"Творчество Натальи Абрамцевой в воспитании нравственных чувст у дошкольников"
статья (старшая группа) по теме
Статья направлена на привлечение внимания педагогов и родителей к теме о воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через сказки Натальи Абрамцевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Творчество Натальи Абрамцевой в воспитании нравственных чувств у дошкольников»
Раннее утро. Я спешу на работу в свой детский сад. Включаю свет, и он радостно и торопливо разливается по группе. Тишина, взгляд мой ловит постройки из конструктора, которые сделали ребята, их рисунки, игры, игрушки… Это маленький мир моих воспитанников. Здесь они живут, познают, мыслят, общаются, взрослеют. Скоро они выйдут в «большой мир». И надо чтобы он был для них добрым, светлым, радостным. Вот почему добро и красоту ребенок должен видеть вокруг себя постоянно.
В дошкольном детстве происходит усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ему нужно научиться жить среди людей, комфортно чувствовать себя среди них, развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают, наказывают. Познавая это, ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и на собственное поведение.
Одним из средств формирования у дошкольников осознанного отношения к моральным нормам является художественная литература. Цель художественных произведений – не формально усвоить моральные правила, а воздействовать на чувства детей (жалость, сопереживание, негодование, радость), побудить их к действенным поступкам. Эмоционально воспринимая поступки литературных героев, дети приобретают своеобразный набор эталонов, которые помогают оценивать эти поступки, - добрые или злые, честные или нечестные, справедливые или несправедливые. Описание конкретных положительных поступков, сопоставление действий положительного и отрицательного героев, самостоятельное обсуждение детьми поведения героев и собственной оценки его с точки зрения норм морали - самая доступная форма преподнесения этих норм. В ходе беседы педагог подводит детей к выводу уступать друг другу, договариваться, не ссорится.
К таким художественным произведениям, воспитывающим в детях нравственные качества, относятся сказки Натальи Абрамцевой.
Узнала я о них случайно, разыскивая сказки нравственного содержания для дошкольников.
Н. Абрамцева – писательница с непростой судьбой. Инвалид детства, она нашла в себе силы не впасть в отчаяние, а посвятить себя, свое творчество написанию необычных сказок, в которых одушевляются все герои. Основная цель этих сказок - помочь ребенку осознать отношения между добром и злом и сделать правильные выводы.
Сказки писательницы оригинальны по форме и содержанию (напоминают по духу сказки Андерсена, самые любимые сказки писательницы). Они педагогичны и нравственны; в них напрямую не читается мораль, но все они – об умении жить рядом друг с другом, о доброте, терпимости, благородстве и милосердии. Одни сказки Абрамцевой - веселые, другие – грустные, «отмеченные эмоциональной неоднозначностью, придающей им особое очарование». Многие имеют «открытый конец» (домыслить который предоставляется читателю), иногда мораль находится отдаленно и почти не ощутима, иногда сказка носит характер неспешного размышления. Все это дает возможность ребенку размышлять, думать, сопоставлять, делать выводы.
Сочиняя сказки для детей, Абрамцева писала: «Так хочется, чтобы добра на нашей планете Земля было больше! Так хочется, чтобы мы с вами не опоздали с главнейшим! Так хочется, чтобы мы воспитали особенный вид моральной целеустремленности: пусть дети помнят добро и забывают, прощают обиды, пусть они с детства познают то, что добро мудрее войны, а любовь побеждает зло…»
Изучение сказок Абрамцевой в воспитательно-образовательном процессе дает возможность интегрировать различные формы деятельности дошкольников и ненавязчиво передавать детям важнейшие моральные и нравственные нормы поведения. Дети приобретают своеобразный набор эталонов, позволяющих оценивать свои поступки и поступки других людей.
Художественные произведения Н.Абрамцевой помогают дошкольникам глубже осознать смысл моральных норм и социальных способов поведения и применять их в конкретных ситуациях реальной жизни.
Наталья Абрамцева: «…Кому и зачем нужны сказки? Этот жанр я считаю необходимым. Сказка - это эпиграф жизни. Это молитва на сон грядущий, на грустное настроение, на плохую погоду. И для ребят, и для взрослых. Дети мудреют, взрослые возвращаются к чистому роднику детства, мягчеют, добреют, светлеют душой. Сказка - это связь поколений. В этом ее главное волшебство. Сказки надо читать и наедине, и всей семьей; за общим столом, сидя на полу, на траве… Сказки, прочитанные вместе, помогут нам в… в чем? В той ситуации, что сейчас нас окружает. Да и просто в жизни. Вот и сейчас они помогли мне прийти к вам и сказать: „Здравствуйте! А вот и я. Давайте дружить!“»
Познакомившись со сказками писательницы, изучив ее биографию, творческий путь, в группе при поддержке родителей был разработан проект: «Нежный цветок души».
Цель проекта: познакомить и привлечь внимание детей и родителей к творчеству писательницы-сказочницы Натальи Абрамцевой. Развивать у детей нравственные качества посредством сказок автора.
Наш проект был представлен в рамках конкура, проводимого в городе на тему: «Земля – наш общий дом». Мы стали одними из победителей этого конкурса, получили диплом и подарок для детей.
Прежде всего, итогом этой работы стало то, что мы заинтересовали родителей, их детей творчеством Н. Абрамцевой. Составленное нами перспективное планирование по реализации проекта, позволило донести до детей те задачи, которые мы ставили. Дети знакомились со сказками на занятиях по литературному чтению, познавательных занятиях, закрепляли изученный материал в практической деятельности: конструировании, лепки, аппликации, рисовании. Дети проявляли творческую активность, воображение. На основе этих сказок дети делали выводы о том, как надо вести себя в тех или иных жизненных ситуациях, на примерах героев учились жить в современном мире.
К сожалению, Натальи Абрамцевой уже нет в живых, но остались ее великолепные сказки. Родителям и воспитателям можно посоветовать: среди повседневной суеты найдите время, чтобы неспешно прочитать, понять, почувствовать всю чистоту, нежность и силу, которую дарят сказки Натальи Абрамцевой. Читайте эти сказки сами, вместе с детьми, и они будут дарить вам и вашим детям, даже в самые трудные времена, свет, доброту и жизнерадостность.
Список используемой литературы:
Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1989.
Карпинская Н.С. Художественное слово и воспитание детей. М.: Педагогика, 1972.
Мещерякова М.И. "Эпиграф жизни, дитя сердца". Газета "Первое сентября"
Материалы с сайта Н. Абрамцевой
www.E-mail:strumishka@narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитании нравственных чувств у дошкольников"
Эта статья о нравственном воспитании дошкольников....
Статья "Воспитание нравственных чувств у дошкольников"
"Один урок нравственности годен для детстваи в высшей степени важен для всякого возраста - это не делать никому зла"Жан - Жак РуссоНравственное воспитание, или воспитание нравственности - в...
мастер-класс "Воспитание нравственных чувств у дошкольников через ознакомление с семейными традициями."
Данный материал помогает рассмотреть формы взаимодействия детского сада с с родителями в процессе воспитания нравственных чувств у детей.Помогает воспитателям разработать...
Современное содержание и методы воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников
Формирование нравственно-патриотических чувств у дощкольников...
Современное содержание и методы воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников
формирование чувства патриотизма у детей путем осмысления понятия «малая родина»...
Консультация для родителей "Воспитание патриотических чувст у дошкольников"
Воспитание патриотических чувст в детском саду всегда имело важное место.Чувство патриотизма это любовь к Родине, родным местам,гордость за свой народ.Эти чувсва надо прививать с детства.Без помо...