Интегрированная терапия искусством с дошкольниками
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
В работе рассматриваются вопросы интеграции терапии искусством при работе с дошкольниками с примером досуга "Где живёт звук?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannaya_terapiya_iskusstvom_s_doshkolnikami.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
“Интегрированная терапия искусством с дошкольниками”
Драматизация имеет взаимосвязь методологических идей развития педагогики и театрального искусства и решает общие задачи:
- Умственное воспитание- умение анализировать, сравнивать, подключать
логическое мышление.
- Трудовое воспитание- изготовление атрибутов, декораций, макетов, коллажей и т. д.
- Эстетическое воспитание – любовь к прекрасному, развитие духовности, знакомство с литературным содержанием.
- Уважение к друг другу, коммуникативные способности и д.р.
Хочется обратить особое внимание на две основные функции во взаимодействии с родителями:
- Социально-воспитательная.
- Художественно - творческая
Подготовительный этап формируется постепенно, и весь этот процесс называется Интегративная терапия искусством. Терапия заключается в том, что все это время дети находятся в творческом процессе совместно с родителями, педагогами и создают одно общее дело. В таком близком сотрудничестве взрослые побуждают ребенка, укрепляют и поддерживают его интерес к творчеству и к самовыражению. Весь этот творческий путь можно распределить на несколько этапов.
1.Знакомство с литературно-художественным произведением.
В процессе постановки идет тесное сотворчество с родителями. А начинаем мы со знакомства с литературным текстом, со знакомства с писателем и иллюстративным материалом. У каждого художника на ту или иную сказку свой взгляд, свое видение, как и в театре у каждого режиссера свой спектакль. Дети приносят из дома одну и ту же сказку, но в разных вариантах и в художественном, и в музыкальном оформление.
2.Музыкальное сопровождение.
Музыка самое коммуникативное искусство. Есть ещё одна возможность приобщить и привить хороший вкус детям и родителям, опираясь на народную, классическую и другие музыкальные жанры.
3.Информация для родителей.
Для родителей доводим и вывешиваем расписание театров нашего города, где будет проходить тот или иной спектакль, по возможности и педагоги присоединяются к совместному посещению театра.
4.Создание своей сказки.
Обменявшись впечатлениями, приступаем к созданию своей сказки, не похожей на то, что видели, ведь это здорово, что у нас есть возможность сочинить по мотивам данного произведения совместную детскую пьесу, где будут участвовать все дети, педагоги и родители.
5.Распределение ролей.
Распределение ролей - долгий творческий процесс, и у детей есть возможность проиграть любую роль по их желанию, настроению и определиться, кто кем будет.
6.Изготовление костюмов.
Родители видят детскую заинтересованность и идут навстречу, изготавливают костюмы, причем мы не придерживаемся принципа - у всех одинаково, поскольку это творчество родителей и детей. Единственное что я прошу, чтобы это было от души, с любовью, а самое главное, удобно для ребенка.
7.Выставка творческих работ по литературно-художественному произведению. Совместно с постановкой детской пьесы идет выставка рисунков, скульптур, коллажей, макетов сделанных детьми и родителями дома. Очень интересно наблюдать, как появляется одна работа, следом несут другие дети, происходит эмоциональное вдохновение. Даже после постановки дети приносят и рассказывают, как они вместе с мамой и папой создавали и проживали весь этот творческий путь и как это важно для дошкольника, что все это время он чувствовал заинтересованность со стороны родителей и свою сопричастность в общем деле.
Совместная практическая деятельность способствует лучшему пониманию развивающей роли искусства и это прекрасно, когда дети знают, что есть время для совместных творческих дел, когда они начинают испытывать потребность в общение с искусством вместе с близкими им людьми. В любом творческом процессе совместной деятельности родители-дети-педагоги важен не результат, а сам процесс.
8. Совместный праздник и роль родителей.
Доброжелательность, коммуникативность, находчивость, изобретательность наших педагогов побуждает родителей активно участвовать и во время спектакля и на других праздниках. Так, перед показом самого спектакля я настраиваю родителей, а значит, мы договариваемся, кто будет озвучивать действия героев на музыкальных инструментах, кто будет петь вместе с детьми и таким образом стирается грань между артистами и зрителями это и есть совместное творчество.
9.Обратная связь.
После просмотра спектакля дети делятся своими впечатлениями и со своими сверстниками и родителями и педагогами. Мы проводим занятие, где получаем обратную связь, дети прощаются со сказкой, со сказочными героями и проговаривают для каждого свои пожелания. На таких занятиях по желанию детей можно придумать и продолжение сказки.
