Влияние нравственных представлений на поведение детей
консультация (средняя группа) на тему

Стецюк Вера Николаевна

Чтобы формировать действенные нравственные представления дошкольника, необходимо знать его возрастные особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_nravstvennyh_predstavleniy_na_povedenie_detey.docx13.55 КБ

Предварительный просмотр:

Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям.

Чтобы формировать действенные нравственные представления дошкольника, необходимо знать его возрастные особенности.

Основы морального «Я», нравственные требования окружающих, важнейшие нормы взаимоотношений между людьми закладываются именно в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте особенно значимы моральные эмоции – они усиливают или смягчают исходящие от взрослого нравственные требования. Именно эмоции являются тем каналом, по которому поступает к зарождающейся личности моральная информация.

Определим цепь зависимости: на основе нравственных представлений у ребёнка возникает эмоциональное отношение, затем возникает сама нравственная ситуация. Создаются такие ситуации, которые включают в себя различные аспекты жизни. Тем самым ребёнка ставят перед необходимостью совершить то или иное действие. Проводятся также беседы по сюжетным картинкам в таком аспекте, чтобы испытуемый мог сказать, как поступил бы он в данной ситуации.

Моральная активность анализируется по степени личностной заинтересованности испытуемого в изменении ситуации к лучшему результату. Ведь чем активнее помощь, поддержка, сочувствие (что зависит в первую очередь от того, насколько эмоционально затронут ребенок), тем самостоятельнее и успешнее разрешается ситуация.

Педагог должен подсказать своему воспитаннику путь самостоятельного решения вопроса нравственной ситуации, путь, разумеется, доступный его возрасту. Тем самым он будет способствовать формированию чувства долга, ответственности, инициативы, т.е., тех качеств, без которых невозможно истинно глубокое усвоение требований общества. Только пережитые нравственные предписания превращаются из чисто внешних во внутренние, личностные регуляторы поведения.

Нравственные представления, содержащие конкретные способы взаимопомощи, взаимовыручки, наиболее характерны для детей подготовительной к школе группы (хотя показательны и для старшей группы). Эти ребята не просто сочувствуют сверстнику, упавшему на прогулке, но и предлагают помощь.

Для старших дошкольников характерны двойственные представления. Однако собственное воображаемое поведение более самоотверженно, более активно, бескорыстно. Данный уровень развития говорит о том,  что у воспитанника уже наличествует образ должного поведения. Он представляет, как следует вести себя в определенной ситуации, как поступать ему под влиянием сиюминутного желания. Правда, представления эти еще образцы, к которым он стремится. В плане представлений он более активен, изобретателен, отзывчив.

Эмоциональные отношения во всех ситуациях оказываются взаимосвязанными с нравственными представлениями разной степени действенности, которые более регулятивные, если насыщены эмоционально. Что касается оценок-правил, оценок-состояний, то их роль от пятого к седьмому году жизни возрастает. Дошкольники в этом возрасте уже оценивают поведение с точки зрения выполнения или невыполнения нравственных правил («Я бабушке помогу, потому что она старенькая», «Девочкам надо всегда уступать»).

Педагог должен помогать ребенку, эмоционально оценивать состояние сверстника. Разбирая конфликтную ситуацию, просмотренный фильм, он обращает внимание воспитанника на состояние другого человека, учит его видеть и понимать переживания окружающих, сочувствовать и содействовать им, и не только эмоционально оценивать состояние окружающих, но и предвидеть последствия своих действий. Его задача – помочь ребенку раздвинуть рамки настоящего и заглянуть в будущее, научить его оценкам, предвосхищениям.

Самостоятельное поведение ребенка – необходимое условие формирования активной жизненной позиции. Повышение действенности нравственных представлений будет способствовать росту нравственной активности личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - Выступление на педсовете с обобщением опыта по теме: "Формирование нравственных представлений и мотивов поведения у дошкольников"

Нравственное воспитание дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их...

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы)

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(из опыта работы)...

Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение.

Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности ...

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей дошкольного возраста.

Инъекция нравственности прививается только в детстве....