …

«Большой – маленький»

Шапка – шапочка, кепка – …, платок – …, косынка – …, …

ОБУВЬ

Предметы: обувь, сапоги, туфли, ботинки, тапки, босоножки, сандалии, кроссовки, кеды, чешки, подошва, каблуки, шнурки, сапожник

Признаки: кожаные, резиновые, домашние, сменная, спортивная, нарядная, зимняя, летняя, осеняя, удобная, красивая, модная, мягкая

Действия: ремонтировать, носить, снимать, надевать, расстегивать, застегивать. Завязывать, развязывать, чистить, зашнуровывать

Родителям рекомендуется:

  • объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную обувь
  • совместно с ребенком внимательно рассмотреть обувь, которую носит каждый член семьи в различные времена года и материал, из которого она сделаны; обратить внимание на её качество и рисунок
  • закрепить названия деталей обуви (каблук, язычок, подошвы, шнурки и т.д.)
  • рассказать о профессии сапожник

 «Один – много»

Ботинки – ботинок, сапоги – …, туфли – …, тапки – …, …

«Большой – маленький»

Тапок – тапочек, туфли – …, ботинок – …, сапоги – …, …

«Счет 1 – 5»

Ботинок, туфля, сапог

«Подбери признаки» (5 – 7 признаков)

Сапоги (какие?) – шерстная, вязанная, новая, нарядная, осеняя, чистая

босоножки (какие?)  – …

тапочки (какие?)  – …

«Составить описательный рассказ по плану»

Что это?

Из каких частей состоит?

Из какого материала сделано?

Какого цвета?

В какое время года носят?

Кто может носить (мужчины, женщины, дети)?

ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Предметы: одежда, шуба, пальто, плащ, полушубок, кожух, куртка, пиджак, жакет, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, джинсы, юбка, платье, свитер, сарафан, фартук, халат, пижама, плавки, носки, чулки, колготки, перчатки, варежки, рукавицы, жилет, кофта, шарф, платок, шаль, панама, шапка ушанка, шляпа, шлем, сапоги, туфли, ботинки, тапки, босоножки, сандалии, кроссовки, кеды, пинетки, рукав, карман, капюшон, воротник, полы, спинка, хлястик, застежка, пуговицы, петли, подошва, каблук, шнурки, голенище, носок, задник, швея, сапожник, портниха, модельер, закройщик, ткач

Признаки: кожаные, резиновые, домашние, сменная, спортивная, нарядная, зимняя, летняя, осеняя, удобная, красивая, модная, мягкая

Действия: шить, пришивать, ремонтировать, вязать, носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязать, развязать, чистить, стирать, гладить, зашивать, штопать, вышивать, зашнуровывать

Родителям рекомендуется:

  • объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную обувь, одежду, головные уборы
  • объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»
  • сравнить погоду в разные времена года  спросить у ребенка; «почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом – панаму, босоножки, шорты?»
  • совместно с ребенком внимательно рассмотреть обувь, одежду, головные уборы которые носит каждый член семьи в различные времена года и материал, из которого она сделаны; обратить внимание на её качество и рисунок
  • закрепить названия деталей обуви, одежды, головных уборов
  • закрепить названия профессий людей которые изготавливают обувь, одежду, головные уборы

«Подбери признаки» (5 – 7 признаков)

Платье (какое?) – …

шарф (какой?)  – …

кофта (какая?)  – …

«Исправь ошибку»

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф, …

Воротник у ботинок, язык у куртки, подошва у шапки, поля у кофты, …

 «Счет 1 – 5»

Шарф, шапка, пальто, платье, туфля

«Назови, какие?»

Сапоги из резины – резиновые, шапка из шерсти – …, перчатки из кожи  – …

«Что можно считать парами?»

Одна пара сапог, две пары сапог, …, пять пар сапог

(носки, чулки, туфли, перчатки)

«Составь описательный рассказ по плану»

Что это?

Из каких частей состоит?

Из какого материала сделано?

Какого цвета?

В какое время года носят?

Кто может носить (мужчины, женщины, дети или форменная)?

