Информация для родителей "Забавляет и развлекает"
методическая разработка по теме
Как с помощью любимых игрушек развить и укрепить умение ребенка управлять карандашом, фломастером или мелком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Как с помощью любимых игрушек развить и укрепить умение ребенка управлять карандашом, фломастером или мелком
Специалисты считают, что ребенку важно научиться управлять своими руками. Это одно из важнейших условий развития детской психики.
На втором году жизни малыш начинает проявлять интерес к процессу «рисования». Завладев листом бумаги, он покрывает его разнообразными каракулями.
На третьем году жизни ребенок уже хорошо ориентируется на листе бумаги, понимает, когда взрослый попросит: «Веди линию поперек», «Веди линию вдоль», «А теперь – сверху вниз». Малыш старается «доработать» свои штрихи и повторить их. Кроха делает успешные попытки проводить различные линии, имея перед глазами четкий образец. Если к концу третьего года жизни малыш научиться правильно держать фломастер, карандаш или мелок, он может освоить несколько упражнений.
- Выполнять штрихи или последовательно проводить довольно четкие прямые горизонтальные и вертикальные линии.
- Изображать круг размашистым круговым движением, замыкая кривую линию, и вместе с тем довольно точно обводить круг, нарисованный взрослым.
- Ставить на бумаге точки «без хвостиков».
- Рисовать крестик, то есть последовательно провести горизонтальную и вертикальную черту (одну поперек другой).
- Проводить короткие прямые черточки в разных направлениях и пересечениях, например знак равенства, или «галочку».
- Рисовать человека (головонога), фигура которого состоит из круга и палочек в виде ручек и ножек, без туловища.
Освоить пространство белого листа – дело для малыша нелегкое. Именно теперь родители получают уникальную возможность помочь своему чаду в развитии мелкой моторики и координации движений рук. У такой работы есть два направления: вглубь и вширь. Первое означает, что малыш должен освоить движения основного рода – рисовальные. Без них невозможна полноценная изобретательная деятельность растущей творческой личности. Выражение «вширь» подразумевает, что ребенок научиться манипулировать с любимыми игрушками, чтобы потом переключиться на работу с фломастером, карандашом, мелком или кистью. Именно с помощью игрушек возможно провести своеобразную адаптацию руки ребенка к письменным упражнениям. И это неудивительно. Ведь игра помогает человеческому организму расти и совершенствоваться. Развивающие игры можно сравнить с витаминами роста, которые в раннем детстве следует принимать систематически. Это поможет малышу осваивать технику рисования и письма.
Нас интересует не развитие ловкости пальчиков вообще. Речь идет о взаимодействии большого, указательного и среднего пальцев, а также о подвижности кисти руки (запястья). От их выносливости и послушания зависит, например, то, насколько полно человек сможет выразить свое восприятие мира в рисунках, записях, поделках. Вот почему зону действия трех ведущих пальчиков принято называть «социальной зоной» руки.
Игра на пользу
Как же приучить маленькие неловкие пальчики к слаженными движениям? Поиграем!
Ручка – вверх, ручка – вниз!
Игрушка, весело кружись!
Такой приказ можно отдать только юле. Именно она призвана стимулировать сенсорные способности малыша. В первую очередь речь идет о зрительном восприятии. Несколько раз подняв и опустив ручку юлы-непоседы, мы наблюдаем чудесные превращения. По краю юлы бегут разноцветные полоски, сливаясь в одну широкую сплошную цветную ленту и перекатываются разноцветные шарики.
Семейство этих «танцующих» игрушек так велико, что способно радовать кроху уже с ползункового возраста. Для годовалых малышей следует выбирать юлу, подвижный стержень которой имеет удлиненную ручку. Такой держатель кроха может захватить всеми кончиками вытянутых пальчиков, равномерно распределив их по округлой поверхности ручки. Этот захват называется «куриная лапка». Для того чтобы раскрутить юлу, придется цепко удерживать пальчиками ее ручку, неоднократно, быстро и с достаточным усилием опуская ее сначала вниз, а затем – поднимая вверх. Если силовые тренировки прошли успешно, пора делать следующий шаг. Теперь малыш должен будет управлять держателем не всеми пальчиками, а лишь тремя (большим, указательным и средним). Такое «содружество» называют «щипковым» захватом. Это прекрасная подготовка к работе с любым пишущим предметом.
Ложечка – за маму, ложечка – за папу!
Сели зайчики за стол, быстро вымыв лапы.
Кормить с ложечки зверюшек и кукол – и большое удовольствие, и очень ответственное дело. Усадите любимые игрушки малыша вокруг столика (его роль исполнит кубик). Покажите, как палочка-половником (им может стать небольшой карандашик) следует помешивать суп или кашу в кастрюльке. При этом вы совершаете вращательные движения кистью руки. Поначалу верхний кончик карандаша скрывается в ладошке ребенка, удерживающего его несколькими вытянутыми пальчиками сразу (захват «куриная лапка»). Часто выступая в роли кулинара, кроха станет все совершеннее использовать инструмент « для помешивания». Если кончик палочки или карандаша не будет упираться в ладонь, пальчики обхватят инструмент в его средней части, что гораздо удобнее. Точно так же, удерживая палочку или ложечку с округлой ручкой, малыш станет набирать из кастрюльки еду и поносить ее мишке и кукле. Затем процесс кормления гостей необходимо усложнить. Взяв руку ребенка с палочкой или ложечкой в сою, помогите крохе обхватить ее в средней части только тремя пальчиками руки. Не забывайте следить за тем, чтобы кончик «орудия» лежал поверх детской руки, а не прятался в ладони малыши.
