КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ « Игра для ребенка не значит развлекаться»
консультация на тему
Игра – это важное средство познания, освоения окружающего мира и осознание, утверждение себя в мире. В старшем дошкольном возрасте игра остается той деятельностью, которая ведет за собой все развитие ребенка. Главный признак настоящей игры – самостоятельный выбор и развитие сюжета, свободный переход от одного сюжета к другому. Направлять игру могут идеи из жизни, книг, видео и ненавязчивые подсказки взрослых. Детская свободная игра может быть невероятно разнообразной, но при этом ее можно привести к трем видам: ролевая, режиссерская и игра-драматизация.
Ролевая игра предполагает, что главную действующую роль берет на себя ребенок (или дети). Ребенок действует, как будто бы он взрослый. В игре могут принимать участие и куклы, но как «вспомогательные» персонажи. Играя, ребенок познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разном качестве, в разных ролях, принимая разные позиции и взгляды, но при этом оставаясь собой.
Совсем другой вид игры – режиссерские игры, т.е. игры на ковре или на столе с маленькими куколками, животными и машинками, и тут ребенок уже не участник, а режиссер развивающихся событий. После четырех лет у многих детей подобные игры на время уходят на второй план, уступая место ролевым. Но около шести лет снова возвращаются с удивительными подробностями. Дети с увлечением разыгрывают собственные сочиненные истории. Появляются и вариации на тему сказок или сюжетов фильмов.
Особый вид сюжетной игры – это игры-драматизации. В этом случае сюжет заимствован из сказок, историй, и теле- и видеосценариев. На первый план выступает стремление воспроизводить известный сюжет в точности, не отступая от него и не допуская вариаций. У 6-летних детей драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей. Итак, это период наивысшего расцвета сюжетных игр, для которых, естественно, нужны определенные игрушки.
Современные игрушки для ролевых игр.
В ролевой игре ребенок осваивает смыслы человеческой жизни и отношения между людьми. А значит главные игрушки дошкольника – человеческие образы, т.е. куклы и соответствующие им атрибуты. У мальчика, так же, как и у девочки, должны быть куклы, потому что любой ребенок – это, прежде всего, человек. Кукла помогает малышу в определении себя, познании и понимании, в преодолении своих страхов. Мальчику нужна кукла-мальчик, а девочке – девочка, и, конечно, хорошо, если у ребенка есть и куклы противоположного пола. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: усваивая мир человеческих отношений и представлений, он отражает свой опыт, строит и осознает самого себя. В этом возрасте игра выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, проигрывают сюжеты известных сказок. В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Выбор «хорошей» куклы – задача довольно сложная. Лучше, если это куклы с обликом ребенка дошкольного возраста, а не взрослого или подростка. Кукла может быть изготовлена из резины или различного качества пластмассы, тогда ее можно купать. Мягкая тряпичная кукла (лучше, если она набита овечьей шерстью) тоже может купаться, только дольше обсыхает. Для кукол необходимо свое кукольное хозяйство – такое по количеству, размеру и ассортименту, с которым ваш ребенок в состоянии справиться. Кровать, уютная удобная коляска и удобное в использовании постельное белье для каждой куклы. Обязательно нужна кукольная одежда по сезону, чтобы игрушечный ребенок не замерз на улице, и его можно было взять на прогулку или к врачу. Застежки помогают развитию мелкой моторики, но при этом по степени сложности для ребенка они не должны быть слишком трудны. Необходима также посуда: тарелки, чашки, ложки, кастрюльки и сковородки. В пять лет тарелками-кастрюльками дети делают песочные формочки, ореховые скорлупки и маленькие корзиночки, а ложками-поварешками – палочки и карандаши. После шести лет дети нуждаются для игры в более реалистичной, разнообразной и специализированной посуде – как у взрослых. Но это не значит, что необходимо покупать настоящий электрический миксер. Не лишайте малыша возможности самому вообразить, как включается мотор и переключаются скорости, озвучить замешивание густого теста для пирога или жидкого – для омлета. Кроме кукол для ролевых игр пригодятся наборы «Доктор», «Парикмахер» и тому подобные. Атрибуты костюмов (накидки, головные уборы и пр.) помогают ребенку обозначить роль.
