Консультация для родителей и педагогов: «Психологическая защита детей дошкольного возраста»
консультация по теме

Чепрасова Людмила Викторовна

 

Консультация для родителей и педагогов:

«Психологическая защита детей дошкольного возраста»

 

Педагог-психолог  Чепрасова Л.В.

 

Условия, при которых у ребенка дошкольного возраста включается психологическая защита:

  1. Напряженность отношений с родителями, особенно когда имеет место скрытое эмоциональное отвержение ребенка. Недостаток эмоционального тепла со стороны родителей порождает душевный конфликт у ребенка.

 

  1. Невозможность защитить себя, недостаток положительного отношения к себе и ощущения себя как хорошего, достойного.

 

 

  1. Неадекватное отношение значимых людей к внешности ребенка (подчеркивание недостатков). Необходимо помнить, что психологическая защита — это не детская вредность и возникает она помимо воли ребенка в ситуациях, когда он не может взять себя руки. Огорчающее родителей и педагогов поведение ребенка является свидетельством нерационального стеснения его желаний, принуждения его или просто плохом самочувствия. Сталкиваясь с выражениями психологической защиты у детей, необходимо не огорчаться и раздражаться, а проявлять терпение и понимание. У детей дошкольного возраста выделяют следующие психологические защиты: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и формирование реакции.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов:

«Психологическая защита детей дошкольного возраста»

Педагог-психолог  Чепрасова Л.В.

Условия, при которых у ребенка дошкольного возраста включается психологическая защита:

  1. Напряженность отношений с родителями, особенно когда имеет место скрытое эмоциональное отвержение ребенка. Недостаток эмоционального тепла со стороны родителей порождает душевный конфликт у ребенка.

  1. Невозможность защитить себя, недостаток положительного отношения к себе и ощущения себя как хорошего, достойного.

  1. Неадекватное отношение значимых людей к внешности ребенка (подчеркивание недостатков). Необходимо помнить, что психологическая защита — это не детская вредность и возникает она помимо воли ребенка в ситуациях, когда он не может взять себя руки. Огорчающее родителей и педагогов поведение ребенка является свидетельством нерационального стеснения его желаний, принуждения его или просто плохом самочувствия. Сталкиваясь с выражениями психологической защиты у детей, необходимо не огорчаться и раздражаться, а проявлять терпение и понимание. У детей дошкольного возраста выделяют следующие психологические защиты: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и формирование реакции.

Поведенческие особенности детей дошкольного возраста, которые характерны для той или иной психологической защиты:

  1.  Отрицание. Стремление быть в центре внимания манера перебивать взрослых при разговоре, легкость в восприятии критики и замечаний, излишне уверенная манера держаться.

  2.  Вытеснение. Избегание проблемных ситуаций и связанных с ними стимулов, невозмутимость при виде несчастий, отрицание страхов, избирательность памяти (запоминаются только удобные дли себя слова и обстоятельства). Эта психологическая защита проявляется в забывании (например, когда ребенку плохо в детском саду, он может не помнить, как провел день, чему учили его на занятиях). Вытесняя ситуацию, где ребенок испытывал дискомфорт, дошкольник вместе с тем вытесняет и всю информацию, полученную в это время.

Поэтому так необходимо для ребенка дошкольного возраста создание психологически комфортной обстановки в ситуациях, когда хотим ребенка чему-то научить,

   3. Регрессия. В силу личностной незрелости дети дошкольного возраста возвращаются к более ранним «детским» манерам в поведении. Такое поведение часто является характерным для детей при сибсконфликте. Дети до 3 лет могут утрачивать навыки ходьбы, речи, регуляцию мочеиспускания и т. д.  Характерна плаксивость, несамостоятельность, чрезмерная зависимость от взрослых.

   4.  Компенсация. Слабость и неуспехи в одной области {например, во взаимоотношениях со сверстниками)  ребенок стремится восполнить в другой (лучше всех занимается не занятиях). Ориентация на преодоление трудностей, особое усердие в том случае, если значимый взрослый высказывает сомнение в способностях дошкольника. Стремление производить надлежащее впечатление.

   5. Проекция. Обидчивость, подозрительность, враждебность,  ревнивость (особенно  к  сверстникам, которые в чем-то превосходят ребенка). Приписывание другим детям собственных, не признаваемых отрицательных качеств («Он ябеда»).

    6.Замещение. Совершение ребенком разрушительных действий в состоянии гнева, срывание злости на слабом, увлечение военизированными играми и (  фильмами, боевыми видами спорта.  

   7. Интеллектуализация. Несвойственные дошкольному возрасту взрослые рассуждения, эмоциональная сдержанность. Дети  превращаются  в «маленьких взрослых», рассуждая словами взрослых о взрослых проблемах.

ПАМЯТКА  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

ПРИ  СТОЛКНОВЕНИИ

С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАЩИТАМИ У ДЕТЕЙ

  • Запаситесь терпением.

  • Ищите и отмечайте у ребенка положительные моменты в поведении.

  • Не задавайте ребенку вопросы, ответы на которые вы знаете сами.

  • Не отвечайте на вопросы, которые ребенок задавал не вам.

  • Предлагайте ребенку такую ответственность, которая соизмерима с его   возможностями.

  • Проявляйте чувствительность к тому, что беспокоит и волнует ребенка.

  • Признавайте собственную слабость, тем самым предоставляя ребенку возможность быть не только слабым, но и сильным.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста.Какие нарушения осанки бывают.Примерный комплекс упражнений  для профилактики  осанки у детей 4-7 летнего возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные, ша...

Консультация для родителей "Гигиена одежды и обуви детей дошкольного возраста"

Консультация содержит сведения о гигиенических свойствах одежды и о требованиях, которые предъявляются к детской одежде и обуви. Затрагивается вопрос, в чем должен быть одет  ребенок и какую...

Консультация для родителей на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"....

Консультация для педагогов «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста»

Цель: систематизировать знания педагогов о психологических особенностях развития детей дошкольного возраста....