"Сила влияния нравственного выше всяких сил." Николай Гоголь
консультация по теме
Нравственное воспитание детей должно быть отрицательное, т. е. состоять в удалении от них всяких дурных примеров и в развитии в них, чувства любви, справедливости и человечности, не правилами морали, а влиянием привычки.Виссарион Белинский
В современном обществе, воспитание детей вышло на новый уровень. Очень часто, мы ловим себя на мысли, если конечно не присутствует гордыня, что сегодня, уже не только учим детей, но и учимся у них многому. Порой видим, что трудно обойтись без помощи маленького человека, например, который разбирается в гаджетах, и учит, свою бабушку или деда, как правильно пользоваться телефоном или быт. техникой. Но несмотря на это, в ребенке необходимо взращивать помимо, технических знаний, чувства необходимые для жизни и общения, для того, чтобы будущие покаления, знали, помнили, гордились, ценили и уважали свое прошлое, историю своей Страны, подвиги своих дедов и соотечественников, ведь для этой сегодняшней жизни, эти люди, "вчера", отдавали свои жизни.
Я пологаю, чтобы воспитать в ребенке, нравственность, этику и патриотизм, необходимо, чтобы эти качества, имелись у "воспитателя", чтобы проявления этих цувств, имели повседневную окраску, являли собой привычку. И может быть, спустя поколения, нравственное воспитание, будет передаваться, как говорится, "с молоком матери", как привычка, и даже на уровне инстинкта, как чувство самосохранения. - Это в будущем, а сегодня...
Давайте начнем с себя и своих детей. ДОУ сегодня, предлагает различные подходы и методы в организации воспитания и образования. Родители, становитесь партнерами. Становитесь единомышленниками. Давайте строить доверительные отношения, так необходимые, для достижения наших общих целей. Давайте говорить на одном языке. Давайте говорить! Давайте строить диалог! Говорите, ведь вас сегодня слушают! Наши дети, это наше будущее. Каким вы видите это будущее? Задумайтесь! Воспитатель ваш помошник, проводник в неизвесность. Уважайте себя, уважайте людей, и ваши дети будут уважать вас!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.docx | 23.3 КБ |
ankety_i_pamyatki.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие социадльно - нравственных чувств.
Посмотрите, какими стали наши дети? Еще вчера, мы и сами были детьми, но…
Как вам кажется, что изменилось, что повлияло?
Может быть, это свободы, предложенные нам, без инструкций к применению.
Может быть, это наше эгоистическое отношение, себялюбие, гордыня…
Может быть, это время такое? А какое?
Нет, это, наверное, воспитание…? А тогда, воспитание кем, родителями, детским садом или школой, а может быть улицей, друзьями…?
А книги, телевиденье и т. д.
Что есть воспитание?
Очень много различных цитат и высказываний, людьми, имеющими к воспитанию не косвенное отношение, которые подводят итог, под этим понятием, написавшим тысячи работ о воспитании, тысячи исследований маленькой человеческой «души».
И что, время открывает все новые и новые, потаенные «уголки», этой «маленькой души». И опять исследования и опыты, но это уже для ученых умов. А что до людей, которые не заканчивали институтов и высших школ, воспитательной и педагогической науки. А ведь именно они дают жизнь, начинают взращивать и воспитывать, обучать и формировать маленького человека.
Сколько молодых, не приспособленных, не адаптированных семей; матерей, отцов – одиночек; и др., которые не имеют возможностей, по разным причинам, дать ребенку необходимые внимание и заботу, создать условия для полноценного развития.
Современный подход образования в дошкольном учреждении, дает возможность родителям, найти помощь, в лице воспитателей и специалистов – логопеда, психолога, инструктора по физ. культуре.
Родители имеют возможность получить своевременную консультацию по имеющимся у них вопросам по воспитанию, а так же получить рекомендации по психологическому и физическому здоровью детей.
Современные стили организации воспитательно – образовательного процесса, позволяют воспитателям строить работу с родителями более продуктивно. Родители являются партнерами в образовательном процессе. Достигаются единые цели и формы в воспитании. Взаимопонимание и взаимопомощь воспитателя и родителей, являются неотъемлемой частью процесса.