ПОСУДА

Предметы: ведро, кастрюля, сковородка, чайник, дуршлаг, ковш, сито, таз, самовар, противень, тарелка, вилка, ложка, чашка, стакан, блюдце, салатница, ваза, блюдо, сахарница, хлебница, сухарница, кофейник, молочник, масленка, солонка, перечница, соусник, бокал, фужер, рюмка, поднос, сервиз, графин

Признаки: кухонная, столовая, чайная, стеклянная, металлическая, кофейная, фарфоровая, глиняная, фаянсовая, хрустальная, эмалированная, керамическая, деревянная, красивая, блестящая, чистая, глубокая, мелкая, хрупкая, бьющаяся, повседневная, праздничная, фамильная, прозрачная, расписная

Действия: мыть, чистить, готовить, расставлять, приносить, уносить, покупать, разбивать, беречь, сервировать

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть вместе с ребенком посуду – кухонную, чайную, столовую
  • закрепить с ребенком название предметов и слова, определяющие их назначение
  • показать, где дома храниться посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте)
  • рассмотреть посуду, объяснить, почему посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят
  • сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие, …), обратив внимание ребенка, что посуда может биться
  • в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают посуду
  • рассказать, кто и как делает посуду

«Образуй признаки»

Хрусталь – хрустальный

глина, фарфор, фаянс, стекло, керамика, алюминий, медь, …

«Назови ласково»

Чашка – чашечка,  

вилка – …,  

ложка – …,  

тарелка – …,  

кастрюля – …,  

сковородка – …

«Подбери предметы к признакам»

Хрустальный – стакан, бокал, фужер

хрустальная – ваза, салатница, хлебница

хрустальное – блюдо, блюдце, ведерко

«Счет 1 – 5»

Бокал, ложка, блюдо, сковородка, кастрюля, нож

«Образуй новое слово»

Суп – супница,

чай – …,  

сахар – …,

соус – …,  

салат – …,  

конфеты – …,  

хлеб – …,  

сухари  – …,  

селедка – …,  

пепел – …,  

молоко – …,  

масло – …

ЭЛЕКТРОБЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ. ИНСТРУМЕНТЫ

Предметы: утюг, холодильник, кофемолка, плита, пылесос, мясорубка, часы, телевизор, миксер, тостер, электрочайник, компьютер, магнитофон, фен, стиральная машина, швейная машина, будильник, градусник, лампа, радио, кофеварка, молоток, топор, пила, отвертка, клещи, ножницы, иголка, сверло, тиски, рубанок, лопата, грабли, дрель, бензопила

Признаки: удобные, новые, старые, мощные, белые, блестящие, необходимые, неисправные, исправные, большие, маленькие, современные, цветные

Действия: ходят (часы), светит, освещает, показывает, говорит, стирает, гладить, пылесосить, морозит, помогают, облегчают, морозить, молоть, готовить, варить, жарить, рубить, работает, кипятить, шить, вязать, строчить, забивать, пилить, откручивать, закручивать, копать, сгребать, зажимать, помогать, облегчать

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком электроприборы, которые есть в квартире, объяснив их назначение
  • рассказать о том, с помощью каких инструментов можно выполнить ту или иную работу
  • что его рассказать о том, как электроприборы и инструменты облегчают людям жизнь

«Счет 1 – 5»

Мясорубка, утюг, плита, телефон, стиральная машина, новая кофемолка, двухкамерный холодильник

«Почему так называется?»

Овощерезка – режет овощи

мясорубка – …,

кофемолка – …,

кофеварка – …,

пылесос – …,

овощечистка – …,

хлеборезка – …,

хлебопечка – …

«Исправь предложение»

Белье было грязное потому, что его постирали.

Скатерть мягкая потому, что ее погладили.

Яичница поджарилась, и после этого ее поставили на плиту.

Дыркой сверлят сверло.

Гаечный ключ откручивают гайкой.

«Назови ласково»

Молоток – молоточек,

тиски – …,

топор – …,

грабли– …,

магнитофон– …,

пылесос– …,

часы– …,

утюг– …

«Описать предмет по плану»

Что это?

Какой по величине?

Из чего сделан?

Для чего нужен?