В качестве строительного материала для разных сооружений лучше приобрести 1-2 ширмы, прочный деревянный детский стол, пару стульев и пару длинных, хорошо отшлифованных досок (шириной 9-12 см) для строительства мостов и перекрытий. Несколько слов о транспорте. Конечно, машинки необходимы для игры как средства перевозки. Но не всякая машинка годится для игры. Ребенок получает взрослую «игрушку», от которой он зависит. Не от его действия зависит ее «жизнь», а, наоборот, от ее действия зависит его настроение. Ведь все уже готово, нажал на кнопку и поехал, не прикладывая никаких усилий к передвижению.
Не менее важен подбор игрушек для режиссерской игры. Нужно 5-6 маленьких кукол (высотой 8-15 см) – мужские, женские и детские образы. Хорошо, если они составляют семью. Они должны быть достаточно устойчивы, пропорциональны и не слишком детализированы, чтобы у ребенка осталось больше возможностей для развития фантазии. Можно приобрести прочный кукольный дом с семьей, набором мебели и посуды. Пригодятся также домашние и дикие животные – медведь, волк, лиса, зайчик, лошадка, собака и др. Желательно, чтобы они были соразмерны между собой и с человеческими персонажами. Очень важно, чтобы фигуры животных отражали их реальный облик, а не очеловеченный (на задних лапах, в штанах и рубахах). Будучи реалистичными, игрушки не должны быть слишком подробными, детализированными. Для развития воображения необходимо и достаточно, если выделены характерные признаки того или иного персонажа: у ребенка – детские пропорции и прическа, у зайца – уши, у медведя – большое косматое неуклюжее тело и маленькая голова.
Нужны 2-3 простые машины (подъемный кран, большегрузный самосвал и пр.), большие и прочные. Хорошо, если они могли бы достраиваться и приобретать черты той или иной модели. Поезд (паровоз с открытыми вагонами) тоже должен быть приспособлен для размещения пассажиров и груза. Изобилие узкоспециализированных механизмов нежелательно не только из соображений экономии места. Не стоит лишать возможности проявлять и развивать практическую смекалку – из простого автомобиля конструировать всякий раз такую машину, которая бы полностью отвечала замыслу. Такое конструирование по собственному замыслу из некой условной основы на колесах с использованием разных подручных средств – это очень важный мыслительный и волевой процесс. Для начала нужно вспомнить или представить конечное изделие. Затем придумать, из чего будут изготовлены те и другие детали (например, ковш – шкатулка с крышкой, стрела крана – палка-рогатина со шнуром, рекламный щит – мозаика и т.д.). Далее решить техническую задачу – как детали будут крепиться и, что самое главное, как сделать так, чтобы все было прочным и надежно работало.
Конструированием является и сооружение места действия персонажей. Дети очень охотно сооружают целые города. Для изготовления домов и дворцов, мостов и тоннелей, автозаправочная станция и кафе хорошо подходят крупноблочные деревянные конструкторы. При выборе конструктора обратите внимание, чтобы в комплект наряду с кубиками входили длинные блоки, тонкие и длинные дощечки-перекрытия, колонны и шпили. Лучше, если детали будут неокрашенными, естественного древесного цвета. Готовые сооружения, построенные из одноцветного конструктора, зрительно воспринимаются более цельными, нежели постройки, созданные из разноцветных деталей, тем более что цвет не является определяющим в строительстве, гораздо важнее функциональность и целостность.
Для игры-драматизации используются, как правило, те же игрушки, что и в режиссерской и ролевой игре. Правда, бывает необходим какой-то специальный аксессуар, например, печка для сказки «Гуси-лебеди», нос и колпачок для Буратино или какого-то особого вида одежда. Самым ценным качеством игрушек и игровых материалов для этого возраста можно считать открытость для превращений и разнообразного использования. Превращение одних предметов в другие, одного образа в другой – важнейший этап развития не только воображения, но и мышления в дошкольном возрасте. Если взрослые не мешают, то дети охотно и очень изобретательно используют все, что не является собственно игрушками, – палки, коряги, камни, лоскуты ткани и пр. Кубик может стать мылом при купании куклы, пирожным на ее дне рождения, телефоном, скамеечкой и пр. Кусок ткани – халатом врача, травянистой лужайкой, дремучим лесом, заплечной сумкой, стеной дома, подгузником или одеялом. Столы, стулья и ширмы, покрывала, лоскутки, коряги и чурбачки дают необъятные возможности для конструирования в большом и малом объеме. Желательно, чтобы в его хозяйстве были лоскуты, подушки, коряги, шишки, каштаны, желуди, камушки. Все это может храниться в корзинах и коробочках. Несомненным достоинством этих материалов является то, что они оставляют простор для детского воображения и открыты для всевозможных превращений. И это самое главное. Игрушка не должна быть предметом обладания или гордости перед другими. Это, прежде всего, предмет игры, и свою ценность она приобретает в процессе действия с ней, в результате вложения фантазии и переживаний самого ребенка.
