Интегрированная терапия искусством с дошкольниками
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Степанова Ольга Ахбелбаровна

В работе рассматриваются вопросы интеграции терапии искусством при работе с дошкольниками с примером досуга "Где живёт звук?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannaya_terapiya_iskusstvom_s_doshkolnikami.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

“Интегрированная терапия искусством с дошкольниками”

         

   Драматизация имеет взаимосвязь методологических идей развития педагогики и театрального искусства и решает общие задачи:

  1. Умственное воспитание- умение анализировать, сравнивать, подключать    

       логическое мышление.        

  1. Трудовое воспитание- изготовление атрибутов, декораций, макетов, коллажей и т. д.
  2. Эстетическое  воспитание – любовь к прекрасному, развитие духовности, знакомство с литературным содержанием.
  3. Уважение к друг другу, коммуникативные  способности и д.р.    

   Хочется обратить особое внимание  на две основные функции во взаимодействии с родителями:

  1.    Социально-воспитательная.
  2. Художественно - творческая

Подготовительный этап формируется постепенно, и весь этот процесс называется Интегративная терапия искусством. Терапия заключается в том, что все это время дети находятся в творческом процессе совместно с родителями, педагогами и создают одно общее дело. В таком близком сотрудничестве взрослые побуждают ребенка, укрепляют и поддерживают его интерес к творчеству и к самовыражению. Весь этот творческий путь можно распределить на несколько этапов.

1.Знакомство с литературно-художественным произведением.  

   В процессе постановки идет тесное сотворчество  с родителями. А начинаем  мы со знакомства с литературным текстом, со знакомства с писателем  и иллюстративным  материалом. У каждого художника на ту или иную сказку  свой взгляд, свое видение, как и в театре у каждого режиссера свой спектакль. Дети приносят из дома  одну и ту же сказку, но в разных вариантах  и в художественном, и в музыкальном оформление.  

2.Музыкальное сопровождение.

   Музыка самое коммуникативное искусство. Есть ещё одна возможность приобщить и привить хороший вкус детям и родителям, опираясь на народную, классическую и другие музыкальные жанры.

3.Информация для родителей.

   Для родителей  доводим и вывешиваем расписание театров нашего города, где будет проходить тот  или иной спектакль, по возможности и педагоги присоединяются к совместному посещению театра.

4.Создание своей сказки.

  Обменявшись впечатлениями, приступаем к созданию своей сказки, не похожей на то, что видели, ведь это здорово, что у нас есть возможность сочинить по мотивам данного произведения совместную детскую пьесу, где будут участвовать все дети, педагоги и родители.

5.Распределение ролей.  

   Распределение ролей - долгий творческий процесс, и у детей есть возможность проиграть любую роль по их желанию, настроению и определиться, кто  кем будет.

   6.Изготовление костюмов.  

       Родители видят детскую заинтересованность и идут навстречу, изготавливают костюмы, причем мы не придерживаемся принципа - у всех одинаково, поскольку это творчество родителей и детей. Единственное что я прошу, чтобы это было от души, с любовью, а самое главное, удобно для ребенка.

      7.Выставка творческих работ по литературно-художественному произведению.     Совместно с постановкой детской пьесы идет выставка  рисунков, скульптур, коллажей, макетов  сделанных детьми и родителями дома. Очень интересно наблюдать,  как появляется одна работа, следом несут другие дети, происходит  эмоциональное вдохновение. Даже после постановки дети  приносят и рассказывают, как они вместе с мамой и папой  создавали и проживали весь этот творческий путь и как это важно для дошкольника, что все это время он чувствовал заинтересованность со стороны родителей  и свою сопричастность в общем деле.

  Совместная практическая деятельность способствует лучшему пониманию развивающей роли искусства и это прекрасно, когда дети знают, что есть время  для совместных  творческих дел, когда они начинают испытывать потребность в общение с искусством вместе с близкими им людьми. В любом творческом процессе совместной деятельности родители-дети-педагоги важен не результат, а сам процесс.

8. Совместный праздник и роль родителей. 

  Доброжелательность, коммуникативность, находчивость, изобретательность наших педагогов  побуждает  родителей активно участвовать и во время спектакля и на других праздниках. Так, перед показом  самого спектакля я настраиваю родителей, а значит, мы договариваемся, кто будет озвучивать  действия героев на музыкальных инструментах, кто будет петь вместе с детьми и таким образом стирается грань между артистами и зрителями это и есть совместное творчество.

9.Обратная связь.   

   После просмотра спектакля дети делятся своими впечатлениями и со своими сверстниками и родителями и педагогами. Мы проводим занятие, где получаем обратную связь, дети прощаются со сказкой, со сказочными героями и проговаривают для каждого свои пожелания. На таких занятиях по желанию детей можно придумать и продолжение сказки.