Личность воспитателя, играет большую роль в воспитании, ведь воспитатель проводит много времени с ребенком, ребенок неосознанно копирует и перенимает черты поведения и общения воспитателя. Воспитатель является примером для подражания.
Дети подвержены влиянию со стороны окружающих факторов, телевиденья, опасного манипулятора детского сознания, компьютера с доступом в интернет (а он есть сегодня в каждом доме). Современный родитель считает, достижением, если его ребенок, будучи в возрасте трех лет, самостоятельно ориентируется в пространстве интернета. Что по – вашему, он там видит? Зарубежные, современные российские мультфильмы (вы их смотрели?), за редким случаем попадается интересный, позитивный мульт (идем в ногу со временем?). Наши дети с экранов получают информацию, которая не только развивает его, но и травмирует его психику. Дети взрослеют раньше времени, пропуская возрастные стадии формирования психического здоровья. Видя жестокость, насилие, убийства, пусть и виртуальные, каким чувствам учится ваш ребенок? Он становятся настороженным, недоверчивым, озлобленным, какие мысли в его маленькой головке?
Уже сегодня, необходимо, защитить наших детей от пагубного воздействия, развить в них такие качества, как человеколюбие, сердечность, человечность, желание помочь близкому человеку и чужому, в беде. Как воспитать в них доброту, веру в справедливость, любовь и уважение!?
Делать это, нужно с самого раннего детства, с «пеленок» – это как раз то время, когда ребенок должен знать и чувствовать, что он не один, что его оберегают и поддерживают, именно это, дает уверенность в себе, веру в других, придает сил для постижения жизненной науки, помогает проявить свой живой, пытливый ум. И тогда, смело шагающему вперед малышу, через детский рассудок и сердце войдет любовь к окружающему миру, в котором он живет. В дальнейшем это сыграет роль в становлении настоящего, с хорошей жизненной позицией, нравственного человека, научит видеть величие и ни с чем несравнимую красоту бытия, красоту человеческой души, красоту Отечества, сформирует богатый внутренний мир. Воспитает этические и нравственные чувства. Сформирует эстетический вкус.
Тема нравственного воспитания детей актуальна в современном обществе, она приобретает чрезвычайную значимость образовательного процесса, в стенах дошкольного образования.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях нравственных чувств, основ патриотизма и гражданственности, гордость за свою Родину! Семья и детский сад - два воспитательных феномена. Каждый, по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом, они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования, важным условием которой, является тесная взаимосвязь с родителями, с семьей, как ячейкой общества и хранительницей традиций. Важной частью нравственного воспитания, является приобщение ребенка к Малой Родине - к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Родина начинается с родного дома, улицы, города, где живет он и его семья. Родители, именно они дают основу, закладывают фундамент для дальнейшего «строительства» нравственного человека, достойного гражданина. Воспитатель, в свою очередь, помогает, в чем – то направляет, где – то подсказывает. Через семью, наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «моя семья и род», «мой дом», «Малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык».
Семья, как субъект воспитания, выполняет следующие функции:
- формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;
- обеспечение диалога между поколениями;
- привитие любви к родному дому, городу, краю;
- воспитание преданности Отечеству,
- воспитание чувства уважения к защитникам Отечества, памяти своих предков.
В ДОУ ставятся цели, выявляются задачи, разрабатываются комплексы мероприятий для достижения качественных результатов в воспитании детей. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий. Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» − личное взаимодействие педагога и родителей в данной семье, по поводу достижений конкретного ребенка, его трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем. Предъявляя воспитанникам согласованные требования, действуя сообща, идя рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие, только в процессе совместной деятельности будут разрешены поставленные задачи.
Наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между ними. Растет конфликт между старшим и подрастающим поколением. На задний план отходят доброта, милосердие, уважение к человеку, стремление к духовности, стирается из памяти понятие – патриот. Не смотря на то, что в каждой семье растет гражданин нашей страны, в семьях вопросы воспитания патриотизма, не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание дошкольников можно считать одним из самых необходимых направлений в ДОУ.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ. Для формирования чувства патриотизма, очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, подвигах, обычаях, истории и культуре. Приобщать детей к отеческому наследию, воспитывать уважение, гордость за землю, страну и Родину.