Итак, для сюжетной игры пятилетних детей нужны следующие игрушки: 1-2 куклы (мальчик /девочка) 30-40 см с сезонной одеждой; кровать и коляска с бельем, посуда; прочный кукольный дом с куколками 8-15 см, мебелью и посудой; 2-3 больших машины, поезд с открытыми вагонами; маленькие фигурки домашних и диких животных; конструктор блочный типа «Архитектор»; ролевые наборы «Доктор», «Парикмахер» и т.п.; 1-2 ширмы, лоскуты ткани для крупного строительства; лоскуты однотонных тканей разных размеров и плотности; подушки мягкие и диванные; прочные деревянные столы и скамейки; предметы-заместители природного происхождения для игры в магазин (шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, косточки); корзины, коробочки и шкатулки с крышками и без них; шнуры и прищепки.
В старшем дошкольном возрасте игра остается той деятельностью, которая ведет за собой все развитие ребенка. Грамотное педагогическое использование в повседневной практике всех трех видов свободной детской игры позволяет ребенку полноценно проживать дошкольное детство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – это важное средство познания, освоения окружающего мира и осознание, утверждение себя в мире. В старшем дошкольном возрасте игра остается той деятельностью, которая ведет за собой все развитие ребенка. Главный признак настоящей игры – самостоятельный выбор и развитие сюжета, свободный переход от одного сюжета к другому. Направлять игру могут идеи из жизни, книг, видео и ненавязчивые подсказки взрослых. Детская свободная игра может быть невероятно разнообразной, но при этом ее можно привести к трем видам: ролевая, режиссерская и игра-драматизация.
Ролевая игра предполагает, что главную действующую роль берет на себя ребенок (или дети). Ребенок действует, как будто бы он взрослый. В игре могут принимать участие и куклы, но как «вспомогательные» персонажи. Играя, ребенок познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разном качестве, в разных ролях, принимая разные позиции и взгляды, но при этом оставаясь собой.
Совсем другой вид игры – режиссерские игры, т.е. игры на ковре или на столе с маленькими куколками, животными и машинками, и тут ребенок уже не участник, а режиссер развивающихся событий. После четырех лет у многих детей подобные игры на время уходят на второй план, уступая место ролевым. Но около шести лет снова возвращаются с удивительными подробностями. Дети с увлечением разыгрывают собственные сочиненные истории. Появляются и вариации на тему сказок или сюжетов фильмов.
Особый вид сюжетной игры – это игры-драматизации. В этом случае сюжет заимствован из сказок, историй, и теле- и видеосценариев. На первый план выступает стремление воспроизводить известный сюжет в точности, не отступая от него и не допуская вариаций. У 6-летних детей драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей. Итак, это период наивысшего расцвета сюжетных игр, для которых, естественно, нужны определенные игрушки.
Современные игрушки для ролевых игр.
