Влияние стиля воспитания на уровень агрессивности детей
консультация на тему

Пестерева Анастасия Валерьевна

Консультация для родителей на тему:
«ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stil_vospitaniya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семья особая социальная группа и культурная общность, сфера самоактуализации личности.

В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а так же в пределах одного и тог7оже поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно на них своими личностными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Определенные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Чем меньше семья, тем выше

требования психологической совместимости её членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец - сын, бабушки, дочки и т.д. Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.

Одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.

Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствуют чаще всего о серьёзных нарушениях в жизни семьи. Возможности, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.

Сделана попытка определить механизм связи между правильными позициями родителей и нормальным развитием, поведением ребенка, с одной стороны, а так же неправильными позициями родительских отношений и нарушениями в поведении детей с другой.

При исследовании проблемы выделялись также стили родительских отношений:

  • излишнее любопытство
  • снисходительное отношение к ребенку
  • чрезмерное его оберегание

Последняя позиция складывается из ряда долее частных:

  • Обращение с ребенком в таком тоне, словно он совсем маленький, то есть ему меньше лет, нежели есть на самом деле;
  • Ограничение свободы ребенка
  • Чрезмерное беспокойство о его здоровье и т.п.

Среди сложных позиций можно выделить главные типы, позволяющие объяснить различные стили воспитания родителей по отношению к детям.

В качестве основных типов выберем:

  1. Чрезмерную эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.
  2. Слишком большую концентрацию внимания на ребенка.
  3. Доминирование.
  4. Уступчивость.
  5. Эмоциональное уравновешенное отношение к ребенку.

Для уступчивости характерны такие черты поведения родителей, как мягкость, неумение или неспособность руководить детьми. Требования таких родителей немногочисленны и ненастойчивы, а их распоряжения и приказания дети редко выполняют.

В противоположность этой позиции доминирование, господство характеризуется непреклонностью родителей, тенденции к ограничениям и суровости. Дисциплина и режим диктуются, к ним ребенок приучается под угрозой наказания, которое может быть суровым и даже жестоким, внешне возможно мягким, но фактически обидным и неприятным для ребенка, но в любом случае болезненно им воспринимаемым.

При чрезмерной эмоциональной дистанции стремление родителей к контактам с ребенком не отличается достаточной интенсивностью. Слово «дистанция» употреблено для определения психической отдаленности родителей от ребенка. Родители с «дистанцией» обращены не к ребенку, а против или вне его. Их контакты в основном поверхностны, родители или равнодушны, или сдержанны в проявлении, или открыто зыражают неприязнь к своему ребенку. Контакт с ним для родителей, скорее всего, неприятен, во всяком случае, не доставляет радости и удовлетворения. Чрезмерную концентрацию внимания родителей на ребенке характеризует их стремление постоянно быть около своего дитя, существовать исключительно для него, делать все возможное, чтобы весь дом «вертелся» вокруг него. В таких случаях у отца и матери появляется потребность посвятить свою жизнь ребенку. Они требуют от него полного и частого общения, лишающего ребенка необходимой свободы. Причем родители откладывают все свои дела, как только ребенок оказывается в поле их зрения. Постоянное навязывание контактов очень часто мешает развитию активности ребенка. Родители, чрезмерно сконцентрированные на своем ребенке, склонны навязывать ему многочисленные предложения, поэтом ' ребенок находиться по постоянным «обстрелом» их помыслов и действий. Одновременно родители бдительно следят за его поведением. Эмоциональная уравновешенность родителей является необходимым условием для хорошего контакта с ребенком и обращения с ним как с формирующейся личностью.

Рассмотрим теперь, что способствует ^формированию контакта с ребенком.

Речь идет о таком подходе к детям, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. С другой стороны, это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричных и настойчивых требованиях, являющимися для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой пассивной просьбой.

Нарушение контакта с ребенком проявляется в нескольких характерных формах:

  • При чрезмерной дистанции возникает агрессивность, игнорируются потребности ребенка или мотивы его поведения.
  • При чрезмерной эмоциональной концентрации внимания к детям проявляется упорное и твердое стремление родителей корректировать поведение ребенка, держать его при себе, ограничивать социальные контакты.
  • Уступчивость не обязательно означает только подчинение родителей прихотям ребенка. Это может быть абсолютным подчинением ему всего своего существования, которое полностью зависит от требований и потребностей их ребенка. Такие родители почти перестают жить
  • собственной жизнью.