Раскрытие личности в ребенке полностью, возможно, только через включение его в культуру собственного народа.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
ДОУ, ставит перед собой задачи, нравственно-патриотического воспитания дошкольников - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, что позволяет воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.
Задача ДОУ – приобщать родителей к педагогическому процессу, расширять сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации всех участников процесса. Необходимость включения семьи в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением, объясняется особыми возможностями, которыми обладает семья, и которых не имеет дошкольное учреждение – это духовная близость, ежедневный контакт с ребенком, а так же родственная связь поколений. Любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность семейных отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных – патриотических чувств.
Пример взрослых (близких людей) имеет огромное значение, в особенности, - конкретные факты из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов). Необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, помнит их заслуги. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. У каждой семьи своя собственная история, но она тесно перекликается с историей всей страны. Семья - частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа!
Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Любовь к Родине у детей формируется под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей.
Воспитатель в своей работе с семьёй, должен опираться на родителей, как на равноправных участников воспитательного процесса в формировании разносторонней, гармоничной личности ребенка, патриота своей страны, гражданина с нравственными устойчивыми принципами. Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через следующие действия:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- внедрение разнообразных программ совместной деятельности воспитателя и родителей;
- расширения сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для совместной творческой самореализации родителей и детей; - проведение выставок детских работ;
- организация информационно-педагогических материалов, которые позволяют родителям ближе познакомиться с воспитательной и развивающей средой, изучить специфику учреждения;
- объединять усилия педагога и родителей в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
- рассматривать взаимоотношения как искусство диалога взрослых, с конкретным ребенком. Основываясь на знаниях психических особенностей его возраста, учитывая его интересы, способности и ранее полученный им опыт;
- проявлять внимание и понимание, терпение, сдержанность, и такт в воспитании и обучении детей;
- учитывать интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- налаживать уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... Начинает открывать для себя окружающий его мир, и это открытие должно стать для него, прежде всего, грандиозным, позитивным, полным приятных неожиданностей приключением.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
«Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, верить в его будущее!»
Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий, придерживаясь поставленных целей, преодолевая заданные задачи, все это, позволяет обеспечить повышение эффективности гражданского нравственно - патриотического воспитания нового достойного поколения, тем самым надеясь на скорое светлое будущее!
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей Если ребенок в детстве испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут проторены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, метро и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Расширяйте собственный кругозор. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа и т.д. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах |
Диагностика детей
«Родная страна»
Ф.И. ребенка________________________
Название страны__________________________________
Название города___________________________________
Название своего района.____________________________
Домашний адрес___________________________________
Названия достопримечательностей города______________
Названия зеленых зон________________________________
Названия площадей, проспектов________________________
Символика
Флаг России________________________________________
Флаг родного города____________________________________
Герб России_____________________________________________
Гимн России______________________________________________
История народной культуры и традиций
Жилище человека и предметы быта____________________________
Народные праздники________________________________________
Народная игрушка___________________________________________
|
Анкетирование
Проводится воспитателем в начале и в конце учебного года. Опрос проводится индивидуально с каждым ребёнком в группе в спокойной и доброжелательной обстановке.
С кем ты живёшь?__________________________________________________
___________________________________________________________________
Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером из садика домой? (Да, нет, не всегда)
Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах? (Да, нет, не всегда)
Они чаще говорят ласково, чем строго? (Да, нет, не всегда)
Тебе спокойно дома? Не страшно? (Да, нет, не всегда)
Родители часто с тобой играют? (Да, нет, не всегда)
Кто из членов семьи чаще играет с тобой?___________________________________
_________________________________________________________________________
Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа? (Да, нет, не всегда)
Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу тебе купят? (Да, нет, не всегда)
Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всём маме? А папе? Никому не расскажешь?
Что ты больше всего любишь делать в выходные дни?_________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни? (Да, нет, не всегда)
Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе? (Часто, иногда, редко)
Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи? (Часто, иногда, редко)
Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители? (Терпеливо выслушают и помогут закончить мысль; отошлют к другому родителю; не захотят слушать совсем)
Анализ результатов анкетирования
Если в ответах ребёнка преобладают варианты – нет, редко – то в семье, возможно предположить реализуется авторитарный тип воспитания, характеризующийся ограничением свободы, повышенными требованиями к ребёнку, силовыми воздействиями, отсутствием ситуации выбора.