10.Презентация и награждение.
Немного успокоившись от эмоций, педагоги награждают детей и родителей за активное участие в творческом проекте, которым очень важно признание и принятие, как любому человеку, который прожил за такое короткое время счастливые мгновения, и готов поделиться своими эмоциональными переживаниями и гордостью за результат совместной семейной работы, совместного творчества и объединённых усилий.
По мысли Эрика Берна, известного американского психолога и психиатра “Ребенок-это источник интуиции, творчества, спонтанных порывов и радости. Следовательно, нам взрослым, надо только создать условия для их проявления и развития, другими словами, создать “романтический детский мир”. Способность чувствовать красоту в природе, искусстве, музыке, жизни во многом зависит от эмоциональных переживаний, заложенных в раннем возрасте.
Очевидно, что ведущая роль принадлежит семье. Если в семейных традициях имеет место посещение театров, музеев, выставок и концертных залов, то соприкосновение с прекрасным, несомненно, обогащает чувственную сферу дошкольника. А общение с искусством совместно с самыми близкими для него людьми является важнейшим и незаменимым средством гармонического развития души и ума. Заложить прочный фундамент культуры чувства, мысли, речи ребенка может помочь его погружение в атмосферу семейного творчества, в основе которого интерес и безграничное терпение родителей. Мы как педагоги должны способствовать этому союзу и помнить, что у каждого ребенка есть своя творческая доминанта. Надо только ее нащупать и развивать, то есть не навредить, что даровано ребенку от бога, а создавать по возможности условия для успешной деятельности,
укрепляющей веру в свои силы. В процессе деятельного общения со сверстниками и взрослыми ребенок становится личностью, предоставляется возможность быть услышанным и понятым, а значит - быть счастливым!
Досуг: “Где живёт звук?”
старшая - подготовительная группа
Идея досуга: Музыкальное воспитание должно быть занятием радостным, увлекательным , открывать возможности общения детей средствами музыки.
Цель: Формирование личности ребёнка средствами музыкального искусства и другими формами музыкальной деятельности.
Задачи: 1.Развитие креативного подхода в спонтанной импровизации (голосом, жестом .
и игры на инструментах).
2.Осознание неповторимого себя, своего “Я “ в процессе музицирования.
3.Эмоционально – психическое раскрепощение и принятие друг друга.
Атрибуты: 1.Музыкальные инструменты – заменители, сделанные совместно с детьми и родителями.( ударные , звучащие , шумовые и др.).
2.Музыкальные инструменты Карла Орфа (пластины, металлофоны , колокола).
3.Сказочные персонажи – кукла-марионетка Шуршик, кукла – забава Снеговик.
Ход занятия:
Ведущая
(музыкальный руководитель): Дети , сегодня мы с вами собрались в нашем необычном музыкальном зале , чтобы послушать , попутешествовать и узнать , где же живёт звук?
Может быть в нашем зале? Я попрошу вас найти звук в предметах , которые нас окружают.
Упражнение: “ Наша комната звучит ”
Дети находят в предметах, находящихся в зале (ковёр, стулья, занавес и т.д.) своё звучание.
Ведущая: Вот как интересно, звуки есть в простых окружающих нас предметах. А скажите, пожалуйста, как звучит наше тело? Для того , чтобы это узнать , мы сейчас исследуем наши ручки , ножки , голову – как они звучат? Кто нам покажет? А мы смотрим, запоминаем, и потом все вместе повторяем.
Упражнение: “ Звуки нашего тела ”
(Дети из звучащих жестов придумывают ритмическую форму).
Ведущая: Вот только что мы сделали небольшое открытие , что звук живёт в нашем теле.
А какой самый яркий звук в нашем теле?
Ответ детей:………………
(Ведущая подводит детей к ответу).
Да , звук живёт в предметах , в нас самих , в его величестве нашем голосе , который у всех разный…. Но что я вижу? К нам в зал влетел последний осенний листик и он , по-моему , необычный , поющий.
Упражнение: “ Поющий листик ”
(Дети сопровождают полёт листика голосом).
Ведущая: Обращает внимание детей на шелестящий звук.
Что я слышу! Кто это там за дверью шуршит? Да это же мой дружочек Шуршик! Он всегда со мной. Вот и сегодня он пришёл с вами познакомиться.
(Шуршик – игрушка – марионетка).
Шуршик: Здравствуйте, ребята!
Я на веточке висел
Лишь сегодня утром
А потом я полетел
С ветерком попутным!
Ведущая: Вот и хорошо, что ты к нам в гости прилетел! Да я смотрю, ты с сюрпризом. Что это у тебя?