10.Презентация и награждение.

 Немного успокоившись от эмоций, педагоги награждают детей и родителей за активное участие в творческом проекте, которым очень   важно признание и принятие, как любому человеку, который прожил за такое короткое время счастливые мгновения, и готов поделиться своими эмоциональными переживаниями и гордостью за результат совместной семейной работы, совместного творчества  и объединённых усилий.

  По мысли Эрика Берна, известного американского психолога и психиатра “Ребенок-это источник интуиции, творчества, спонтанных порывов и радости. Следовательно, нам взрослым, надо только создать условия для их проявления и развития, другими словами, создать “романтический детский мир”. Способность чувствовать красоту в природе, искусстве, музыке, жизни во многом зависит от эмоциональных переживаний, заложенных в раннем возрасте.

  Очевидно, что ведущая роль принадлежит семье. Если в семейных традициях имеет место посещение театров, музеев, выставок и концертных  залов, то соприкосновение с прекрасным, несомненно, обогащает чувственную сферу дошкольника. А общение с искусством совместно с самыми близкими для него людьми является важнейшим и незаменимым средством  гармонического развития  души и ума. Заложить прочный фундамент культуры чувства, мысли, речи ребенка может помочь его погружение в атмосферу семейного творчества, в основе которого интерес и безграничное терпение родителей. Мы как педагоги должны способствовать этому союзу и помнить, что у каждого ребенка есть своя творческая доминанта. Надо только ее нащупать и развивать, то есть не навредить, что даровано ребенку от бога, а создавать по возможности условия для успешной деятельности,

укрепляющей веру в свои силы. В процессе деятельного общения со сверстниками и взрослыми ребенок становится личностью,  предоставляется  возможность быть услышанным и понятым, а значит - быть счастливым!

                                                    

                         Досуг: “Где живёт звук?”

                            старшая - подготовительная группа

                                                 

Идея досуга: Музыкальное воспитание должно быть занятием радостным, увлекательным , открывать возможности общения детей средствами музыки.

Цель: Формирование личности ребёнка средствами музыкального искусства  и другими  формами музыкальной деятельности.

Задачи: 1.Развитие креативного подхода в спонтанной импровизации (голосом, жестом .

и игры на инструментах).

2.Осознание неповторимого себя, своего “Я “ в процессе музицирования.

3.Эмоционально – психическое раскрепощение и принятие друг друга.

Атрибуты: 1.Музыкальные инструменты – заменители, сделанные совместно с детьми и родителями.( ударные , звучащие , шумовые и др.).

                           2.Музыкальные инструменты Карла Орфа (пластины, металлофоны , колокола).

                           3.Сказочные персонажи – кукла-марионетка Шуршик, кукла – забава Снеговик.

   Ход занятия:

 

Ведущая

(музыкальный руководитель): Дети , сегодня мы с вами собрались в нашем необычном музыкальном зале , чтобы послушать , попутешествовать и узнать , где же живёт звук?

Может быть в нашем зале? Я попрошу вас найти звук в предметах , которые нас окружают.

Упражнение: “ Наша комната звучит ”

Дети находят в предметах, находящихся в зале (ковёр, стулья, занавес и т.д.) своё звучание.

Ведущая: Вот как интересно, звуки есть в простых окружающих нас предметах. А скажите, пожалуйста, как звучит наше тело? Для того , чтобы это узнать , мы сейчас исследуем наши ручки , ножки , голову – как они звучат? Кто нам покажет? А мы смотрим, запоминаем, и потом все вместе повторяем.

Упражнение: “ Звуки нашего тела ”

(Дети из звучащих жестов придумывают ритмическую форму).

Ведущая: Вот только что мы сделали небольшое открытие , что звук живёт в нашем теле.

А какой самый яркий звук в нашем теле?

Ответ детей:………………

(Ведущая подводит детей к ответу).

Да , звук живёт в предметах , в нас самих , в его величестве нашем голосе , который у всех разный…. Но что я вижу? К нам в зал влетел последний осенний листик и он , по-моему , необычный , поющий.

Упражнение: “ Поющий листик ”

(Дети сопровождают полёт листика голосом).

Ведущая: Обращает внимание детей на шелестящий звук.

Что я слышу! Кто это там за дверью шуршит? Да это же мой дружочек Шуршик! Он всегда со мной. Вот и сегодня он пришёл с вами познакомиться.

(Шуршик – игрушка – марионетка).

Шуршик: Здравствуйте, ребята!

                   Я на веточке висел

                   Лишь сегодня утром

                   А потом я полетел

                   С ветерком попутным!