Педагогам, проводившим анкетирование, следует помнить, что результаты позволяют только в общих чертах определить, какой тип воспитания присущ данной семье. Анкета даёт лишь ориентировочное представление о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребёнка в семье.
АНКЕТА
«Я и моя семья»
- Какая связь существует между понятиями: «семья» - «род» - «Отечество»?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2. Как ты думаешь, важно ли человеку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? Почему?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Что такое генеалогия? Пробовал ли ты составить свое родословие?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Сколько поколений родственников тебе известно? С кем из них ты тесно общаешься?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Кем были твои предки? Чем они занимались?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Существует ли в вашей семье семейное предание (легенда, памятное воспоминание)? Расскажи о нем.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Есть ли у Вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? Какие? В чем их ценность для тебя?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для родителей
«Патриотическое воспитание».
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей
«Приоритетные ценности семьи»
Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи? Подчеркните. Ответов может быть несколько.
Семья
Нравственность
Родина
Здоровье
Образование
Дружба
Творчество
Карьера
Другое (допишите)______________________________________________________________________________________________________________________________________
Как Вам кажется, на что должен сделать акцент дет. сад?
Обучение
на воспитание
на сочетание обучения и воспитания.
Как Вы считаете, что должен давать ребенку д.сад, а что – семья и родители?
Обучать
Воспитывать
обучать и воспитывать
другое (допишите)__________________________________________________________________________________________________________________________________________ Семья должна:
обучать
воспитывать
обучать и воспитывать
(допишите)__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для родителей
«Гражданско-патриотическое воспитание»
Я считаю, что патриотизм это____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Считаете ли Вы себя патриотом? Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Подчеркните: да, нет, не знаю. Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ Кто должен заниматься воспитанием патриотизма и гражданственности у учащихся? Подчеркните: семья, школа, общество, никто.
Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие методы и приемы вы используете для этого в своей семье?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Традиции и обычаи, в нашей семье которые способствуют формированию патриотических чувств ребенка: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что бы вы посоветовали воспитателю, для того, чтобы неформально развивать патриотизм и гражданственность детей?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо за Ваши ответы
Анкетирование
«Что такое Родина»
(Метод незаконченных предложений)
Фамилия, имя____________________________________________________________
Что такое Родина? Это_________________________________________________________________________________________________________________________________________________Малая Родина – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как называется твоя Родина? Моя Родина называется __________________________________________________________________________Как называется твоя малая Родина? Моя малая Родина называется __________________________________________________________________________Какие чувства ты испытываешь к Родине?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что значит «любить свою Родину»?____________________________________________________________________________________________________________________________________________Что значит «защищать свою Родину»? Защищать свою родину, значит ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какой должна быть твоя Родина? Моя Родина должна быть ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________Чем ты можешь быть полезен своей Родине? Для своей Родины я ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства. Император Александр III — сыну Николаю
Общеизвестна христианская святая семья из трех дочерей Вера, Надежда, Любовь и трех благодетелей - смирение, кротость и благо, и мать их София Премудрая приводят жизненный путь к Славе, т.е. к прослав...
СООБЩЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ПО ТЕМЕ «Влияние нравственно – патриотического воспитания на формирование личности».
СООБЩЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ ПО ТЕМЕ «Влияние нравственно – патриотического воспитания на формирование личности»....
Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение.
Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности ...
Влияние нравственных представлений на поведение детей
Чтобы формировать действенные нравственные представления дошкольника, необходимо знать его возрастные особенности....
Конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию детей. "Святитель - Николай Угодник".
Знакомство дошкольников со святыми земли Русской....
Николай Васильевич Гоголь
Начали знакомиться с детками с великими авторами. Одним из первы нас заинтересовал Н.В. Гоголь.Николай Васильевич Гоголь является общепризнанным литературным классиком. Он мастерски работал в самых ра...
Проект «Нравственные уроки в произведениях Николая Носова».
Значительное место в детском чтении занимает весёлая юмористическая и поучительная книга. Она учит замечать смешное в жизни, понимать шутку, шутить самому, переживать положительные эмоции, задумыватьс...