ОСЕНЬ

Предметы: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, времена года, месяц, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, отлет, урожай, сад, деревья, листья, лес, заморозки, озимь, слякоть, погода, увядание, мгла, небо, птицы, овощи, фрукты, пора

Признаки: ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, прощальная, туманный, дальний, трудный, длинная, богатый, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, сырая, багряная, голые, печальная, дивная

Действия: падают, осыпаются, шуршат, шелестят, летят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, желтеют, сохнут, вянут, моросит

Родителям рекомендуется:

  • поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли с живой и неживой природой, сравнить природу ранней и поздней осенью
  • назвать осенние месяца по порядку, их приметы
  • вспомнить названия перелетных птиц, почему они так называются
  • рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери, птицы и человек готовится к зиме
  • перечислить как можно больше признаков осени

«Подбери признаки» (5 – 7 признаков)

Осень (какая?) – дождливая, …

ветер (какой?) – сильный, …

небо (какое?) – …

деревья (какие?) – …

«Чей лист? Ветка? Полено?»

Липовый лист, липовая ветка, липовое полено

(дуб, тополь, рябина, береза, клен)

«Подбери предметы к признакам»

Осенний – день, ветер, дождь, лес

осенние – каникулы, листья, заморозки

осенняя – погода, ночь, непогода, одежда, сырость

осеннее – небо, пальто, дерево, увядание, ненастье

«Расскажи про осень по плану»

Кода наступает осень?

Назови осенние месяцы.

Приметы ранней осени в природе.

Красоты золотой осени.

Какие стихи об осени ты знаешь?

Приметы поздней осенит.

Труд человека в осенний период.

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

Предметы: алое, лиана, цикламен, фиалка, традесканция, роза, герань, аспарагус, вьюнок, березка, кактус, корень, фикус, стебель, листья, бутон, цветок, полив, подкормка, рыхление, уход, удобрение, польза, красота, лейка

Признаки: зеленые, комнатные, красивые, прямые, пышные, вьющиеся, ползущие, колючие, высокие, низкие, цветущие, нецветущие, лекарственные, полезные

Действия: растут, радуют, украшают, цветут, пахнут, вянут, сажать, пересаживать, поливать, рыхлить, удобрять, ухаживать, обрезать, опрыскивать

Родителям рекомендуется:

  • познакомить ребенка с комнатными растениями в натуре, рассмотреть их, обратив внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки
  • объяснить ребенку, как нужно ухаживать за растениями, для чего их нужно поливать, поворачивать к солнцу или содержать в тени, смахивать пыль с листьев
  • обратить внимание на особенности листьев, цветов, стеблей комнатных растений
  • выучить с ребенком название нескольких комнатных растений
  • объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения, рассказать, как они могут реагировать на изменение погоды, менять внешний вид утром и вечером

«Подбери признаки» (5 – 7 признаков)

Фиалка (какая?) – …

кактус (какой?) – …

«Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?» (изменение глагола по времени, числам и родам)

Катя цветы поливает.

Паша цветы поливает.

Катя и Паша цветы поливают.

ВРЕМЕНА ГОДА

Предметы: зима, весна, лето, осень, месяцы, снег, лед, оттепель, капель, проталина, жара, солнце, море, цветы, листопад, снегопад, погода, небо, природа, одежда, обувь, головные уборы, признаки (характерные)

Признаки: зимние, осенние, весенние, летние, ранняя, поздняя, ненастная, хмурая, длинная, короткая, веселая, грустная

Действия: наступает, сменяются, приходят, следуют, готовятся, радуются, наблюдают (дети)

Родителям рекомендуется:

  • вспомнить названия всех времен года
  • вспомнить названия всех месяцев года
  • назвать как можно больше характерных отличительных признаков всех времен года
  • рассказать о погоде, об одежде людей в разные времена года
  • вспомнить пословицы и поговорки, народные приметы о временах года

«Образуй признак по аналогии»

Январь – январский

февраль – …

«До – между – после»

Повторить последовательность времен года и месяцев

Какое время года идет до лета?

Какой месяц идет между декабрем и февралем?

После зимы какое время года?

