" Сказка как сценарий жизни"
консультация по теме
Основные типы гендерной сказки, которые могут послужить инструментом воспитания мальчиков и девочек, читая которые родители уже сделают большую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основные типы гендерной сказки. | 780.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗКА КАК СЦЕНАРИЙ ЖИЗНИ
Если рассматривать сказки как воспитательный инструмент, то возникает вопрос, есть ли различия в выборе сказок для девочек и для мальчиков?
Конечно, и девочкам, и мальчикам нужно читать самые разнообразные сказки. Объявить определённые сказки «мужскими» и не читать их девочкам, и наоборот, было бы странно. В каждом из нас есть мужское, и женское, ян и инь. В их взаимовлиянии наша сила. Однако условно разделить сказочно-мифологическое наследие на «женское» и «мужское» всё же можно. В «мужских» сказках действует главный герой, в «женских» - история разворачивается вокруг героини. Есть ещё третий тип сказок, в них рассказывается об отношениях между героем и героиней. Для воспитания гармоничной личности важны все три группы сказок.
Чему учат сказки для мальчиков.
Рассмотрим несколько типов сказок, которые отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, которые, взрослея, проходит мужчина.
Первый тип сказок - это те, где есть идея о правильном соотношении «брать-давать». Мальчики в силу своей природы, всегда активно вступают в борьбу, будь то игрушка в песочнице или велосипед старшего брата. Поэтому, начиная с 4-5 лет, ребёнку следует подбирать сказки, которые учат правильно брать и давать.
Сказка учит: помни, что берёшь, когда и у кого. Если хочешь что-то взять, прояви терпение, спроси у владельца, как этим пользоваться. Будешь нетерпелив, будешь хватать чужое, можешь накликать беду. Благодари заранее, и когда берёшь, и когда возвращаешь, благодарность – лучшая защита. Если мама в первые 5-6 лет сформирует правильное понимание «брать-давать», она сделает уже огромную работу.
Так же необходимо рассматривать сказки, где герой принимает решения.
Это хороший материал для бесед с мальчиком. «Давай подумаем: правильное ли решение принял герой, как можно было по-другому поступить в этой ситуации?» В принципе любую мужскую сказку можно анализировать под этим углом зрения. И чем раньше мама разрешит своему сыну принимать решения, брать на себя ответственность за свои поступки. Тем легче ему будет, когда он встанет на самостоятельный взрослый путь.
Мамам стоит помнить здоровую формулу мужского воспитания: «Я родила сына, но воспитываю мужчину, т.е. кормильца и защитника не только для меня, но и для будущих поколений, а также для той женщины, которая поможет сыну продолжить наш род». Если же мама постоянно опекает ребёнка, ведь «он слабенький и маленький и без меня пропадёт», то такое отношение разрушительно действует на мужскую природу.
И не удивительно, что через 10, 15, а то и 40 лет сын продолжает быть инфантильным и зависимым от матери.
Третий тип сказок, который мы выбираем для мальчиков, это героические сказки. В них действует герой, способный бороться за справедливость и защищать слабых.
Он спасает людей, возможно, жертвуя собой, на его пути встречаются
трудности, но к своей цели он всегда приходит победителем.
Это не только сказки, где показаны красивые, благородные герои, но и исторические жизнеописания (Александра Македонского, Суворова, адмирала Ушакова и т.д.), былины, жития святых.
Хороший сапожник, портной, пекарь, и даже хороший волшебник – это истории, в которых показан путь, который проходит мужчина, что бы стать мастером своего дела. Из таких сказок вытекает важный разговор о ремесле. Для мальчика, помимо хорошего образования, важно владеть каким-либо ремеслом, которое всегда даст ему возможность заработать, а значит прокормить себя и свою семью.
Через «мужские сказки» мальчик постигает четыре основные мужские архетипические роли: Кормильца, Защитника, Учителя и Продолжателя рода.
. Архетипическую роль Кормильца мы встречаем в сказках, где мальчик вынужден взять на себя роль главы семьи в силу какой-либо причины. Например, гибели отца. Юноша отправляется в путь, нанимается на работу, деньги отсылает в семью, помогает матери, младшим братьям-сёстрам. Он вырастает, достигает социальных высот, но никогда не забывает о семье. Так он становиться Кормильцем.
Что касается Защитника, то это истории о героях, которые стоят на страже своей страны, оберегают семью. Для Защитника радость восстановления справедливости является мощным стимулом, он ничего не берёт для себя взамен.
Мужчина-наставник, Учитель к каждому находит сой подход. Совершенно удивительно этот архетип раскрыт в восточных притчах (в Китае, Японии, Корее). Яркий пример тому фильм Ким Ки Дука «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», где чудесно обрисован образ Учителя.