Дили-дон! Дили-дон!
Зазвонил наш телефон!
Аппарат с крутящимся диском может быть как игрушечным, так и настоящим. Набирать номер на диске телефона удобно указательным пальчиком, но можно попробовать в работе и другие пальчики. Главное – приобщать к делу обе руки попеременно. Крутить диск можно, набирая на нем те цифры, которые записаны на карточках у игрушечных посетителях. Со временем изобразите на карточках длинные номера из нескольких цифр.
Где же музыка, друзья?
Может быть, сыграю я?
Конечно нужно сыграть! Принаряженные куклы и зверята уже собрались на праздник! Попросите малыша принести барабанчик с палочками, трещотку, шарманку, гусли, балалайку (все, что есть у вас дома). Все они хорошо развивают «социальную зону» руки. Чем совершеннее движения пальцев и кисти, тем увереннее владеет музыкант своими инструментами. Барабан, трещотка, шарманка стимулируют развитие сгибательных, разгибательных и круговых движений кисти, а струнные развивают подвижность ведущих пальцев руки.
Раз – грибок! Два – грибок!
Вытащил я, сколько мог!
Яркие разноцветные «грибочки» с крупными круглыми шляпками (годятся также квадратные и треугольные) и палочками-ножками, входящими в крупные отверстия на специальном планшете. Все это детали мозаики, которую особенно любят дети. Конструируя с малышом цветные дорожки и выполняя первые узоры из элементов мозаики, покажите ребенку, как можно вставлять детали в отверстия и вытаскивать их пальчиками обеих рук, сначала попеременно, а затем – одновременно. Действуя двумя руками, можно прокручивать шляпки деталей, «угнездившихся» в отверстиях, не вынимая их оттуда, как по часовой стрелке, так и против нее. Вынимать (вытаскивать) элементы мозаики необходимо приучиться кончиками трех пальцев («щепотью»), а затем и двух пальцев (большого и указательного) – «пинцетным захватом».
Юркий волчок, расписной бочок!
Деревянная ножка, покрутись немножко!
Освоить «щипковый» захват необходимо и для того, чтобы раскручивать небольшой деревянный волчок. Нарисованные на нем разноцветные полоски-спирали, точки и другие узоры, словно по волшебству, сливаются в сплошные разноцветные линии, наподобие расписной юбочки. Чтобы заставить волчок кружиться, надо взяться за «головку» игрушки тремя пальчиками и сделать резкое круговое движение пальцами и кистью руки по часовой стрелке или против нее. Потом можно усложнить игру, запустив сразу два волчка одновременно правой и левой рукой (синхронная работа обеих рук положительно влияет на работу двух полушарий головного мозга). Малыши могут принимать активное участие в игре, ассистируя старшим.
Куры, куры, клюйте дружно!
Торопиться всем вам нужно!
Дружно стучать носиками, «склевывая пшено», расписные деревянные курочки и петушок станут лишь в том случае, если круглую подставочку-лужайку, на которой они находятся, привести в движение по кругу. Для этого у деревянной игрушки есть удобная ручка-держатель. А от каждой птички через отверстия на подставочке проведены нити, соединяющиеся подвешенными под лужайкой деревянным шариком-грузиком.
Эта игрушка имеет свою «хитринку». Добиться долгого и ритмичного постукивания птичьих носиков о подставочку можно лишь в том случае, если приводить игрушку в движение круговым движением только кисти руки, тогда как локтевая часть руки и предплечье остаются в относительном покое. Именно эта трудность делает курочек на лужайке настоящим тренажером, разрабатывающим запястье. Такие тренировки еще пригодятся во время постижения азов чистописания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованное занятие с детьми в группе ранней социализации «Потешка развивает и развлекает малыша».
Театрализованное занятие с детьми в группе ранней социализации «Потешка развивает и развлекает малыша»....
эссэ Развивать или развлекать?
В эссе автор пытается , анализируя собственный опыт , освятить актуальную на сегодняшний день проблему стоящуюю перед каждым музыкальным руководителем....
Развлекайся и рисуй!
Нетрадиционные методы рисования...
"Мама, папа ты играй, и весну нам развлекай"
Музыкально-спортивное развлечение совместно с родителями....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ « Игра для ребенка не значит развлекаться»
Игра – это важное средство познания, освоения окружающего мира и осознание, утверждение себя в мире. В старшем дошкольном возрасте игра остается той деятельностью, которая ведет за собой все развитие ...
Развлекательно-игровое мероприятие "Развлекаем наших мам"
Предлагаю вашему вниманию сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвященного 8 марта. Этот праздник закрепляет семейные устои, поддерживает традиции бережного о...
Понятия «информация» и «научная информация». Требования, предъявляемые к научной информации. Классификация научной информации. Свойства информации
В данной презентации Вы можете ознакомится с такой темой как. "Понятия «информация» и «научная информация». Требования, предъявляемые к научной информации. Классификация научной информации. Свойства и...