ВОСПРИЯТИЕ КРАСОТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПРИРОДЫ.
консультация (средняя группа) по теме

Писарева Ирина Витальевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11._konsultatsiya_dlya_roditeley.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПРИЯТИЕ КРАСОТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПРИРОДЫ

К сожалению, длительное время многие педагоги считали, что любое эстетическое воздействие на детей должно производиться прямо,

 просто и быстро. Провел с детьми одно-два занятия по знакомству с

 красотой природы, с искусством — значит, осуществил работу по

развитию эстетического восприятия, сформировал интерес к природе,

способность наслаждаться ее красотой.

А вот у японцев одним из секретов постижения красоты является

длительное любование ею. Долгими часами способны японские дети

любоваться горой Фудзияма, рассматривать камешек на своей ладони

или цветок. И в этом нет ничего удивительного. Общеизвестно, что

на воду, огонь многие люди могут смотреть часами. Они как бы

завораживают человека, и только длительное восприятие обеспечива-

ет глубокий духовный контакт, приносит радость и удовлетворение.

Писатель В. Солоухин считает, что для подлинного созерцания

требуется длительное время, которое позволит избавиться от «зуда

движения», отключиться от настоящего и целиком погрузиться в

красоту окружающей тебя действительности.

В результате такого единения и возникает особое настроение, при

котором человек отделяет эстетические свойства от других свойств

природы. Он видит не горы и деревья, а красивый  пейзаж, слышит не

щелканье соловья, а прекрасную музыку. Даже самый скромный

луговой цветок, травинка наполнены благородством и изяществом и

способны вызвать эстетические чувства ребенка, которые останутся с

ним на всю жизнь. Именно на основе этого и возникает эстетическое

отношение к природе.

Л. Чуковская в записках об Анне Ахматовой пишет: «Я сказала ей,

что из стихов видно, что она очень любит лебеду. "Да, очень, очень,

и крапиву, и лопухи. Это с детства. Когда я была маленькая, мы

жили в Царском, в переулке, и там, в канаве, росли лопухи и лебеда. Я

была маленькой, а они большие, широколистные, пахучие, нагретые

солнцем— я так их с тех пор люблю "».

Очевидно, эти впечатления легли в основу одного из известных

поэтических произведений А. Ахматовой.

                                       Песенка

 Я на солнечном восходе

 Про любовь пою,

 На коленях в огороде

 Лебеду полю.

 Вырываю и бросаю —

 Пусть простит меня.

 Вижу, девочка босая

 Плачет у плетня.

 Страшно мне от звонких воплей

 Голоса беды,

 Все сильнее запах теплый

 Мертвой лебеды.

 Будет камень вместо хлеба

 Мне наградой злой.

 Надо мною только небо,

 А со мною голос твой.

Пример, связанный с творчеством Ахматовой, не является

исключением. В художественной литературе немало примеров

описания природы, читая которые можно буквально видеть ее,

слышать ее звуки и даже ощущать запахи, присущие разным

временам года.

Одним из признанных мастеров такого описания природы по

праву считается И. Бунин. Но, выражаясь словами этого выдающегося

русского писателя, «всем чувственным, вещественным, из чего создан

мир», он овладел в детстве благодаря личному, интимному и

целостному погружению в природу.

К сожалению, мы не всегда правильно понимаем значение

 целостности восприятия и начинаем «препарировать» эстетический

объект (какой у дерева ствол, сколько у цветка лепестков, какой они

формы и цвета и т. д.).

Своеобразный мастер слова, удивительный и неповторимый М.

Пришвин по этому поводу писал следующее: «Разве я не понимаю

незабудку: ведь я и весь мир чувствую при встрече с незабудкой, а

спроси, сколько в ней лепестков— не скажу. Неужели же вы

пошлете меня изучать незабудку?

В цветке, как ни в каком другом произведении природы,

сосредоточен колоссальный обобщающий момент, поэтому он

воздействует на нас непосредственно, прямо, минуя анализирующую

инстанцию и обращаясь к тому самому, что является нашей

подлинной сутью.

Цветок воспринимается нами как прекрасное стихотворение, когда

мы постигаем одновременно и смысл, и музыку, и второй смысл, и

поэтический взгляд».

Специалисты не рекомендуют родителям и педагогам подробно

анализировать красоту природы, а просто погружать детей в мир ее

образов, звуков, запахов.

Живописная природа, полная контрастов, красочно меняющаяся в

различные времена года, несомненно способствовала тому, что

педагогика всех веков и народов использовала ее как важнейшее

средство развития личности ребенка-дошкольника

Благодаря систематическому контакту с миром эстетически

значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу

в разнообразных красках и пластических формах и получает разного

 рода информацию. В результате этого накапливаются впечатления

— цветовые, осязательные. Они и представляют собой тот

фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к

гармонии цветов и пластике предметов.

На основе интереса появляется простейшая эстетическая

избирательность, формируются эстетическое чувство и эстетический

вкус. А для эстетического развития крайне важно, что такие знания о

мире существуют для ребенка в наглядной, чувственно

воспринимаемой форме. И чем богаче воспринимаемый им мир по

пластике, цвету, формам, тем глубже основы для его эстетического

развития.

Работу надо начинать с формирования у детей эстетического

 интереса к хорошо знакомым им овощам и фруктам. Поэтому,

 обращаясь к родителям, мы просим их: «Увлеките детей

красотой формы и цвета овощей и фруктов, заворожите их ароматом,

доставьте им удовольствие от их вкуса! Поиграйте с детьми в

натюрморт — и вы подарите им яркие, незабываемые впечатления,

связанные с красотой цвета и формы, которые воспринимаются как

гимн дарам природы».