В ролевой игре ребенок осваивает смыслы человеческой жизни и отношения между людьми. А значит главные игрушки дошкольника – человеческие образы, т.е. куклы и соответствующие им атрибуты. У мальчика, так же, как и у девочки, должны быть куклы, потому что любой ребенок – это, прежде всего, человек. Кукла помогает малышу в определении себя, познании и понимании, в преодолении своих страхов. Мальчику нужна кукла-мальчик, а девочке – девочка, и, конечно, хорошо, если у ребенка есть и куклы противоположного пола. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: усваивая мир человеческих отношений и представлений, он отражает свой опыт, строит и осознает самого себя. В этом возрасте игра выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, проигрывают сюжеты известных сказок. В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Выбор «хорошей» куклы – задача довольно сложная. Лучше, если это куклы с обликом ребенка дошкольного возраста, а не взрослого или подростка. Кукла может быть изготовлена из резины или различного качества пластмассы, тогда ее можно купать. Мягкая тряпичная кукла (лучше, если она набита овечьей шерстью) тоже может купаться, только дольше обсыхает. Для кукол необходимо свое кукольное хозяйство – такое по количеству, размеру и ассортименту, с которым ваш ребенок в состоянии справиться. Кровать, уютная удобная коляска и удобное в использовании постельное белье для каждой куклы. Обязательно нужна кукольная одежда по сезону, чтобы игрушечный ребенок не замерз на улице, и его можно было взять на прогулку или к врачу. Застежки помогают развитию мелкой моторики, но при этом по степени сложности для ребенка они не должны быть слишком трудны. Необходима также посуда: тарелки, чашки, ложки, кастрюльки и сковородки. В пять лет тарелками-кастрюльками дети делают песочные формочки, ореховые скорлупки и маленькие корзиночки, а ложками-поварешками – палочки и карандаши. После шести лет дети нуждаются для игры в более реалистичной, разнообразной и специализированной посуде – как у взрослых. Но это не значит, что необходимо покупать настоящий электрический миксер. Не лишайте малыша возможности самому вообразить, как включается мотор и переключаются скорости, озвучить замешивание густого теста для пирога или жидкого – для омлета. Кроме кукол для ролевых игр пригодятся наборы «Доктор», «Парикмахер» и тому подобные. Атрибуты костюмов (накидки, головные уборы и пр.) помогают ребенку обозначить роль.
В качестве строительного материала для разных сооружений лучше приобрести 1-2 ширмы, прочный деревянный детский стол, пару стульев и пару длинных, хорошо отшлифованных досок (шириной 9-12 см) для строительства мостов и перекрытий. Несколько слов о транспорте. Конечно, машинки необходимы для игры как средства перевозки. Но не всякая машинка годится для игры. Ребенок получает взрослую «игрушку», от которой он зависит. Не от его действия зависит ее «жизнь», а, наоборот, от ее действия зависит его настроение. Ведь все уже готово, нажал на кнопку и поехал, не прикладывая никаких усилий к передвижению.
Не менее важен подбор игрушек для режиссерской игры. Нужно 5-6 маленьких кукол (высотой 8-15 см) – мужские, женские и детские образы. Хорошо, если они составляют семью. Они должны быть достаточно устойчивы, пропорциональны и не слишком детализированы, чтобы у ребенка осталось больше возможностей для развития фантазии. Можно приобрести прочный кукольный дом с семьей, набором мебели и посуды. Пригодятся также домашние и дикие животные – медведь, волк, лиса, зайчик, лошадка, собака и др. Желательно, чтобы они были соразмерны между собой и с человеческими персонажами. Очень важно, чтобы фигуры животных отражали их реальный облик, а не очеловеченный (на задних лапах, в штанах и рубахах). Будучи реалистичными, игрушки не должны быть слишком подробными, детализированными. Для развития воображения необходимо и достаточно, если выделены характерные признаки того или иного персонажа: у ребенка – детские пропорции и прическа, у зайца – уши, у медведя – большое косматое неуклюжее тело и маленькая голова.
Нужны 2-3 простые машины (подъемный кран, большегрузный самосвал и пр.), большие и прочные. Хорошо, если они могли бы достраиваться и приобретать черты той или иной модели. Поезд (паровоз с открытыми вагонами) тоже должен быть приспособлен для размещения пассажиров и груза. Изобилие узкоспециализированных механизмов нежелательно не только из соображений экономии места. Не стоит лишать возможности проявлять и развивать практическую смекалку – из простого автомобиля конструировать всякий раз такую машину, которая бы полностью отвечала замыслу. Такое конструирование по собственному замыслу из некой условной основы на колесах с использованием разных подручных средств – это очень важный мыслительный и волевой процесс. Для начала нужно вспомнить или представить конечное изделие. Затем придумать, из чего будут изготовлены те и другие детали (например, ковш – шкатулка с крышкой, стрела крана – палка-рогатина со шнуром, рекламный щит – мозаика и т.д.). Далее решить техническую задачу – как детали будут крепиться и, что самое главное, как сделать так, чтобы все было прочным и надежно работало.