Противоположным является отношение к ребенку, когда родители принимают его, таким как он, есть, каков он есть: с его внешним видом его характером и умственными способностями. Такие родители действительно любят своего ребенка и не скрывают от него этого чувства. Контакт с ребенком для них приятен и дарит им радость и счастье. Они видят в ребенке личность достойную похвалы и одобрения. Они хорошо знают потребности ребенка. Они допускают его эмоциональную независимость.

Следует еще обратить внимание на возможность непоследовательного поведения родителей. При неправильных воспитательных позициях поведение отца и матери характеризуется наличием у них некоторой двойственности. Так, например мать, мало интересующаяся ребенком, не проявляющая заботу о нем, время от времени вдруг принимается «делать из него человека», кричит, требует дисциплинированности, запугивает, грозит выгнать из дома. Поведение такой матери свидетельствует скорее о её уклоняющейся позиции, которая периодически приближается к отвергающей.

Иная мать, также преимущественно не занимающаяся ребенком и игнорирующая его потребности, периодически, как бы вспомнив о нем, начинает рьяно опекать его, прислуживает ему, удовлетворяет все его прихоти. В этом случае двойственность возникает между уклоняющейся позицией и чрезмерно оберегающей. А общей чертой между ними является тенденция к пассивности, уступчивости по отношению к ребенку.

В противоположность вышеупомянутой позиции является позиция признания прав ребенка. Родители относятся к проявлениям активности ребенка свободно, неформально, проявляют уважение к его индивидуальности. Они готовы пояснить и обосновать свои требования или применяемое наказание. Ребенок в такой семье знает, чего от него ждут, понимает, что эти ожидания он способен оправдать.

Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в  семье  как полноправного члена,  к  правам  и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

В современной семье все прочнее укореняется демократический стиль жизни, обеспечивающий ребенку по отношению к родителям более равноправную позицию.

Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем нейтральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становиться старше, то его зависимость уменьшается, наоборот растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.

В любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекрасных человеческих проявлений - родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение отношение к людям, в целом на формирование его личности. Благодаря эмоциональной связи любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а чего не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть, человек создает свою систему ценностей. Для формирования собственного «Я» решающим фактором является взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно. Возникновение у детей  различного типа нарушений в поведении, связанных с семейной средой, свидетельствует о снижении воспитательной функции родительской семьи.

Влияние структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связано с царящим в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.

В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца к матери, к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.

При родительской позиции признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала.

Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, самоуверенным, способным разобраться в различных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние стиля воспитания матери на развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

Личностное развитие ребёнка, как известно, начинается от рождения и заканчивается после окончания школы приобритением социально - психологической самостоятельности и независимости. Самостоятельность -...

ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для родителей. Влияние  стиля воспитания одного родителя приводит к правильному взаимодействию с ребенком и оказывает на ребенка положительное воздействие. А  у другого ро...

Консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Влияние стиля воспитания в семье на поведение и личностное развитие ребенка»

Большинство современных исследований сводится к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка....

Консультации с родителями детей дошкольного возраста «Влияние стиля воспитания в семье на поведение и личностное развитие ребенка»

Консультации с родителями детей дошкольного возраста «Влияние  стиля воспитания в семье на поведение и личностное развитие ребенка»...

Статья "ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ МАТЕРИ НА САМООЦЕНКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Целью исследования явилось изучение взаимосвязи личностных особенностей, стиля воспитания матери и самооценки детей дошкольного возраста. Мы предположили, что существует связь между стилем воспи...

Консультации с родителями детей дошкольного возраста «Влияние стиля воспитания в семье на поведение и личностное развитие ребенка»

Консультации с родителями детей дошкольного возраста «Влияние стиля воспитания в семье на поведение и личностное развитие ребенка» Большинство современных исследований сводится к установлению зави...

Консультации с родителями детей старшего дошкольного возраста Составила воспитатель Новоселова Л.В. . «Влияние стиля воспитания в семье на поведение и личностное развитие ребенка»

Консультации с родителями детей старшего дошкольного возрастаСоставила воспитатель Новоселова Л.В..«Влияние  стиля воспитания в семье на поведение и личностное развитие ребенка»...