Консультация для воспитателей и родителей.Ритмопластика
консультация по теме

Семёнова Тамара Павловна

  Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ритмопластика

  Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они  мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

   Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена.        Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка.  

    Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях  ребенок занимается ритмопластикой   в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

   Очень важна на занятиях правильно подобранная музыка. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Требования к подбору музыки

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.

С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:

небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);

умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;

2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей.

Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например:  музыка изобразительного характера — "дождик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т.д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших.

Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно

разнообразными по жанру: плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии. По характеру: веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.

Требования к подбору движений

В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.).

Разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, движения под музыку, развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента. Упражнения на ритмопластику  я провожу в основном во время танцев и драматизаций. В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях.  

Пример фрагмента музыкального занятия с применением элементов ритмопластики.

        «Веселые путешественники».

Музыка М. Старокадомского

Описание движений.

И.П. - (исходное положение). Дети стоят друг за другом.

                    1 фигура

1 куплет

Ходьба друг за другом бодрым шагом.
Припев:

И. П. - стоя лицом в круг.

На слова "Тра-та-та" - три хлопка справа у головы.
Повторение - три хлопка слева.

На слова «Мы берем с собой кота» - на 4-х прыжках руки вниз.
На слова «чижика» - наклон вперед, руки назад "хвостиком",

«собаку» - слегка присесть, руки перед собой, согнутые в локтях, кисти опушены,

«Петьку-забияку» - шаг на месте, одновременно маховые движения руками, согнутыми в локтях,

«обезьяну»- наклон вправо, руки согнуты в локтях, ладони вперед,

«попугая» - наклон в том же положении влево,

«вот» - руки вперед.

«компания какая» - руки опустить.

Повторение последней фразы - движения те же, в конце - шаг на месте.

2 фигура

  2 куплет

Запев:

ходьба топающим шагом, вращение согнутыми в локтях руками (паровозик)

На повторение музыки изменить направление движения, руки «держат руль» - имитация езды на автомобиле.

Припев:  движения те же.

                    3 фигура

3 куплет

Запев: поскоки по кругу друг за другом (для детей 3-3,5 лет вместо поскоков - ходьба).

Начиная со слов "Нам солнышко светило" дети 4,5-5 лет одновременно с поскоками выполняют маховые скрещивающиеся движения руками над головой ("ветерок"). Эти движения можно выполнять врассыпную и к припеву остановиться лицом к зрителям (педагогу).

Припев: движения те же.

На последний аккорд - прыжок на месте, руки вверх.

Дидактическая игра «Гномики»

Цель: изображение с помощью мимики страха, удивления, сомнения, подозрительности, равнодушия.

Оборудование: домик, в котором живут гномы с разными  эмоциональными состояниями.

Дети выбирают любого гнома и изображают его эмоциональное состояние с помощью мимики

В гости гномы к нам пришли,

Смех и радость принесли.

Этот гномик так сердит,

Что на нас и не глядит.

Этот гномик удивлён.

        Этот – очень огорчён.

Игра с пением «Гриб волнушка»

Цель: формирование координации  пения и движения.

Дети, взявшись за руки, стоят в кругу. В центре круга на корточках сидит ребёнок - «волнушка». Заранее выбирается девочка-солистка.

На лесной опушке, где жила кукушка   -   дети идут по кругу хороводом

Вырос гриб-волнушка - шляпка на макушке -   ребёнок-волнушка медленно

        поднимается (растёт)

Дождик шёл, дождик шёл,        -        дети и «волнушка»

Вышел на опушку,                встряхивают кистями рук

Наклонился и нашёл        -        наклоняются вперёд

Круглую волнушку.        -показывают на волнушку» 

Мокнет у волнушки шляпка на макушке.        -        кладут руки на   макушку                   и качают головой

Солнце шло, солнце шло,        -        постепенно поднимают 

Вышло на опушку,                руки, вращая кистями

Пригляделось и нашло        -        наклоняются вперёд

Мокрую волнушку.        -показывают на волнушку»

Сохнет у волнушки        -        руки на поясе,

Шляпка на макушке.                качают головой

Наша Даша в лес пошла,        -        дети хлопают в ладоши

Наша Даша гриб нашла.        девочка обходит «волнушку»

Вот и нет волнушки        -        девочка и «волнушка»

На лесной опушке.        берутся за руки и кружатся


Танец Русалок

Русалки в море плещутся

Весёлою гурьбой,

Кого бы ни увидели,

Тот час зовут с собой.

С утра до самой полночи

Готовы танцевать.

Красивее русалочек

На свете не сыскать.

Как рыбки золотистые

Мелькают там и тут.

Проказницы-русалочки

Скучать вам не дадут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ритмопластика"

Консультация для родителей "Ритмопластика"...

Консультация для родителей "Ритмопластика"

В консультации освещены вопросы методики овледния свободой движения под музыку у дошкольников....

Консультация для родителей "Ритмопластика "

Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую му...

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...