Сказка - мудрый воспитатель
консультация (младшая группа) по теме
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon_dlya_rod_skazka_mudryy_vospitatel.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
- Трудно представить мир ребенка без сказки. Детство и сказка - понятия
неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка останется с ним навсегда
как чудо, как радость, как память. - Первые сказки для самых маленьких близки к реальности. Например, в
сказках «Курочка Ряба» и «Репка» описываемые ситуации реалистичны -
курочка снесла яичко, дед посадил репу. Нереально то, что животные
говорят человеческим голосом, поступают как люди. Сказка открывается
малышу через познание человека. Этим и замечательны первые сказки для
маленьких, что в основе их лежат бытовые сюжеты. - По сравнению с потешками, песенками, прибаутками сказки более
объемные произведения. Для восприятия и понимания их требуется более
широкая ориентировка в окружающем, так как в них действуют 3-5
персонажей, происходит смена их действий и т.п. Ребенок должен быть
подготовлен к восприятию сюжета даже самой простой сказки, т.е. что-то
ему должно быть уже частично знакомо. Начальное, предварительное
звено при ознакомлении с первыми сказками - потешки. - Знакомя ребенка со сказкой, взрослый должен задуматься: что же лежит в
основе ее содержания, с какой целью она создана первым автором ( чему-то
научить, удивить или позабавить). Должен понять, благодаря каким
ценностным ориентациям эта сказка представляет интерес и для
современного ребенка. - Фольклористы выделяют три разновидности сказок: бытовые, волшебные и
сказки о животных.
Бытовые - уже само название говорит, что посвящены они житейской тематике, что в основе их содержания - семейные или социально-бытовые отношения людей, животных. Действие обычно происходит в избе, на огороде, в деревне, в поле, в лесу. Именно в бытовой сказке и начинается ознакомление самых маленьких детей с этим жанром. «Репка», «Курочка Ряба» и др.
Волшебные (чудесные) сказки. Изобилуют чудесами, различными превращениями и носят волшебно - приключенческий характер. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. Как правило, волшебные сказки еще недоступны для восприятия детей раннего возраста.
- Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного
жанра, потому что главные герои - звери и птицы — наделены человеческими
чертами и действуют как люди. Произведения для самых маленьких и
составляют в основном именно эту разновидность сказки ( «Колобок»,
«Теремок», «Маша и медведь» и др). - Знакомя детей с первыми сказками, воспитатель акцентирует внимание на
добрых чувствах, на воспитании гуманного отношения к окружающей
действительности. - Сказка должна преподносится в светлых гонах. Ребенка нельзя сталкивать
с безысходностью, с непреодолимой несправедливостью, у него не должно
возникать чувство страха и подавленности. Можно ли радоваться, что мышка
разбила золотое яичко, лиса съела колобка, а медведь раздавил теремок?
Но педагог может выйти из этих щекотливых ситуаций, подчеркнув: курочка, принес деду и бабе яичко, звери построят домик еще крепче и краше и т.д.
- Сказка должна нести ребенку радостное, оптимистическое восприятие
мира. А мастерство педагога- это умение раскрывать произведение так, чтобы
свет и тепло его озарили сердце ребенка. Чтобы сказка готовила ребенка к
жизни, воспитывала добрые чувства, побеждала к положительным поступкам,
действиям. - Содержание первых сказок направлено именно на пробуждение первых
проявлений сочувствия, сопереживания душевному и физическому
состоянию героя или др. персонажам. Это обнаруживается в строчках,
подчеркивающих, например физическое напряжение «тянут-потянут,
вытянуть не могут» («Репка»), или просьбу - «пустите меня к себе»
(«Теремок»), или печаль и слезы - «дед плачет, бабка плачет», или прямую
угрозу - «Я тебя съем» («Колобок») или нежность и заботливость -«козлятушки - ребятушки, отопритеся отворитеся».
Вся палитра человеческих отношений раскрывается перед ребенком в доступном содержании первых народных сказок.
Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Постепенно, по законам красоты откроется перед ними притягательная сила народного слова, элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному искусству, а вместе с тем привязанности к родному дому. Эти цели будут достижимы, если мы будем выбирать приемы адекватные возрастным возможностям малышей. Мы должны чувствовать каждого ребенка и вести занятие так, как будто обращаемся именно к нему, взаимодействуем именно с ним, потому что только так воспринимает ребенок взрослого. Работая с детьми по фольклорной тематике не надо забывать об общих дидактических принципах - активности, посильной самостоятельности, наглядности. Яркость, красочность, театрализованность, ширмы, сюрпризы, секреты - все это необходимо, так как эмоционально и художественно обогащают детей. Наглядность помогает войти в игровое взаимодействие со взрослым, взять какую-либо роль -козленка, котенка или мышонка.
Но и нельзя чрезмерно увлекаться яркостью наглядных средств, т.к. дети наблюдая за лицедействующим воспитателем исполняют роль зрителя. Зрелищность может подавить речь. А ребенок должен пережить ситуацию, вжиться в нее, понять. Вот тогда и пойдет речь, т.к. есть что сказать, появляется потребность выразить себя в слове.
И так народная сказка оказывает не только воспитательное влияние, но и способствует развитию разговорной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Сказка мудрого кота «Приключенье Колобка»
Цель: стимулировать речевую активность. Развивать слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, артикуляционную, общую и мелкую моторику. Вызывать положительные эмоции от общения со сказочным...
Выпускной в детском саду, Сказка "Мудрый портфель".
Сценка для выпускного по мотивам сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". Петя Леньтяйкин не желал учиться. Однажды он поймал Золотую рыбку, которую попросил о том, чтобы не учиться в школе, но у...
Четыре заповеди мудрого воспитателя
Ребенка нужно не просто любить (этого мало!). Его нужно уважать и видеть в нем личность! Не забывайте также о том, что воспитание - процесс «долгоиграющий», а значит, и мгновенных результатов жд...
консультация для родителей "Сказка - верный друг и мудрый воспитатель"
В консультации раскрывается значение сказки для воспитания ребенка....
Сказки мудрого кота. Приключения колобка.
Театрализованное развлечение...
Театрализованное представление для дошкольников : Сказка мудрого кота "Приключение Колобка"
Театрализованное представление для детей среднего дошкольного возраста.Дети являются активными участниками действия на сцене.Сказка учит детей сочувствовать и сопереживать персонажам, приходить к ним ...
Эвенкийская сказка. «Сказки Мудрого дуба - сказочника».
Театрализация эвенкийской сказки в подготовительной группе "Сказки Мудрого дуба - сказочника"....
Комментарии
Сказка - мудрый воспитатель
Очень интересная информация, возьму себе на заметку.
Спасибо было интересно
Спасибо было интересно прочитать!