Статья «Терапия искусством или арт-терапия»
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Арт-терапия применяется при работе с людьми разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с людьми, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очень маленькими детьми, беременными женщинами, замкнутыми подростками и другими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_terapiya_iskusstvom_ili_art-terapiya.doc | 362.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Терапия искусством или арт-терапия»
Термин «терапия искусством» или «арт-терапия» ввел в употребление в 1938 г. британский врач и художник Адриан Хилл. Он заметил, что занятие творчеством помогает туберкулезным больным (с которыми он работал в госпитале) быстрее выздороветь.
Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество видов и подвидов, которые продолжают появляться:
- изотерапия;
- цветотерапия;
- музыкотерапия;
- песочная терапия;
- видеотерапия;
- игротерапия;
- библиотерапия;
- сказкотерапия;
- маскотерапия;
- драматерапия;
- фототерапия;
- денс-терапия;
- арт-синтезтерапия (объединение живописи, стихосложения, цвето-, маско-, мульт- и фототерапии, а также метода ассоциаций) и другие.
К этому направлению арт-терапии относятся искусства визуального ряда - рисунок, все виды живописи, монотипии, мозаики, коллажи, грим, боди-арт, маски, все виды лепки, куклы, марионетки, инсталляции, фотография и многое другое. Это наиболее разработанное направление, имеющее огромное количество техник, приемов, методик.
Именно с рисунка начиналась история арт-терапии как психотерапевтического направления.
Достоинствами арт-терапии является отсутствие противопоказаний, относительная простота в применении, богатство материалов, возможность использовать техники и приемы арт-терапии практически в сочетании с любыми другими психотерапевтическими направлениями.
Эффективность применения искусства в контексте лечения и профилактики психического здоровья основывается на том, что этот методы арт-терапии позволяют экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Символическое искусство восходит к пещерным рисункам первобытных людей. Древние использовали символику для идентификации своего места в мировом космосе и поисков смысла человеческого существования. Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует.
Арт-терапия применяется при работе с людьми разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с людьми, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очень маленькими детьми, беременными женщинами, замкнутыми подростками и другими (рис. 1.).
Рисунок 1. Организация работы по арт-терапии.
Занимаясь творчеством, ребёнок проецирует внутренние переживания на свое творение. Такая проекция не осознается: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Поэтому методики арт-терапии относят к числу проективных методов психодиагностики.
Обычно и дети, и взрослые с удовольствием описывают словами то, что они нарисовали. Главная задача арт-терапевта в этой своеобразной изобразительной игре – помочь ребенку:
- в вербализации осознанного материала и связанных с ним переживаний;
- в осмыслении тех символических образов, которые воспринимаются им как опасные для него;
- в формировании у него новых интересов, значимых для его дальнейшего психосоциального развития.
Терапия искусством является посредником при общении ребенка и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты.
Арт-терапия - это сложное понятие, которое включает множество разнообразных форм и методов в связи, с чем общепризнанной ее классификации не существует.
Выделяют 4 основных направления арт-терапии:
1. Пассивная арт-терапия. Анализ и интерпретация человеком уже существующих произведений искусства.
2. Активная арт-терапия. Побуждение людей к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор.
3. Одновременное использование первого и второго принципов.
4. Акцентирование роли самого арт-терапевта, его взаимоотношений с человеком в процессе обучения творчеству.
Преимущество арт-терапии заключается в возможности более глубоко оценить поведение ребенка. В рисунках и поделках находят отражение не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к будущему и прошлому, а также подавленные и скрытые переживания. Физическое и физиологическое влияние арт-терапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Важную роль играет непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.
Рисунок 2. Преимущества арт-терапии.
Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние ребенка, а именно:
- выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;
- избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
- избавиться от страхов и фобий;
- избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
- повысить самооценку и уверенность в себе.
Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством:
- помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;
- применяется в качестве вспомогательного метода лечения многих заболеваний;
- способ установить доверительные отношения между терапевтом/психологом и ребенком;
- предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
- является способом социальной адаптации (особенно это заметно когда арт-терапия проводится в группе);
- является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах;
- применяется как воспитательная и развивающая педагогическая методика.
Подготовила воспитатель ГБДОУ № 35
Ильичёва А.Н.
Санкт-Петербург
2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арт-терапия - терапия искусством
Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...
Арт-терапия - терапия искусством
Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...
Арт-терапи-терапия искусством.
Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса...
Интегрированная терапия искусством с дошкольниками
В работе рассматриваются вопросы интеграции терапии искусством при работе с дошкольниками с примером досуга "Где живёт звук?"...
Презентация "Креативная терапия искусством"
В настоящей презентации представлен опыт работы музыкального руководителя по применению креативной терапии искусством в работе с детьми иродителями....
Арт-терапия или терапия искусством
Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает чело...
Использование терапии искусством (арт- терапии ) в дошкольном возрасте
В статье описывается использование терапии искусством (арт- терапии ) в дошкольном возрасте...