«Ответь на вопрос – как?»

Утром светло, а днем еще (как?) – светлее.

Осенью холодно, а зимой еще (как?) … .

В пальто тепло, а в шубе еще (как?) … .

Весной солнце светит ярко, а летом еще (как?) … .

Весной птицы поют звонко, а летом еще (как?) … .

«Бывает – не бывает»

Летом дети катаются на санках.

Зимой дети лепят снежную бабу.

Осенью колхозники убирают урожай.

Зимой на деревьях распускаются почки.

Летом дети катаются на санках.

Летом дети купаются и загорают.

ТРАНСПОРТ

Предметы: самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, паром, ледокол, пароход, теплоход, атомоход, яхта, парусник, сани, телега, карета, упряжка, дровни, машина, автомобиль, грузовик, самосвал, фургон, рефрижератор, такси, маршрутное такси, мотоцикл, велосипедист, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка, канатка, кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колесо, руль, крыло, корпус, мотор. Двери, фары, вагон, прицеп, пропеллер, трап, хвост, нос, корма, борт, якорь, винт, парус, палуба, трюм, рубка, топливо, бензин, водитель, шофер, рулевой, пилот, штурман, радист, матрос, бортпроводник, перелет, шоссе, дорога, трасса, рельсы, переход, светофор, движение, остановка, пристань, аэропорт, аэродром, порт, маршрут

Признаки: легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный, почтовый, скорый, многоместный, одноместный, удобный

Действия: ехать, плыть, лететь, заводить, выруливать, перевозить, останавливаться, взлетать, приземляться, отчаливать, приставать, тормозить, сигналить, входить, выходить

Родителям рекомендуется:        

  • понаблюдать с ребенком на улице за движением различного транспорта
  • закрепить названия видов транспорта (воздушный, подземный, воздушный, наземный, железнодорожный)
  • обратить внимание, что наземный транспорт можно разделить на две группы (легковой и грузовой), объяснить, почему так называются
  • вспомнить, люди, каких профессий работают на различных видах транспорта
  • провести с ребенком беседу о правилах дорожного движения, показать во время прогулки светофор и уточнить, что означает каждый его свет
  • рассказать ребенку о профессии регулировщика

 «Подбери признаки» (5 – 7 признаков)

Машина (какая?) …

самолет (какой?) …

автобус (какой?) …

«Почему так называется?» (образование сложных слов)

Самолет – сам летит

вездеход – …

паровоз – …

пароход – …

самосвал – …

самокат – … 

«Назови транспорт»

Воздушный – …

подземный – …

воздушный – …

наземный – …

железнодорожный – …

легковой – …

грузовой – …

«Один – много»

Самолет – самолетов

машина – …

автобус – …

трамвай – …

такси – …

«Кто чем управляет?»

Самолетом – пилот

машиной – …

поездом – …

кораблем – …

ракетой – …

«Закончи предложение» (образование глаголов приставочным способом)

Машина из гаража … .

Машина в ворота … .

Машина к дому … .

Машина от дома … .

Машина до дома … .

Машина с моста … .

ЛЕТО

Предметы: лето, июнь, июль, август, время года, месяц, жара, солнце, дожди, купание, листья, лес, птицы, трава, цветы, отдых, ягоды, грибы, рыбалка, сенокос, погода

Признаки: долгожданное, любимое, веселое, теплое, жаркое, сухое, дождливое, разноцветные (цветы), мягкая, зеленая, сочная, густая (трава)

Действия: наступает, приходит, шумят, шелестят, спеют, созревают, щебечут, купаться, плавать, загорать, отдыхать, путешествовать, набираться (сил), радоваться, веселиться

Родителям рекомендуется:        

  • рассказать ребенку о том, какое время года наступает
  • обратить внимание на изменения в погоде
  • объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года
  • назвать летние месяцы по порядку
  • перечислить как можно больше признаков лета
  • рассказать о летних заботах людей, птиц, животных
  • назвать пословицы и поговорки про лето

«Подбери признаки» (подобрать 5 – 7 признаков)

лето (какое?)– …

трава (какая?) – …

цветы (какие?) – …

«Образуй признаки»

лето – летний, июнь – …, июль – …, август – …

«Расскажи про лето по плану»

Кода наступает лето?