Конструированием является и сооружение места действия персонажей. Дети очень охотно сооружают целые города. Для изготовления домов и дворцов, мостов и тоннелей, автозаправочная станция и кафе хорошо подходят крупноблочные деревянные конструкторы. При выборе конструктора обратите внимание, чтобы в комплект наряду с кубиками входили длинные блоки, тонкие и длинные дощечки-перекрытия, колонны и шпили. Лучше, если детали будут неокрашенными, естественного древесного цвета. Готовые сооружения, построенные из одноцветного конструктора, зрительно воспринимаются более цельными, нежели постройки, созданные из разноцветных деталей, тем более что цвет не является определяющим в строительстве, гораздо важнее функциональность и целостность.
Для игры-драматизации используются, как правило, те же игрушки, что и в режиссерской и ролевой игре. Правда, бывает необходим какой-то специальный аксессуар, например, печка для сказки «Гуси-лебеди», нос и колпачок для Буратино или какого-то особого вида одежда. Самым ценным качеством игрушек и игровых материалов для этого возраста можно считать открытость для превращений и разнообразного использования. Превращение одних предметов в другие, одного образа в другой – важнейший этап развития не только воображения, но и мышления в дошкольном возрасте. Если взрослые не мешают, то дети охотно и очень изобретательно используют все, что не является собственно игрушками, – палки, коряги, камни, лоскуты ткани и пр. Кубик может стать мылом при купании куклы, пирожным на ее дне рождения, телефоном, скамеечкой и пр. Кусок ткани – халатом врача, травянистой лужайкой, дремучим лесом, заплечной сумкой, стеной дома, подгузником или одеялом. Столы, стулья и ширмы, покрывала, лоскутки, коряги и чурбачки дают необъятные возможности для конструирования в большом и малом объеме. Желательно, чтобы в его хозяйстве были лоскуты, подушки, коряги, шишки, каштаны, желуди, камушки. Все это может храниться в корзинах и коробочках. Несомненным достоинством этих материалов является то, что они оставляют простор для детского воображения и открыты для всевозможных превращений. И это самое главное. Игрушка не должна быть предметом обладания или гордости перед другими. Это, прежде всего, предмет игры, и свою ценность она приобретает в процессе действия с ней, в результате вложения фантазии и переживаний самого ребенка.
Итак, для сюжетной игры пятилетних детей нужны следующие игрушки: 1-2 куклы (мальчик /девочка) 30-40 см с сезонной одеждой; кровать и коляска с бельем, посуда; прочный кукольный дом с куколками 8-15 см, мебелью и посудой; 2-3 больших машины, поезд с открытыми вагонами; маленькие фигурки домашних и диких животных; конструктор блочный типа «Архитектор»; ролевые наборы «Доктор», «Парикмахер» и т.п.; 1-2 ширмы, лоскуты ткани для крупного строительства; лоскуты однотонных тканей разных размеров и плотности; подушки мягкие и диванные; прочные деревянные столы и скамейки; предметы-заместители природного происхождения для игры в магазин (шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, косточки); корзины, коробочки и шкатулки с крышками и без них; шнуры и прищепки.
В старшем дошкольном возрасте игра остается той деятельностью, которая ведет за собой все развитие ребенка. Грамотное педагогическое использование в повседневной практике всех трех видов свободной детской игры позволяет ребенку полноценно проживать дошкольное детство.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ
« Игра для ребенка не значит развлекаться»
Выполнила Рябова Т.А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Игра и игрушка в жизни ребенка"
В статье можно прочитать о значении игры в жизни ребенка, как правильно выбирать игрушку для ребенка....
Консультация для родителей по теме: "Игры в период адаптации ребенка в детском саду".
Адаптация - это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды, а так же процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению в первое время....
Консультация для родителей на тему: "Игры, в которые можно поиграть с ребенком дома"
Сведения о том, как играть с ребенком в домашних условиях с помощью перечня специально подобранных игр...
Консультация для родителей на тему «Игра для ребенка не значит развлекаться»
Игра – это важное средство познания, освоения окружающего мира и осознание, утверждение себя в мире. В старшем дошкольном возрасте игра остается той деятельностью, которая ведет за собой все развитие ...
« Игра для ребенка не значит развлекаться»
Игра – это важное средство познания, освоения окружающего мира и осознание, утверждение себя в мире. В старшем дошкольном возрасте игра остается той деятельностью, которая ведет за собой все раз...
Консультация для родителей на тему: «Игры с ребенком летом» Июнь 2023
Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит...
Консультация для родителей на тему "Игры с ребенком на прогулке".
Консультация для родителей на тему "Игры с ребенком на прогулке"....