Русский народный фольклор
консультация (младшая группа) по теме
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon_dlya_rod_russkiy_narodnyy_folklor.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
С чего начинается Родина? А родина начинается раньше, чем, «с картинки в твоем букваре», Родина начинается « с той песни, что пела нам мать», склонившись над колыбелью.
С колыбельных песен начинается русский фольклор, что в буквальном смысле слова обозначает народная мудрость. Русский фольклор многообразен. Песни, пословицы, загадки, частушки, потешки, прибаутки, пестушки, а также дразнилки, поддевки - все это коллективное творчество народа. Они бережно передаются из уст в уста, от родителей к детям. Это говорит об огромной любви нашего народа к Родине, уважение к ее традициям, обрядам.
Запомнили ли мы колыбельные песни, что в детстве пела нам мать? Что мы знаем из того, что веками создавал народ? Что знают наши дети? Когда впервые зазвучали колыбельные песни? Баю, баюшки баю. А я песенку пою ....
И кажется нам эта песня извечной и бесконечной. Как и тогда в старину, наша современница, склоняясь над своим ребенком, поет, обещая сварить кашку с маслицем, котика- кота пригласить, только спи, засыпай.
Круг колыбельных песен не широк. Новые возникают редко. Дети в детском саду поют песенки, подражая нам, взрослым, убаюкивая своих «детей». Какие же песенки они поют? Баю-баюшки-баю. Не ложися на краю,
Придет серенький волчок И утащит за бочок. Баю-бай, баю, бай, Ты, собачка, не лай. Белолоба, не скули Нашу Таню не буди.
Купив ребенку новую куклу, поиграв с ней, накормив, уложите ее спать, ласково поглаживая и напевая ей колыбельную, и ваш ребенок, подражая вам, обязательно будет петь нежную мелодию колыбельной песенки.
Первыми песенками после колыбельных были частушки, потешки. Их цель: взбодрить, развеселить ребенка. Кроме того, они помогают ребенку физически окрепнуть, сопровождая его движения. Содержание их шуточное, доброе. Только ребенок проснулся, его поглаживают, приговаривая: Потягунюшки - потягунюшки, Поперек толстунюшки, В ноженьки ходунюшки, В рученьки хватунюшки, В роток говорок В голову разумок.
Другие потешки помогают крепнуть ножкам: А дыбы-дыбы-дыбок Скоро Нюшеньке годок. Ребенок ставят на ножки, побуждая попрыгать.
Потешки не только развлекают, но и побуждают к действию. Как и в колыбельных песнях в потешках преподаются уроки нравственности. Ты каши не варил, воду не носил Тебе нет ничего и др.
Дети с удовольствием повторяют, подговаривают потешки, помогая руками, головой.
Более сложными являются прибаутки. Прибаутки - несложные потешки, связанные с игрой. По содержанию они близки к сказкам о животных. Строятся по цепному принципу: Кисонька-мурысонька, где была? У бабушки'? Что ела'? Оладушки. Принесла ли мне?...
В детской литературе много подобных прибауток, простых по содержанию, доступных детям. Задача прибауток - занимать, веселить слушателей. Вместе с ним они имеют серьезное значение в расширении представлений об окружающем мире.
Из глубины веков льется музыкальный и многоцветный, веселый и добрый ручеек детского фольклора. Детский фольклор - явление сложное. Одну часть ее составляют произведения, созданные взрослыми. Это колыбельные песни и потешки. Другие формы бытовал ись в древности во взрослой среде и использовались с самыми разными целями. Это заклички, считалки, загадки и т.д. Часть этих произведений перешла в детский репертуар, утратив свою роль и становясь, как правило, игрой. Много всяких закличек, которые произносят дети:
Дождик, дождик, поливай
Будет хлеба урожай.
Дождик, дождик, припусти
Дай капусте подрасти.
Л народные сказки являются мудрым воспитателем ребенка, не для забавы созданы народные сказки. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает им в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение.
Сказка - устное народное произведение, возникшее в устах талантливых сказителей в непосредственном общении рассказчика со слушателями, и название она получила от слова «сказывать». В устной речи сказка звучит убедительнее, чем чтение по книге, поэтому сказку следует рассказывать, а не читать. Во время рассказывания большую роль играет облик самого рассказчика, его мимика, жесты, непосредственное общение со слушателями, а также и ответная реакция аудитории.
Содержание сказок для детей разнообразно. В русском фольклоре имеется большое количество волшебных сказок, бытовых, сказок о животных. Особенностью содержания русской народной сказки является ее оптимизм - в сказке почти всегда добро побеждает, а зло наказывается. Поэтому общий тон сказки жизнерадостный, бодрый.
Изумителен по меткости и красоте язык народной сказки. Язык простой, меткий, лаконичный, каждое слово на месте, лишнего ничего нет. Например, в сказке «Репка» рассказывается; «Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут - потянут, вытянуть не могут». Слов здесь мало, а действия рисуются убедительно, и вся сказка является единым художественным произведением.
В сказке «Колобок» медведь, волк и заяц при встрече с колобком говорят одни и те же слова «Колобок, колобок, я тебя съем!» И только оттенками интонаций рассказчик рисует и неуклюжего большого медведя, и быстрого, грубого волка, и робкого, слабого зайчика.
Сказку следует рассказывать в подлиннике, не искажая текста свободным пересказом ( имеются в виду небольшие по объему сказки «Репка», «Курочка Ряба» и т.д.)
Почти во всех сказках присутствуют повторность действий, наличие песенок, диалог. Сказка любит число три, сказочные повторы не механические. Незаметно происходит нарастание, которое в третьем повторе достигает своего высшего напряжения, являясь кульминационным моментом развития действия. И это нравится детям.
Сказка дает своим героям меткие прозвища, которые так нравятся детям: лисичка - сестричка, мышка - норушка, кот-ворокот и т.д.
Сказка, созданная в давние времена живет до сих пор, увлекая детей и содержанием, и художественной формой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл календарно-обрядовых праздников по русскому народному фольклору
Как проводить календарно-обрядовые праздники, включая песни, игры, хороводы....
Конспект игрового развлечения по развитию речи и лепке с использованием русского народного фольклора в первой младшей группе на тему: <<Колобок>>
Конспект игрового развлечения по развитию речи и лепке...
Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Снеговики в гостях у ребят>>
Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Cнеговики в гостях у ребят>>...
Развлечение по русскому народному фольклору в подготовительной группе: «Бабушки- Загадушки».
Развлечение по русскому народному фольклору в подготовительной группе...
«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
В работе с детьми младшего дошкольного возраста потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через элементарное музицирование в условиях ознакомления с русским народным фольклором
Стендовый доклад...
сценарий музыкального развлечения для старших дошкольников "Праздник русской берёзки" с использованием русско- народного фольклора
"Праздник русской берёзки" приурочен к празднованию дня Святой Троицы. Этот праздник имеет на Руси древние корни, гармонично воссоединяет в себе традиции христианства и язычества. Цель развлечения поз...