Назови летние месяцы.

Приметы лета.

Что делают люди, животные и птицы летом.

Как ты любишь проводить лето?

ТКАНИ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

Предметы: ситец, лен, полотно, шелк, бархат, капрон, кожа, мех, шерсть, пряжа, нитки, трикотаж, велюр, вельвет, драп, твин, крепдешин, поролон, ткач

Признаки: ситцевый, льняной, полотняный, шелковый, шерстяная, кожаные, меховое, пуховый

Действия: шить, ткать, прясть, вышивать, пришивать, вязать, прясть

Родителям рекомендуется:        

  • обратить внимание ребенка на то, что вся одежда, обувь изготовлены из различных материалов
  • предложить ребенку потрогать различные материалы, почувствовать разницу между бархатом и кожей, бархатом и вельветом и т.д.
  • рассказать о профессиях людей, которые изготавливают ткань и другие материалы

«Образуй признаки»

Шелк – шелковый,

лен – льняной,

полотно – полотняный,

драп – драповый,

ситец – ситцевый,

хлопок – хлопковый,

креп – креповый,

шерсть – шерстяной,

«Подбери предметы к признакам»

Шелковый – халат, платок, шарф, …

шелковая – блуза, юбка, панама, …

шелковое – платье, покрывало, одеяло, …

«Счет 1 – 5»

Шерстяная рубашка, бархатное платье, шелковая блуза, …

ГРИБЫ

Предметы: боровик, подосиновик, подберезовик, мухомор, масленок, сыроежка, лисичка, опенок, моховик, груздь, рыжик, волнушка, поганка, грибница, гриб, ножка, шляпка, лес, полянка, мох, пень, чаща, корзина, лукошко, грибник

Признаки: белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый, рыхлый, грибной, дружные

Действия: расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, заблудиться, аукать

Родителям рекомендуется:        

  • рассмотреть натуральные грибы или иллюстрации
  • обратить внимание на их внешний вид, окраску шляпок
  • рассказать о съедобных и несъедобных грибах

«Назови ласково»

Боровик – боровичок

сыроежка – …

пень – …

поляна – …

моховик – …

корзина – …

лес – …

лукошко – …

корзинка – …

 «Один – много»

Гриб – грибов

лисичка – …

шляпка – …

пень – …

сыроежка – …

масленок – …

груздь – …

лукошко – …

«Объясни словечко»

Подосиновик, подберезовик, боровик, сыроежка, мухомор, рыжик

«Счет 1 – 5»

Боровик, волнушка, опенок, моховик, поганка

«Вопросы на засыпку»

На опушке три волнушки. Чего больше опушек или волнушек?

Чего больше в лесу грибов или белых грибов?

Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?

Что лучше найти – 5 мухоморов или 1 боровик? Почему?

ЗИМА

Предметы: время года, декабрь, январь, февраль, месяц, зима, снег, мороз, лед, иней, небо, звезды, луна, день, ночь, изморозь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы (зимующие), звери, зимовье, кормушка, одежда (зимняя), снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озера, хлопья, забава, поземка, холод

Признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый, мохнатые, меховые, шерстяные, теплые, скользкий, веселые, мягкий

Действия: метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, подмораживает, засыпает, воет, рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, хрустит, сверкает, ложится, трещит

Родителям рекомендуется:

  • поговорить с ребенком о том, какие изменения произошли с живой и неживой природе зимой, вспомнить признаки зимы
  • вспомнить названия времен года и зимние месяца по порядку, их приметы
  • рассказать ребенку о жизни птиц и зверей зимой, о том, как они зимуют
  • рассказать о зимующих птицах, как человек может помогать птицам зимой
  • спросить какие зимние виды порта и спортивный инвентарь ребенок знает
  • назвать пословицы и поговорки и зиме

«Подбери признаки» (5 – 7 признаков)

Зима (какая?) – дождливая, …

снег (какой?) – сильный, …

мороз (какой?) – …

«Подбери действия»

Снег – падает, кружится, лежит, покрывает землю, хрустит, скрипит, сверкает, тает, серебрится, темнеет, …