Радость общения с цветами — одно из самых сильных чувств,

 пожалованных человеку природой. Величавые гладиолусы и

пышные георгины, великолепные тюльпаны, миниатюрные

незабудки, незаметная резеда и многие другие цветы наделяют детей

ни с чем не сравнимыми впечатлениями.

Средствами создания образа у цветов являются формы листьев,

стеблей, цветков, игра красок, разнообразие ароматов. Неповторимые

сочетания формы, цвета, запаха определяют своеобразную, только

 этому растению присущую прелесть.

Не менее поэтичны и красивы деревья и кустарники. Угрюмые ели с

почти черной хвоей и нежно-зеленые веселые и мохнатые молодые

елочки, тускло-серебристые, торжественные стволы березок и

зелено-бурые осинок и тополей прекрасны своей неповторимой

красотой. Одно и то же дерево каждый ребенок может увидеть так,

как только он один может его увидеть и запомнить на всю жизнь. Но

для этого родителям и педагогам надо систематически обращать вни -

мание ребят на красоту и разнообразие формы, оттенков и цветов в

убранстве деревьев в разное время года.

К сожалению, совершенство таких дивных созданий природы, как

 цветы, деревья и кустарники, не сразу открывается детям.

Поэтому известный детский врач и большой специалист в вопросах

воспитания детей Е. А. Аркин, обращаясь к родителям, писал:

«Надо дать ребенку возможность на прогулке, во время экскурсий за

город или пребывания в деревне, на даче видеть природу во всей ее

красоте, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей

простоте, видеть звездное небо, восход и заход солнца, видеть

землю в различных одеяниях: зимой — в белоснежном покрове, летом

— в пышном и ярком наряде, осенью — в золоте листьев, весной — в

пленительных формах пробуждения ее к новой жизни. Пусть

ребенок четырех-пяти лет не в состоянии еще испытать на себе во

всей полноте обаяние раскрывающейся перед ним красоты природы,

 пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу,

 величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные,

быстро меняющиеся оттенки неба, освещенного последними лучами

заката, пусть его привлекают иногда всякие мелочи— всюду

разлитая жизнь — весь этот аромат красоты вдыхается ребенком

и оставляет в нем след, который если не сейчас, то в будущем

послужит материалом для глубоких, чистых переживаний.

Так вместе с воспоминанием чувства красоты родной природы и

интимной близости с ней воспитывается с самой ранней поры

жизни никогда уже потом не исчезающее чувство любви к родным

местам, которое с возрастом крепнет, расширяется и

превращается в одно из самых прочных и возвышенных человеческих

чувств— в любовь к Родине».

В результате специальных наблюдений было установлено, что на

формирование у детей дошкольного возраста эстетического

отношения к природе благоприятное влияние оказывают следующие

факторы:

  • длительное погружение в красоту природы, в мир ее образов,
  • звуков, цветов, запахов (с целью обогащения сенсорного опыта);
  • активные действия с природным материалом (создание цветочных
  • аранжировок, бутоньерок, композиций из засушенных цветов,
  • трав и листьев, уход за цветущими комнатными растениями,
  • создание на участке детского сада альпийских горок и т. п.).
  • знакомство со сказками, легендами и мифами о цветах, травах,
  • деревьях, кустарниках.

Без сомнения, предложенные формы работы с детьми — это сложная

и многоплановая работа, серьезный, кропотливый труд.

Кроме того, климат, флора и фауна каждого региона России имеют

свои особенности, которые необходимо учитывать в работе с детьми.

Но для того чтобы хотя бы немного помочь родителям, мы

разработали вариант примерного планирования работы с детьми

дошкольного возраста по временам года.

Меньше всего хотелось бы, чтобы эти рекомендации рас -

сматривались как набор беспрекословных истин: прочитал —

выполнил. Не торопитесь буквально следовать им, а постарайтесь

выбрать свой подход с учетом собственных интересов и возможностей.

Примерный план действий взрослого следующий:

  • заинтересуйте детей красивым природным объектом;
  • предоставьте возможность самостоятельно рассмотреть его;
  • поинтересуйтесь отношением детей к увиденному;
  • просто и искренне выразите собственное эстетическое отношение;
  • предоставьте ребенку возможность повторно самостоятельно
  • рассмотреть объект;
  • предложите, если это возможно, сделать фотографии или
  • видеосъемку заинтересовавшего вас вида, объекта; проведите
  • дома совместный просмотр и обсуждение его с другими
  • родственниками, друзьями — как взрослыми, так и детьми.

В последующие дни расскажите или прочитайте детям сказку,

легенду или миф о данном растении.

Легенды, предания, интересные истории и рассказы о цветах вы

можете найти во многих книгах, которые в достаточном количестве

появляются на прилавках книжных магазинов. Хорошо, если

придумаете что-нибудь сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Формирование у детей художественного вкуса, понимания красоты окружающего мира"

«…ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуков, в сказке и в игре, в собстве...

Методические подсказки для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира

Консультация посвященна  методическим  подсказкам  для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира...

"Учимся замечать красоту окружающего мира"

Философы утверждают, что эстетическое воспитание формирует высокую культуру чувств, готовит подрастающее поколение к жизни в обществе, создает предпосылки для единства чувств и разума человека. Поэтом...

Повышение мотивации к познанию красоты окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья через стимуляцию зрительного, слухового, тактильно-кинестетического анализаторов.

В статье освещается опыт работы по повышению мотивации к познанию красоты окружающего мира у детей  с ограниченными возможностями здоровья....

Проект "Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям" Тема: " Природа родного края.Реки"

Формирование у детей эмоционально-осознанного отношения к значимости воды в жизни человека, необходимости охраны водоемов от загрязнения....