Родителям ребёнка левши на заметку
занимательные факты по теме
Эта консультация поможет родителям леворуких детей узнать причины происхождения леворукости, что леворукий ребёнок – это ещё не левша, как помочь леворукому ребёнку и как правильно научить держать ребёнка ручку.
В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Мой ребёнок левша».
Подготовила воспитатель
Толкачева Елена Александровна
ДОУ № 8 «Светлячок»
В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления.
Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.
Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя.
Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.
Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.
У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют их при переучивании. Во сне такие малыши часто переживают дневные неприятности в преувеличенном виде. Утром они встают вялыми, не отдохнувшими, капризными. Состояние страха усугубляется замечаниями взрослых или насмешками со стороны сверстников над леворукостью. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, могут исчезнуть.
Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к этому «недостатку». Когда родители при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, а взрослые расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. В итоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи. Напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим остаются на долгие годы. Выходит, что старания взрослых облегчить жизнь своему чаду могут попросту исковеркать ее. Бывает у переученных леворуких и невротическое заикание, и невротическое недержание мочи (энурез) и тики - назязчивые непроизвольные движения (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом). Подобные проявления редко вызывают беспокойство взрослых, чаще всего их принимают за кривляние, дурачество. Насмешки и передразнивания сверстников, раздражение воспитателя, замечания родителей делают свое дело. Нарушения закрепляются. Ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Как правило, тики не связаны непосредственно с выполнением каких-либо заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает. Кроме того, у детишек могут проявиться истерические неврозы. Перед уходом в детский сад или накануне какого-нибудь важного, волнующего события у малыша может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: ребенок с громким плачем падает навзничь, беспорядочно колотя по полу руками и ногами. Для крохи это безвыходная ситуация. Образуется тот порочный круг, разорвать который по силам только взрослым.
Леворукий еще не левша
Обозначая человека, предпочитающего действовать левой рукой, его обычно называют левшой. Но если быть строгими в определениях, это не совсем точно. Левшество, в отличие от леворукости, - это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела. Просто в обычной жизни большинство людей редко обращает внимание на то, какую ногу, ухо или глаз предпочитает человек. Стоит заметить, что абсолютных левшей — людей, у которых ведущие все парные органы левой стороны тела, — очень мало. Чаще преимущественное владение левой рукой сочетается, например, с левой ногой, но правым глазом и правым ухом. Подобных сочетаний очень много, но их анализ интересен скорее для специалистов.
Как помочь леворукому ребенку
Не стоит подчеркивать эту его особенность, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает). Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь. Для правильной позы при письме необходимо:
- сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не касаться грудью стола;
- ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.
Теперь о тетради. Малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа.
Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:
1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.
Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.
При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.
Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов.
Малыша, предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребенок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу.
Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. Если в рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны обратить на это внимание ребенка.
Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15-20 минут.
Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука. Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.
Советы родителям леворуких детей
1. Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.
2. Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.
3. Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
4. Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.
5. Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.
Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Ваш ребёнок - левша"
В материале содержатся методические рекомендации,, которые помогут определить ведущую руку у ребёнка, и советы родителям, имеющих леворукого ребёнка....
Консультация для родителей "Ребёнок-левша"
Как вести себя с ребёнком "левшой"? В каком возрасте и какими методами можно определить ведущую руку?...
Консультация для родителей "Если ваш ребёнок левша"
Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание....
Консультация для родителей "Ребёнок-левша"
Психологические особенности ребёнка-левши....
Ребёнок - левша. Советы родителя и тем, кто учит таких детей.
Часто родители маленьких детей, которые пытаются брать ложку левой рукой, проявляют беспокойство и пытаются их переучить. И таких родителей можно понять, так, как всем известно, как чувс...
Консультация для родителей Ваш ребёнок левша!
Левшами называют не только людей, которые лучше управляют левой рукой, но и вообще тех, чьи левосторонние парные органы (нога, рука, глаз, ухо) развиты лучше и играют ведущую роль. Такие особенности ч...
Что нужно знать родителям ребёнка-левши.
Родители, у которых леворукие дети, всегда должны помнить, что леворукость – это вариант нормы. Ребёнку-левше требуется особенное внимание не по той причине, что у него главной является левая ру...