ветер – …

 «Подбери предметы к признакам»

снежный – ком, дворец, покров, …

снежная – буря, королева, долина, …

снежное – поле, облако, покрывало, …

снежные – заносы, завалы, сугробы, …

«Подбери предметы к действиям»

Наступает (что?) – …

валит (что?) – …

свищет (что?) – …

бушует (что?) – …

кружится (что?) – …

замерзает (что?) – …

блестит (что?) – …

лепят (что?) – …

наступает  (что?) – …

«Расскажи о зиме по плану»

Как ты заметил(а) наступление зимы?

Назови ее приметы в природе.

Зимние месяцы.

Повадки зверей и птиц зимой.

Зимующие птицы.

Зимние забавы и развлечения.

8  МАРТА. ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ

Предметы: праздник, поздравления, подарок, утренник, сюрприз, выступление, сценки, мама, бабушка, сестра, девочки, цветы, открытки, тюльпаны, мимоза, день (женский), март, весна, профессии (женские)

Признаки: любимые, родные, красивые, молодые, добрые, поздравительная, женский (день), дорогие, праздничный

Действия: поздравлять, дарить, готовить, ухаживать, помогать, любить

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку о празднике 8–е Марта – кого поздравляют в этот день, почему его называют «Маминым день»
  • научить ребенка словам поздравления, которые он может сказать в этот день маме, воспитательнице и другим женщинам
  • побеседовать с ребенком о женских профессиях, объяснить ребенку, кто, что делает на работе, какую пользу приносит, кому, что нужно для работы
  • прочитать и обсудить с ребенком стихотворение С. Маршака «А что у вас?» (запомнить названия женских профессий)

«Подбери признаки» (5 – 7 признаков)

Мама (какая?) – …

Бабушка (какая?) – …

 «Назови женскую профессию»

Повар – повариха

портной  – …

учитель  – …

воспитатель  – …

художник – …

певец  – …

скрипач  – …

пианист  – …

баянист  – …

аккордеонист  – …

продавец  – …

артист  – …

спортсмен  – …

«Бывает, не бывает»

Повар готовит суп.

Суп  варит повар.

Суп варит повара.

Суп сварен поваром.

Поваром сварен суп.

Повар сварен супом.

Супом сварен повар.

«Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке» 

(рассказ из личного опыта ребенка)

«Закончи предложения»

Повар варит (что?) …

врач лечит (кого?) …

парикмахер стрижет (что?) …

воспитатель воспитывает (кого?) …

«Назови ласково»

Мама – мамочка, …

Бабушка – бабуля, …

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Предметы: ворона, сорока, голубь, воробей, галка, сова, филин, рябчик, глухарь, куропатка, синица, снегирь, дятел, клест, гнездо, яйца, кормушка, птенцы, корм, голод, зимовка

Признаки: быстрые, проворные, зимующие, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, осторожные, прожорливые, драчливые

Действия: летать, зимовать, кормить, выводить, клевать, каркать, чирикать, долбить, сидеть, нахохливаться, щебетать, щелкать

Родителям рекомендуется:

  • рассмотреть с ребенком на иллюстрациях зимующих птиц, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими
  • во время прогулки рассмотреть встретившихся зимующих птиц, обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор
  • провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой

«Подбери признаки» (5 – 7 признаков)

синица (какая?) – …

воробей (какой?) – …

«Подбери действия»

Снегирь (что делает?) …

«Счет 1 – 5»

Снегирь, сорока, голубь, воробей, сова, глухарь, синица, дятел, …

«Кто как подает голос?»

Ворона – каркает,

воробей – …

голубь – …

сорока – …

сова – …

«Подбери признаки»

Ворона (какая?) …

голубь (какой?) …

снегирь (какой?) …

синица (какая?) …

«Назови ласково»

Воробей – воробушек, воробьишко

галка  – …

снегирь  – …

синица  – …

«Один – много»

Ворона – вороны

снегирь  – …

галка  – …

воробей  – …

голубь  – …

«Составь описательный рассказ по плану»

Кто это (название)?

Какая это птица (перелетная, зимующая)?