Шуршик: Это мои шуршалки. Я везде летаю, звуки леса собираю. Ребята, вы хотите поиграть?
Ведущая: А наши детки, Шуршик, тоже сами сделали инструменты.
Шуршик: Вот здорово! Надо послушать!
Упражнение: “ Шум леса ”
(Дети играют то тихо , то громко, с нарастанием и динамикой и т.д.).
Ведущая: (после игры). Спасибо , тебе , Шуршик , повеселил. И наши детки исполнят твою любимую песню.
Песня: “ Осень, милая, шурши ”музыка Назаровой
Ведущая: Золотая осень прошла и вот пришли первые зимние денёчки. А что это за снежную шкатулку нам принёс Шуршик?
Шуршик: А вот отгадайте!
Ответы детей:………………
Ведущая: А снежная шкатулка необычная, музыкальная. (Открывает шкатулку)
Дети , кто это?
Ответ детей:………………
Снеговик (игрушка – забава) Да, я Снеговик. Здравствуйте, дети! Я, как и Шуршик пришёл к вам с сюрпризом и принёс вам звенящие сосульки. Вы хотите поиграть?
Ответ детей:………………
Упражнение: “ Звенящие сосульки ”
(Дети по тембру находят высокие и низкие звуки, импровизируя, сочиняют мелодию).
Ведущая: Спасибо, милый Снеговик, мы тебе очень рады! И наши дети рады спеть песню про тебя.
Песня: “ Снеговик ”музыка Александровой
Ведущая: Дети, а какое время года после зимы?
Ответ детей:………………
Снеговик: Ой, весна не для меня! Лучше пережду её в снежной шкатулке.
Ведущая: Дети, почему Снеговик так испугался весны?
Ответы детей:………………
Шуршик: А я не боюсь весны! Люблю с весенним ветром поиграть и звон капели послушать.
Ведущая: Дети , оденьте звенящие браслеты на ноги , приготовленные Шуршиком и мы вместе поиграем в игру.
Игра: “ Капельки и ручейки ”
(Диалог капелек и ручейков).
Ведущая: А вслед за весной приходит долгожданное время года – какое?
Ответ детей:………………
Ведущая: А вы, дети, любите посидеть летом у костра?
Ответ детей:………………
Шуршик: А приходилось вам слышать, как дрова трещат в костре?
Ответ детей:………………
Ведущая: Найдите те инструменты, которые изображают треск костра.
Ответ детей:………………
Ведущая: Огонь в костре бывает разный. Если на него долго смотреть, то языки пламени исполняют свой танец. Кто хочет быть огнём?
“ Танец огня ”
(Дети по желанию солируют в спонтанном танце , остальные аккомпанируют на ударных инструментах).
Ведущая: А что вы ещё любите делать летом?
Ответ детей:………………
Ведущая: А купаться любите?
Ответ детей:………………
Ведущая: Вот и сейчас после такого большого путешествия мы отдохнём у моря.
Упражнение: “ Тихое море ”
(В руках у детей самодельные тамбурины.Упражнение на релаксацию).
Ведущая: Ну, вот наше занятие и подошло к концу. Так, где же живёт звук?
Ответ детей:………………
Ведущая: Звуки живут везде, и в том , что нас окружает , и в нас самих.
Мы попутешествовали по всем временам года, и узнали, что в каждом времени года есть свои звуки. Надо только уметь их слушать и слышать.
Я хочу каждому из вас предложить взять по инструменту, который вам больше всего понравился. А поскольку сейчас идёт зима, мы исполним на прощание песню.
Песня: “ Белоснежная зима ”музыка Назаровой
Снеговик: (Вылезает из снежной шкатулки) Вот и хорошо, что про зиму вы запели , пора вылезать , люблю я это время года! И хочу вас порадовать волшебным снежком.
(Сюрпризный момент “Снеговик угощает детей волшебным снежком (зефиром)”)
Дети благодарят Шуршика и Снеговика и уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арт-терапия - терапия искусством
Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...
Арт-терапия - терапия искусством
Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...
Арт-терапи-терапия искусством.
Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса...
Презентация "Креативная терапия искусством"
В настоящей презентации представлен опыт работы музыкального руководителя по применению креативной терапии искусством в работе с детьми иродителями....
Статья «Терапия искусством или арт-терапия»
Арт-терапия применяется при работе с людьми разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с людьми, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очен...
Арт-терапия или терапия искусством
Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает чело...
Использование терапии искусством (арт- терапии ) в дошкольном возрасте
В статье описывается использование терапии искусством (арт- терапии ) в дошкольном возрасте...