Сказки, где есть архетип Продолжателя рода – это истории, которые имеют тему отношений с женщинами. Здесь есть любовь и верность.
Чему учат сказки для девочек.
Каждой маме, у которой растёт дочка, важно знать, что девочка воспринимает не столько идеи воспитания – быть чистоплотной, хранить очаг, быть терпеливой, трудолюбивой – сколько способ их передачи. Допустим, мама хочет научить дочь поддерживать чистоту в доме, при этом кричит или ругается, если та не убирает вещи или не моет посуду. Если ситуация повторяется, то со временем уборка станет для дочери неприятной обязанностью. Но есть и другой подход: мама сможет добиться желаемого мягко. По-женски, разговаривая с шутками-прибаутками, а главное, показывая свой пример: «Вот видишь, доченька, мы сейчас с тобой приберёмся, все вещи у нас будут лежать на своих местах, ведь вещам, как и людям, своё место нужно, свой домик. И каждая вещь со своего места нам всегда поможет или даже защитит».
В сказках, где присутствует образ хорошей хозяйки, показано, как героиня ведёт дом, строит отношения с родственниками и с другими людьми. Куда бы ни попала такая героиня, пусть даже в самый запущенный дом, как, например, Белоснежка к семи гномам, она обязательно там наведёт порядок. Образ хорошей хозяйки является оберегом для женщины, спасает её от невзгод и бед. Этот образ мы видим в сказках «Золушка», «Крошечка - Хаврошечка», а так же в тех, где есть добрая падчерица и злая мачеха. Падчерица – жизнерадостна и жизнелюбива, хотя она претерпевает от мачехи серьёзное давление. Мачеха – это «социальный тренер». Она показывает жесткую модель воспитания, провоцирует героиню на проявление ответной агрессии, тем самым тренируя нравственный стержень, проверяя её на крепость женских качеств – терпение, способность прощать, трудолюбие, целомудрие. Если падчерица попадётся на все наживки и вступит в конфликт, отстаивая свои права. То она пропадёт и ничего не получит. Как правило, сказочные героини эту проверку проходят. А вот в реальной жизни происходит другая ситуация. «Падчерицы» не проявляют терпение, не прощают, и поэтому оберег не срабатывает – ни принца, ни короны….
Очень важен для девочек тип сказок, где показан образ доброй матери. Эти сказки учат, как правильно любить и воспитывать детей. Добрая матушка часто проявляются в образах волшебницы, феи. Она приходит на помощь героине, она утешает, учит. Добрые слова, мягкие обороты, точные мудрые выражения, наставления, деликатно переданный уз уст доброй матушки помогут девочке сформировать свой идеальный образ матери.
Образ желанной женщины мы наблюдаем в сказках, где героиня встречает принца. Василиса Премудрая, Золушка – образ желанной женщины в этих сказках проявляется через персонажей, которые стимулируют героя на подвиг. Героини создают ситуации, когда герой должен проявить себя, преодолевая препятствия.
И. конечно, этот образ всегда имеет отпечаток недоступности и целомудрия. Например, Спящая Красавица спит в хрустальном гробу, другая героиня живёт за тридевять земель, третью – нужно вызволить из плена или расколдовать.
Принцип целомудрия- сегодня крайне важная идея для воспитания девочки, потому что сейчас он всячески попирается. Современная молодёжная культура говорит девочке совсем другое. Что ты можешь не только целоваться, но и вступать чуть ли - не в интимную связь на первом свидании. Доступность женщины очень сильно растлевает не только самих женщин, но и мужчин. Поэтому этот тип сказок особенно актуален.
Вот, пожалуй, самые основные типы гендерной сказки, которые могут послужить инструментом воспитания мальчиков и девочек, читая которые родители уже сделают большую роль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: «Сказка в моей жизни. Обыкновенное чудо»
Эссе о работе логопеда....
Проектная деятельность"Сказка в нашей жизни"
Презентация проектной деятельности по теме: "Сказка в нашей жизни"....
Сказка "История из жизни капельки"
Сказка для детей подготовительной группы "Истоия из жизни капельки"....
"Весенняя сказка Снегурочка" по мотивам сказки Островского - сценарий драматизации для детей старшей и подготовительной групп
представлен подробный сценарий сказки - драматизации по мотивам сказки Островского, возрастная категория детей, участвующих в сказке 5-7- лет, с использованием музыки Римского -Корсакова...
КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасности через русскую народную сказку по теме: «Жизнь прожить – не поле перейти».
Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасности через русскую народную сказку. Целью данного занятия является формирова...
Сказка как проводник жизни
сказка...
Непосредственно образовательная деятельность "Безопасность и в сказке, и в жизни"
Закрепить правила безопасного поведения в быту и на улице. Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности; Дать детям знания о том, что в случае необходимости взрослые...