Внешний вид (размер, окраска перьев)?

Чем питается?

Как поет?

Как зимует?

Птенцы.

 

ПРОФЕССИИ

Предметы: водитель, шофер, продавец, учитель, воспитатель, парикмахер, няня, врач, повар, штукатур, маляр, строитель, швея, портниха, слесарь, столяр, крановщик, библиотекарь, милиционер, почтальон, машинист, кондуктор, дело, работа, орудие труда, педагог, логопед, часовщик, медсестра, профессии военных, профессии спортсменов, профессии на селе (доярка, птичница и т.п.)

Признаки: внимательный, вежливый, строгий, аккуратный, трудолюбивый, добросовестные, чуткие, ответственные, уважаемые, заботливые, исполнительные, обходительный,  старательный, серьезный

Действия: работать, помогать, руководить, воспитывать, водить, продавать, учить, стричь, причесывать, лечить, готовить, строить, красить, шить, штукатурить, чинить, кормить. управлять, выдавать, собирать, убирать, управлять, регулировать

Родителям рекомендуется:

  • побеседовать с ребенком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет
  • спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны
  • рассказать ребенку о своей профессии, о том, где и как вы работаете, что делаете. Какую пользу людям приносит ваша работа

«Кто что делает?»

Воспитательница – воспитывает детей

няня – убирает, моет посуду

врач –

повар –

почтальон –

портниха –

парикмахер –

продавец –

учитель –

художник –

милиционер –

«Назови женские профессии»

Ткач – ткачиха,

повар – …,

воспитатель  – …,

учитель – …,

художник – …,

продавец – …,

певец – …,

летчик – …,

пианист – …,

скрипач – …

«Назови профессии»

Кто носит багаж? – носильщик

кто сваривает трубы? – …

кто вставляет стекла? – …

кто работает на кране? – …

кто кладет камни? – …

кто чинит часы? – …

кто точит ножницы? – …

кто чистит обувь? – …

кто играет на барабане? – …

«Кому что нужно для работы?»

Повару – нож, поварешка

почтальону – …

маляру – …

дворнику – …

портнихе – …

учителю – …

продавцу – …

парикмахеру – …

художнику – …

врачу – …

«Кто чем работает?»

Маляр – кистью

землекоп – …

дворник – …

каменщик – …

парикмахер – …

портниха – …

повар – …

слесарь – …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по образовательной области «Коммуникация» в средней группе для слушателей методического объединения воспитателей МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида» №1 Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «пос

Занятие адресовано для воспитателей и узких специалистов для работы с детьми среднего дошкольного возраста имеющих нарушение зрения. Цель: Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда».Задачи...

По обучение грамоте.Тема: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Обобщающее понятие: гласные звуки. Буквы А, О, И, У, Э, Ы.».

Повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы] умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове. Учить придум...

Тема: Наш дом. Обобщающее понятие «Мебель».

Познакомить детей с понятием «дом», как жилищем, назначением помещений в доме, квартире.Закрепить обобщающее понятие «мебель»...

Конспект занятия занятия по развитию речи «Посылка для кукол» с детьми 2 младшей группы.(знакомство с обобщающим понятием «посуда)

Формировать  понимание и употребление обобщающего понятия посуда.    Уточнить названия и назначение предметов посуды.    Ввести в речь детей названия предметов...

Учебно- методическое пособие. Дидактическая игра на закрепление обобщающих понятий "4-й лишний"

Дидактическая игра на закрепление обобщающих понятий .  Рекомендуется детям 4-7 лет.Цели игры:- данная игра учит группировать предметы методом исключения;- активизирует внимание;- развивает мышле...

Игры и упражнения для развития внимания, воображения, двигательной активности, обобщающих понятий и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения, которые спосообствуют развитию внимания, воображения, мышления и профилактике плоскостопия у детей....

Комплексное занятие на тему:«Знакомство с обобщающим понятием «Посуда»

Комплексное занятие на тему:«Знакомство с обобщающим понятием «Посуда» Разделы стандартов: 1) ознакомление с окружающим и социальной действительностью 2) развитие представлений о человеке в истор...