Ведущая: Вот и хорошо, что ты к нам в гости прилетел! Да я смотрю, ты с сюрпризом. Что это у тебя?

Шуршик: Это мои шуршалки. Я везде летаю, звуки леса собираю. Ребята, вы хотите поиграть?

Ведущая: А наши детки, Шуршик, тоже сами сделали инструменты.

Шуршик: Вот здорово! Надо послушать!

Упражнение: “ Шум леса ”

(Дети играют то тихо , то громко, с нарастанием и динамикой и т.д.).

Ведущая: (после игры). Спасибо , тебе , Шуршик , повеселил. И наши детки исполнят твою любимую песню.

Песня: “ Осень, милая, шурши ”музыка Назаровой

Ведущая: Золотая осень прошла и вот пришли первые зимние денёчки. А что это за снежную шкатулку нам принёс Шуршик?

Шуршик: А вот отгадайте!

Ответы детей:………………

Ведущая: А снежная шкатулка необычная, музыкальная. (Открывает шкатулку)

Дети , кто это?

Ответ детей:………………

Снеговик (игрушка – забава) Да, я Снеговик. Здравствуйте, дети! Я, как и Шуршик пришёл к вам с сюрпризом и принёс вам звенящие сосульки. Вы хотите поиграть?

Ответ детей:………………

Упражнение: “ Звенящие сосульки ”

(Дети по тембру находят высокие и низкие звуки, импровизируя, сочиняют мелодию).

Ведущая:  Спасибо, милый Снеговик, мы тебе очень рады! И наши дети рады спеть песню про тебя.

Песня: “ Снеговик ”музыка Александровой

Ведущая:  Дети, а какое время года после зимы?

Ответ детей:………………

Снеговик: Ой, весна не для меня! Лучше пережду её в снежной шкатулке.

Ведущая:  Дети, почему Снеговик так испугался весны?

Ответы детей:………………

Шуршик: А я не боюсь весны! Люблю с весенним ветром поиграть и звон капели послушать.

Ведущая:  Дети , оденьте звенящие браслеты на ноги , приготовленные Шуршиком и мы вместе поиграем в игру.

                                                    Игра: “ Капельки и ручейки ”

(Диалог капелек и ручейков).

Ведущая:  А вслед за весной приходит долгожданное время года – какое?

Ответ детей:………………

Ведущая:  А вы, дети, любите посидеть летом у костра?

Ответ детей:………………

Шуршик: А приходилось вам слышать, как дрова трещат в костре?

Ответ детей:………………

Ведущая:  Найдите те инструменты, которые изображают треск костра.

Ответ детей:………………

Ведущая:  Огонь в костре бывает разный. Если на него долго смотреть, то языки пламени исполняют свой танец. Кто хочет быть огнём?

“ Танец огня ”

(Дети по желанию солируют в спонтанном танце , остальные аккомпанируют на ударных инструментах).

Ведущая:  А что вы ещё любите делать летом?

Ответ детей:………………

Ведущая:  А купаться любите?

Ответ детей:………………

Ведущая:  Вот и сейчас после такого большого путешествия мы отдохнём у моря.

Упражнение: “ Тихое море ”

(В руках у детей самодельные тамбурины.Упражнение на релаксацию).

Ведущая:  Ну, вот наше занятие и подошло к концу. Так, где же живёт звук?

Ответ детей:………………

Ведущая:  Звуки живут везде, и в том , что нас окружает , и в нас самих.

Мы попутешествовали по всем временам года, и узнали, что в каждом времени года есть свои звуки. Надо только уметь их слушать и слышать.

Я хочу каждому из вас предложить взять по инструменту, который вам больше всего понравился. А поскольку сейчас идёт зима, мы исполним на прощание песню.

Песня: “ Белоснежная зима ”музыка Назаровой

Снеговик: (Вылезает из снежной шкатулки) Вот и хорошо, что про зиму вы запели , пора вылезать , люблю я это время года! И хочу вас порадовать волшебным снежком.

(Сюрпризный момент “Снеговик угощает детей волшебным снежком (зефиром)”)

Дети благодарят Шуршика и Снеговика и уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапи-терапия искусством.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса...

Презентация "Креативная терапия искусством"

В настоящей презентации представлен опыт работы музыкального руководителя по применению креативной терапии искусством в работе с детьми иродителями....

Статья «Терапия искусством или арт-терапия»

Арт-терапия применяется  при работе с людьми разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с людьми, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очен...

Арт-терапия или терапия искусством

Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает чело...

Использование терапии искусством (арт- терапии ) в дошкольном возрасте

В статье  описывается использование терапии искусством (арт- терапии ) в дошкольном возрасте...